19:19, 27 апреля 2024 Сб

Смена занавесок в горящем доме. На что похожи реформы в системе здравоохранения

 

То, что происходит сегодня в медицинской сфере Кыргызстана, сильно смахивает на смену занавесок в доме, когда начался пожар. Напомним, 10 июля премьер-министр Кубатбек Боронов в ходе заседания республиканского оперативного штаба поручил (жаль, непонятно кому) "в оперативном порядке проводить работу по увеличению и организации соответствующих медицинских пунктов". А 18 июля президент Сооронбай Жээнбеков в интервью "Биринчи радио" заявил о "проведении полной реформы системы здравоохранения".

Думается, во втором случае логичнее и резоннее было бы говорить не о реформировании, а реанимировании отечественной системы здравоохранения. Здесь невольно напрашивается вопрос: неужто главе государства невдомек, что за годы независимости медицина в республике пришла в полнейший упадок? Мало того что в стране повсеместно наблюдается нехватка лечебных учреждений - больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, профилакториев. Практически все наши лечебницы испытывают острую нужду в аппаратуре, оборудовании, медикаментах и инструментах. Речь уже не идет о новейшем и современном оснащении. О чем говорить, когда в дефиците простейшие йод, зеленка, аспирин, перевязочные материалы.

Словом, какую сферу здравоохранения ни затронь - всюду проблемы.

 

С кем реформировать - реанимировать здравоохранение?

Интервьюер не задал Жээнбекову очень важный вопрос: с кем он намеревается проводить полную реформу системы отечественного здравоохранения? На кого он собирается делать ставку? Есть ли в его поле зрения люди, на кого можно положиться в этом деле? Как власть оценивает уровень и качество современных медицинских работников?

Вопросы отнюдь не праздные. Вот самый свежий пример. В марте этого года в республике были выявлены факты коррупции и лоббирования интересов отдельных фармкомпаний. Одним из главных фигурантов дела, расследуемого Госслужбой по борьбе с экономическими преступлениями, оказался министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев. 1 апреля его освободили от должности. Продержался он в кресле министра почти два года.

 

Еще в середине марта, когда в Кыргызстане были впервые обнаружены три случая заражения коронавирусом, Чолпонбаев, будучи на тот момент еще министром, самоуверенно вещал: "Поводов для паники нет. У нас есть все силы и возможности для противодействия вирусу. Единичные случаи заражения не стали неожиданностью для системы здравоохранения".

Увы. Буквально в считаные дни обнаружилось, что система здравоохранения республики была совершенно не готова к встрече с вирусом. Не оказалось в нужном количестве защитных костюмов, аппаратов искусственной вентиляции легких, помещений для обсервации и койко-мест для больных, антисептиков и противовирусных препаратов. Даже защитных масок и тех оказалось недостаточно. Да и медицинский персонал на первых порах был просто не в состоянии понять, что же происходит на самом деле и как в сложившихся условиях оказывать действенную и эффективную помощь.

Пришлось срочно бить в набат тревоги, обращаться за подмогой по всем возможным адресам и в различные инстанции.

Без благотворительности зарубежных друзей и покровителей нелегкое положение было бы еще плачевнее.

 

Неработающие законы, или Нас возвышающий обман

Люди старшего и среднего поколений, должно быть, помнят, что одним из важных завоеваний социализма было конституционное право каждого гражданина на бесплатную медицинскую помощь. К сожалению, бесплатная медицина привела к тому, что как-то незаметно медицинские работники оказались в категории самых низкооплачиваемых.

С обретением Кыргызстаном независимости и переходом на рельсы рыночной экономики остро встал вопрос финансирования лечебных учреждений.

 

Государство оказалось не в состоянии обеспечить своим гражданам медицинскую помощь в требуемом объеме. Однако, чтобы сохранить демократический имидж в глазах мирового сообщества, пункт второй статьи 34 Конституции КР гласит: "Первая медицинская помощь и медицинская помощь по некоторым видам заболеваний, определенным законом, а также медицинская помощь социально уязвимым слоям населения бесплатна; каждый вправе получать ее в государственных и частных медицинских учреждениях".

Согласно законодательству, с 2008 года в стране бесплатная медицинская помощь предоставляется пенсионерам в возрасте 70 лет и старше. Для остальных пенсионеров сооплата при лечении в стационарах снижена до минимума - до 200-260 сомов. Как говорится, свежо предание. Хотелось бы взглянуть на тех рядовых пенсионеров (не именитых и "заслуженных"), которые бесплатно получают необходимую медпомощь в стационарных лечебницах республики.

 

В свое время большие надежды возлагались на обязательное медицинское страхование (ОМС), введенное в республике 1 января 1997 года. Официальная власть рассматривала его как одно из важных звеньев реформы системы здравоохранения. Постановлением правительства были определены тарифы обязательных страховых взносов как рядовыми гражданами, так и работодателями. При этом отмечалось, что во многих странах страховая медицина доказала свою эффективность и что введение ОМС способно обеспечить гарантированный минимум медицинской помощи, оно позволяет избавиться от наименее эффективных лечебных учреждений и некомпетентных кадров. Таким образом, в 1999 году был принят Закон "О медицинском страховании в Кыргызской Республике". В соответствии с ним был введен максимальный охват всех категорий населения ОМС.

Однако вот уже 21 год кыргызстанские налогоплательщики пребывают в недоумении: как работает Фонд обязательного медицинского страхования, куда и как распределяются страховые взносы и почему практически никто из рядовых граждан не ощущает ни на своем самочувствии, ни на семейном кошельке реальную отдачу от этих ежемесячных взносов?

Так что вывод из всего сказанного напрашивается один. Реформировать, поднимать с колен нашу убогую медицину крайне необходимо. Вот только делать это надо не на словах, а реально - на деле.

up