03:19, 28 апреля 2024 Вс

Минэкономики предлагает ужесточить регулирование производителей алкоголя

Министерство экономики и коммерции выносит на общественное обсуждение проект нормативно-правового акта.

Речь идет о проекте закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере производства и оборота алкогольной продукции».

Ведомство предлагает внести изменения в статьи 2 и 8 закона «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» для увеличения полномочий лицензиара в части лицензионного контроля.

Как говорится в справке-обосновании, ряд отечественных водочных заводов с производительной мощностью от 110 тыс. до 220 тыс.дал не выполняют. Они даже не показывают загруженность производства на 50%, и согласно декларациям, они все убыточны.

«Если они действительно не выходят на такие объемы и нерентабельны, вызывает сомнения оправданность их функционирования уже в течении 10-15 лет несмотря на свою убыточность», - приводятся аргументы в документе.

Чтобы вывести производство и обороты алкогольной продукции из «тени», необходимы рычаги государственного регулирования, считают специалисты Минэкономики.

Разработчики предлагают установить требования к производителям по исполнению минимальных обязательств, учитывая специфичность производимой продукции, не являющегося продуктом потребления первой необходимости. Они напоминают, что данный продукт наносит вред здоровью человека.

Предлагается внести такие нормы как:

  • мощность основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции (производственная мощность)
  • норма минимального использования производственной мощности.

Производственная мощность будет рассчитана исходя из производительности основного технологического оборудования, времени работы и количества рабочих дней в году.

Исходя из уровня рентабельности, будет рассчитана минимальная производственная мощность, которая должна быть использована предприятием для достижения указанного уровня рентабельности.

Уровень рентабельности для алкогольных предприятий, перечень основного технологического оборудования и порядок расчета мощности основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции будет утвержден правительством.

При принятии нормативного правового акта прогнозируется увеличение объемов производства легальной алкогольной продукции, соответственно увеличение налоговых поступлений.

Степень достижения целевых значений индикаторов будет выявлена уже через год после внедрения дополнительных норм, обещают разработчики.

При реализации данного варианта регулирования у легальных производителей снизится теневой оборот алкогольной продукции, что, несомненно, должно увеличить поступление налогов в государственный бюджет.

При установлении требований по использованию минимальных норм производственной мощности со стороны недобросовестных предпринимателей могут быть выражены недовольства, поскольку нарушение указанных требований будут способствовать выводу из тени значительной части нелегального оборота.

Кроме того, предлагается признать утратившим силу статью 12 Дегустационная комиссия.

В связи реорганизацией, ликвидацией и передачей функций по государственному регулированию и контролю алкоголя, различным министерствам и ведомствам с момента принятия решения (с 13 октября 2009 года) о создании дегустационной комиссии не проводилось ни одной дегустации, данная комиссия ни разу не собиралась и не работала.

Кроме того, не прописаны права и обязанности членов дегустационной комиссии, на что влияют результаты данной дегустационной комиссии. Исходя из этого на заседании Совета по регулятивной реформе протоколом № 6 было принято решение признать утратившим силу Положения о дегустационной комиссии, утвержденной постановлением правительства от 10 июня 2011 года №301.

В закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции розничной продажи и потребления алкогольной продукции, тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков» изменения вносятся также в рамках реализации пункта 30 Плана мероприятий по достижению целевых показателей консолидированного бюджета на 2022-2024 годы, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 1 марта 2022 года № 96-р и Указа Президента Кыргызской Республики «О проведении инвентаризации законодательства Кыргызской Республики» от 8 февраля 2021 года № 26.

Так пунктом 30 обозначенного Плана перед Минэкономики и ГНС ставится задача по разработке соответствующего проекта закона, предусматривающего:

- усиление лицензионных требований к субъектам, осуществляющим оборот алкогольной продукции;

- установление требований к нормам минимального использования производственных мощностей предприятий по производству алкогольной продукции;

- усиление ответственности за использование поддельных акцизных марок.

Предлагаемое изменение в статью 238 Уголовного кодекса в части уменьшения количества поддельных акцизных марок обусловлено тем, что недобросовестные предприниматели осуществляют реализацию неучтенной и/или контрафактной алкогольной продукции чуть меньше 500 штук, осознавая отсутствие уголовного преследования.

Справочно:

По данным Нацстаткома, за 2019 год в республике реализовано – 82 млн 300 тыс. литров алкогольной продукции.

Согласно декларациям по объемам производства и импорту алкогольной продукции, представленными предприятиями алкогольной отрасли в Государственную налоговую службу, общее количество реализации составляет – 47 млн 637 тыс. литров (отечественное производство – 36 млн 183 тыс. литров, импорт - 11 млн 451 тыс. литров).

Следовательно, в нелегальном обороте находится – 34 млн 666 тыс. литров алкоголя или 42,1% рынка.

По итогам рейдовых мероприятий ГНС за 10 месяцев 2020 года из нелегального оборота изъято порядка 1 млн. бутылок алкогольной продукции. При этом установлено, что основная часть неучтенной алкогольной продукции производится на лицензированных предприятиях и затем реализуется в лицензированных торговых точках.

up