21:37, 27 апреля 2024 Сб

Темпы экономического роста в регионе Ближнего Востока и Центральной Азии замедляются, - МВФ

Темпы экономического роста в регионе Ближнего Востока и Центральной Азии (БВЦА) замедляются и, по прогнозам, составят 2% по итогам 2023 года (по сравнению с 5,6% в прошлом году), а затем увеличатся до 3,4% в 2024 году. Об это говорится к октябрьском обзоре МВФ «Перспективы развития региональной экономики. Ближний Восток и Центральная Азия. Повышение стойкости и содействие устойчивому росту».

Замедление темпов роста обусловлено в основном ситуацией в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) в связи с сокращением добычи нефти, жесткой макроэкономической политикой и факторами, характерными для отдельных стран.

Инфляция снижается, но в некоторых странах она остается высокой. Необходимость преодоления повторяющихся шоков сократила возможность выбора мер политики для поддержки экономической активности во многих странах, а медленный прогресс в осуществлении всеобъемлющих реформ сдерживает инвестиции, создание рабочих мест и инклюзивное развитие, снижая при этом устойчивость к потрясениям.

Растущие климатические проблемы усиливают необходимость безотлагательных действий.

Кроме того, конфликт в Судане влияет на жизнь людей и средства к существованию, вызывая перемещение населения и серьезную дестабилизацию экономики.

Ожидается, что в 2024 году экономические условия улучшатся и экономический рост достигнет 3,4 процента в связи с замедлением темпов сокращения экономики в Судане и ослаблением воздействия других сдерживающих рост факторов, включая временные сокращения добычи нефти. При этом долг государственного сектора в ряде стран остается повышенным, а в среднесрочный перспективе прогнозируется сохранение сниженных темпов экономического роста.

Хотя инфляция в целом замедляется, в некоторых странах она остается повышенной, при этом высокие цены на продовольствие усугубляют проблему отсутствия продовольственной безопасности.

В регионе Кавказа и Центральной Азии (КЦА) прогнозируется сохранение высоких темпов роста в 2023 году (4,6%) и в 2024 году (4,2 %), несмотря на некоторое замедление по мере постепенной нормализации миграционных, торговых и финансовых потоков из России.

Однако условия в странах КЦА характеризуются повышенной неопределенностью в связи с войной России в Украине и ростом геоэкономической фрагментации, которая меняет структуру торговли, финансовых отношений и миграции.

На этом фоне в среднесрочной перспективе ожидается замедление темпов роста до уровня ниже исторического среднего, поскольку рост сдерживают сохраняющиеся структурные проблемы, включая неэффективность рыночных механизмов распределения ресурсов и низкая производительность.

Темпы инфляции в странах различаются, однако прогнозируется лишь постепенное их снижение, что также связано с высоким внутренним спросом и сохраняющимися факторами роста заработной платы в некоторых странах.

Неблагоприятные риски для перспектив с апреля снизились, но баланс рисков по-прежнему смещен в сторону ухудшения ситуации.

Что касается возможной положительной динамики, более быстрое по сравнению с ожиданиями снижение инфляции в мире может уменьшить потребность в дальнейшем повышении процентных ставок центральными банками, а более сильный, чем прогнозировалось, мировой спрос может стимулировать рост в регионе БВЦА.

Возможность негативных изменений связана с тем, что более значительное, чем ожидалось, замедление темпов роста в Китае или крупных странах с развитой экономикой может привести к снижению внешнего спроса и ухудшению экономических перспектив.

Эскалация войны России в Украине может вновь усилить инфляционное давление и усугубить проблему отсутствия продовольственной безопасности. В результате потрясений, связанных с изменением климата, могут усилиться засухи и наводнения, что повлияет на инфраструктуру, объем сельскохозяйственного производства и цены на продовольствие. Могут также материализоваться другие риски ухудшения ситуации, например, критическая долговая ситуация, связанная с сохранением более жестких глобальных финансовых условий в течение более длительного времени.

На фоне этих проблем перед директивными органами стоит насущная и в то же время сложная задача сохранения жестких мер политики для обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивости долга при одновременном усилении перспектив роста.

Это может быть достигнуто за счет широкомасштабных структурных реформ, призванных содействовать созданию рабочих мест для более чем 100 миллионов человек, которые должны достигнуть трудоспособного возраста в течение следующего десятилетия.

Структурные реформы могут способствовать стимулированию экономической активности в краткосрочной перспективе, тем самым смягчая текущие проблемы выбора в экономической политике и при этом повышая потенциальные темпы роста в более долгосрочной перспективе.

Особенно полезными будут реформы в области управления, рынков труда и регулирования предпринимательской деятельности, так как они будут способствовать укреплению устойчивости и обеспечению экономической стабильности.

Стратегический подход к выбору последовательности и сочетания реформ может увеличить отдачу от них. Кроме того, сохраняющееся инфляционное давление и истощение бюджетных и внешних резервов в ряде стран БВЦА требуют продолжения жесткой макроэкономической политики для восстановления стабильности цен и обеспечения бюджетной и внешней устойчивости.

Решение проблемы уязвимости, вызванной связью между государством и банками, и создание инструментов экстренной поддержки ликвидности помогут снизить потенциальные риски для финансовых систем БВЦА, связанные с длительным периодом повышенных процентных ставок.

up