21:47, 22 июня 2024 Сб

Новое дело по Кумтору: В чем именно обвиняются Бакиевы, Елисеев, Белковская, Торомырзаев и другие

Судебная коллегия по уголовным делам и делам о проступках Бишкекского городского суда 7 июня 2023 года оставила в силе приговор Первомайского суда в отношении Б.К.С. [Бакиева Курманбека], Т.Э.Т. [Эмирлана Торомырзаева], Дж.С.М. [Садриддина Джиенбекова], Б.Е.Т. [Елены Белковской], К.К.З. [Капара Курманалиева], Б.М.К. [Бакиева Максима], Е.А.А. [Алексея Елисеева].

На основе судебных материалов Tazabek подготовил обзор с подробностями обвинения.

Органы следствия обвиняют Торомырзаева, Джиенбекова и Белковскую в том, что они, используя свои властные полномочия вопреки интересам государства, из личной заинтересованности, а также в целях предоставления преимуществ иностранным юридическим лицам, совершили коррупционное преступление, против интересов государственной службы.

Как говорится в судебном документе, игнорируя рекомендации комиссии, изложенные в отчете от 31 октября 2003 года, премьер-министр Кыргызской Республики Т. Н.[Николай Танаев] на основании писем К.К. за исх. № 02-03/2494 от 11 ноября 2003 года и № 15-01/2612 от 1 декабря 2012 года, своим распоряжением от 5 декабря 2003 года № 395 для изучения материалов, связанных с предложением корпорации «Камеко», направил в город Нью- Йорк (США) с 7 по 11 декабря 2003 года и город Торонто (Канада) с 12 по 19 декабря 2003 года группу экспертов Кыргызской Республики, вовлеченных в сговор, направленный на получение материальной выгоды высшим руководством страны и предоставление благ и преимуществ канадским компаниям, путем умышленного уменьшения доли Кыргызстана в проекте «Кумтор» и увеличения доли канадской стороны в данном проекте, в следующем существенно сокращенном составе:

-Т.Э. [Эмирлан Торомырзаев]– первый заместитель министра финансов Кыргызской Республики, руководитель группы;

-Б.Е.[Елена Белковская]– заведующая юридическим отделом Аппарата премьер-министра Кыргызской Республики;

-Ж.А.– заведующий отделом топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики;

-А.Н. [Алымбаев Нурлан Сатылканович]– заместитель министра юстиции Кыргызской Республики;

-К.Д – заместитель директора Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики ;

-К.К [Камчыбек Кудайбергенов] – президент АО «Кыргызалтын».

Кроме того, вместе с данной группой экспертов был осуществлен неофициальный выезд сына бывшего президента А.А.[Аскара Акаева] для осуществления контроля за ходом переговоров и достижения желаемых корыстных результатов. Для изучения предложения корпорации «Камеко» были приглашены эксперты «Стандарт Банк» (г.Лондон, Великобритания) в качестве финансовых консультантов

В судебном документе утверждается, что «Стандарт Банк» искусственно уменьшил долю кыргызской стороны и увеличил долю канадской стороны путем занижения стоимости активов проекта «Кумтор».

Были занижены реальные запасы золота на указанном месторождении на 173,2 тонны, незаконно трансформированы акционерные займы в сумме 61 млн и 73 млн долларов США, предоставленные компанией «Камеко Барбадос Инк » (дочерняя компании корпорации «Камеко») для проектов «Кумтор» и «Бороо» соответственно, в акции компании «Центерры Голд Инк » в пользу «Камеко» (хотя ранее в письме от 26 сентября 2003 года ОАО «Кыргызалтын» выразило свою принципиальную позицию о невключении этих акционерных займов в активы «Камеко» при оценке долей в компании «Центерра Голд Инк »), завышены активы проектов «Бороо», «Гатсуурт», «РЕН», данные по которым были представлены только со стороны корпорации «Камеко»

Оценка была необоснованно принята группой экспертов правительства Кыргызской Республики в качестве базиса для выработки решения по реструктуризации проекта «Кумтор».

По заключению комплексной судебно-экономической экспертизы № 3364/17 от 12 октября 2013 года, реальная стоимость активов компании «Центерра Голд Инк » на момент реструктуризации составила 354 650 000 долларов США, из которых:

- стоимость активов кыргызской стороны составила 208 060 000 долларов США или же 58,7 %;

- стоимость активов канадской стороны составила 146 590 000 долларов США или же 41,3 % в структуре компании «Центерра Голд Инк ».

Эксперты от правительства подписали протокол, доля Кыргызстана уменьшалась до 33% Руководитель группы экспертов правительства Кыргызской Республики Т. Э. и ее члены А.Н., Ж.А., К.Д., Б.Е., К.К., владея достоверными сведениями о явном занижении активов Кыргызской Республики в проекте «Кумтор» и соответственно ее доли в новой компании «Центерра Голд Инк », и о явном завышении активов канадской стороны в проектах «Кумтор», «Бороо», «Гатсуурт» и «РЕН» и соответственно ее доли в новой компании «Центерра Голд Инк », действуя из побуждений угодничества руководству страны и А.А., по результатам переговоров и встреч с экспертной группой корпорации «Камеко», руководителем которой был Л.Х., соглашаясь с заведомо невыгодными и ущербными для Кыргызской Республики условиями канадской стороны, без объективной и достоверной независимой оценки активов обеих сторон, составили и подписали протокол итоговой встречи по вопросу реструктуризации проекта «Кумтор» от 16 декабря 2003 года.

Согласно данному протоколу, доля АО «Кыргызалтын» в первоначальном капитале публичной компании «Центерра Голд Инк » была определена с еще более существенным ее уменьшением с первоначально предложенных финансовым консультантом – «Стандарт Банком» 38% до 33 %, а также были доработаны и согласованы для внесения на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики проекты следующих документов:

  • Инвестиционное соглашение между Правительством Кыргызской Республики , «Кумтор Голд Компани» и «Центерра Голд Инк »;
  • Исправленный и дополненный Концессионный договор между правительством Кыргызской Республики и «Кумтор Голд Компани»;
  • Соглашение о новации и прекращении действия Генерального соглашения от 2 декабря 1992 года с изменениями и дополнениями от 31 мая 1994 года между правительством Кыргызской Республики , АО «Кыргызалтын», корпорацией «Камеко» и компанией «Центерра Голд Инк ».

23 декабря 2003 года протокол итоговой встречи и проекты указанных соглашений по реструктуризации проекта «Кумтор», подготовленные группой экспертов правительства Кыргызской Республики, были внесены на рассмотрение правительства Кыргызской Республики в соответствии с пунктом 9 Регламента правительства Кыргызской Республики, который гласит, что решения, принимаемые руководителями органов исполнительной власти и государственных организаций в рамках создаваемых или действующих временных групп или оформленные протоколами соответствующих встреч могут приниматься в последующем как их согласование при подготовке соответствующих проектов решений Правительства Кыргызской Республики.

Тем самым, члены вышеназванной группы экспертов Правительства Кыргызской Республики совершили действия, направленные на создание заведомо противоречащих реальному положению дел экономических и правовых обоснований для принятия Правительством Кыргызской Республики решения, предоставляющего коррупционной группе должностных лиц Кыргызской Республики возможность в личных интересах заключить соглашения с канадскими компаниями по проекту «Кумтор» на кабальных для кыргызской стороны условиях.

Пакет документов был отписан заведующей отделом Аппарата премьер-министра Кыргызской Республики Б. Е. для подготовки проекта постановления правительства

Для завершения процедуры реструктуризации проекта «Кумтор», заведомо противоречащей интересам государства, Б.Е. был подготовлен проект постановления правительства «О реструктуризации проекта «Кумтор», предусматривающий одобрение проектов вышеуказанных соглашений и дачу АО «Кыргызалтын» разрешения на совершение обмена акций ЗАО «Кумтор Голд Компании » на акции компании «Центерра Голд Инк », который был согласован Ж.А. и самой Б.Е. в качестве руководителей профильных отделов Аппарата премьер-министра Кыргызской Республики и руководителями министерств, ведомства и организаций, к сфере ведения которых относился вопрос, затрагиваемый актом –О.К., А.Б., Д.С., А.Т., М.А. и К.К.

Получение согласия последних явилось основанием для вынесения премьер-министром Кыргызской Республики Т. Н. постановления Правительства №835 от 31 декабря 2003 года «О реструктуризации проекта «Кумтор», которым одобрены ущемляющие интересы государства соглашения правительства и АО «Кыргызалтын» с корпорацией «Камеко», компаниями «Камеко Голд Инк» и «Центерра Голд Инк».

Пунктом 3 данного постановления разрешено АО «Кыргызалтын» и корпорации «Камеко» передать в установленном порядке принадлежащие им акции компании «Кумтор Голд Компани» компании «Центерра Голд Инк » в обмен на ее акции в соответствии с условиями Соглашения по реструктуризации.

В тот же день было подписано Соглашение о реструктуризации проекта «Кумтор» между АО «Кыргызалтын» в лице К.К., компаниями «Камеко», «Камеко Голд Инк .» в лице Д.У.Г., Л.А.Х., О.К. Гохин и компанией «Центерра Голд Инк .» в лице Л.А.Х., Д.Р.Б., в соответствии с которым АО «Кыргызалтын» обменяло принадлежащие ему 66,67% акций ЗАО «Кумтор Голд Компании » на 33% (18 789 717 штук) простых акций компании «Центерра Голд Инк », а «Камеко» и ее дочерние компании (в том числе компания «Камеко Голд Инк ») обменяли принадлежащие им 33,33 % акций «Кумтор Голд Компании » и другие активы на 67% (38 149 071 штук) простых акций «Центерра Голд Инк ».

Согласно заключения комплексной судебно-экономической экспертизы № 3364/17 от 12 октября 2013 года доля ОАО «Кыргызалтын» в компании «Центерра Голд Инк » при реструктуризации проекта «Кумтор» от 2003-2004 годов была занижена на 25,7% акций, или в денежном выражении на момент первичного размещения акций на бирже в 2004 году на 171 501 907 долларов США (или же по курсу Национального банка КР 7 319 461 288 сомов), чем государству причинен ущерб в особо крупных размерах.

В результате умышленных преступных действий Т.Э., Д.С.М., Б.Е.Т. и других должностных лиц государственных органов Кыргызской Республики и руководства ОАО «Кыргызалтын», обладавших властными полномочиями и участвовавших в принятии решения об окончательной реструктуризации проекта «Кумтор», направленной против интересов Кыргызской Республики, с целью незаконной получения материальных и иных благ для себя и предоставления преимуществ канадской корпорации «Камеко», путем создания устойчивой противоправной связи с руководством корпорации «Камеко» и ее дочерних компаний, была создана угроза интересам общества и государства путем причинения ущерба на миллиарды сомов и фактической передачи национального богатства – золотого месторождения «Кумтор» под контроль иностранной компании.

Указанные действия обвиняемых Т.Э.Т., Д.С.М. и Б.Е.Т. следствием квалифицированы по части 2 статьи 336 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, как коррупция, квалифицирующими признаками которого являются: «умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государства, повлекшие тяжкие последствия.

Б.К.С. [Бакиев Курманбек], Б.М.К.,[Бакиев Максим] Е.А.А [Алексей Елисеев]. и К.К.З. [Капар Курманалиев] следствием обвиняются в совершении rоррупционного преступления, против интересов государственной службы.

13 февраля 2008 года решением комитета по международным делам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, правительству Кыргызской Республики поручено доработать Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор» от 2007 года в сторону улучшения позиций Кыргызской Республики.

М.Б. [Бакиев Максим], являясь сыном президента Б.К.[Бакиева Курманбека] и обладая неограниченным влиянием на государственном уровне, совместно со своим соратником - председателем Совета директоров ОАО «Кыргызалтын» Е.А.[Алексей Елисеев], заведомо зная о предстоящих работах уполномоченными органами по пересмотру условий реализации проекта «Кумтор», разработали преступный план по извлечению материальных благ и преимуществ для себя и других лиц от канадской стороны.

Б.К. вопреки интересам своего народа и государства, поддержал преступные намерения своего сына Б.М. и сознательно стал содействовать ему, оказывая всестороннюю поддержку в совершении преступления, путем дачи соответствующих указаний премьер-министру Кыргызской Республики Ч.И.[Игорь Чудинов] и другим ответственным должностным лицам.

Заручившись поддержкой президента Кыргызской Республики Б.К., Б.М. и Е.А. к реализации своего преступного плана привлекли премьер-министра Кыргызской Республики Ч. И., директора Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при правительстве Кыргызской Республики К.К [Капара Курманалиева]., а также председателя правления ОАО «Кыргызалтын» и председателя совета директоров ЗАО «Кумтор Голд Компани» Д.А., с которыми создали устойчивую противоправную связь, каждому отведя определенную преступную роль.

Ч.И. действуя по незаконному указанию президента Кыргызской Республики Б.К. и реализуя преступный план Б.М. и Е.А., 13 марта 2008 года подписал распоряжение правительства Кыргызской Республики №88-р (с изменениями и дополнениями от 25 июня 2008 года и 16 февраля 2009 года), формально создав межведомственную рабочую комиссию из числа должностных лиц уполномоченных органов, для проработки вопросов, поставленных комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по международным делам от 13 февраля 2008 года по улучшению позиции Кыргызской Республики в проекте «Кумтор».

Однако, межведомственная рабочая комиссия от выполнения возложенных задач была отстранена, а фактически переговоры с канадской стороной вели Е.А. и К.К., с целью полного контроля и достижения желаемого результата.

В процессе переговоров с канадской стороной, Е.А. и К.К. действуя по заранее спланированному преступному сценарию, используя как рычаг давления, инициированный вице-спикером Жогорку Кенеша Кыргызской Республики И.К. проект закона Кыргызской Республики «О национализации золоторудного месторождения «Кумтор», склонили канадскую сторону предоставить Б.М. и другим материальные блага.

В свою очередь канадская сторона, не желая исполнять ранее принятые на себя обязательства и соблюдать законодательство Кыргызской Республики в сфере экологии, недропользования и налогообложения, ставя свои корыстные интересы выше интересов суверенного государства, воспользовавшись ситуацией, взамен на предоставление материальных и иных благ Б.М. и другим, выдвинула ответные требования о заключении Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» исключительно в своих интересах.

Таким образом, в ходе переговорного процесса, имевшего место с 23 по 25 марта 2009 года в г.Нью-Йорк (США) Е. А. и К.К. была достигнута договоренность и создана устойчивая противоправная связь с президентом ЗАО «Кумтор Голд Компани» С.А. и другими представителями канадской стороны.

При этом, каждая из сторон преследуя личные корыстные цели, выразившиеся в извлечении материальных благ и преимуществ для себя, стала действовать вопреки интересов Кыргызской Республики.

В результате проведенных К.К. и Е.А. переговоров с С.А. и другими представителями канадской стороны, вопреки интересов Кыргызстана был подготовлен проект Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор», на крайне невыгодных для государства условиях.

24 апреля 2009 года премьер-министр Кыргызской Республики Ч. И. и председатель правления ОАО «Кыргызалтын» Д.А., действуя от имени Кыргызской Республики, в сговоре с Президентом и Генеральным директором компании «Центерра Голд Инк » Стивен Лэнгом, вице-председателем Совета директоров компании «Центерра Голд Инк .» Брюс Вальтером, президентом ЗАО «Кумтор Голд Компани» С.А., президентом ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» Р.Д.В., президентом и генеральным директором корпорации «Камеко» Д.В.Г., и старшим Вице-президентом и финансовым директором корпорации «Камеко» О.К.Г., подписали Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор», заложив в нем заведомо невыгодные для Кыргызстана условия, которые носили обязательный характер исполнения после ратификации Соглашения Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и признания его законным Конституционным судом Кыргызской Республики, тем самым желая законодательно закрепить свои противоправные действия, в целях исключения возможности последующего уголовного преследования.

В этот же день, то есть 24 апреля 2009 года Ч.И. исполняя отведенную ему Б.М. преступную роль и реализуя общий преступный умысел подписал Постановление правительства Кыргызской Республики № 254, которым одобрил Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор» между правительством Кыргызской Республики, ОАО «Кыргызалтын», канадской компанией «Центерра Голд Инк », ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани», ЗАО «Кумтор Голд Компани» и канадской корпорацией «Камеко», подписанное 24 апреля 2009 года в городе Бишкек, проект закона Кыргызской Республики «О ратификации Соглашения «О новых условиях по проекту «Кумтор» между правительством Кыргызской Республики , ОАО «Кыргызалтын», канадской компанией «Центерра Голд Инк .», ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани», Судебные акты публикуются в качестве справочной информации.

Если пользователь желает получить официальный документ, необходимо обратиться в канцелярию соответствующего судаЗАО «Кумтор Голд Компани» и канадской корпорацией «Камеко», подписанного 24 апреля 2009 года в городе Бишкек, тем самым исполнив преступную волю Б.М., Е.А. и других лиц.

В результате содействия президента Кыргызской Республики Б.К., реализации Б.М., Е.А., Ч.И., К.К., Д.А., С.Л., Б.В., Д.В.Г., О.К. Г., С.А. и Р.Д.В. общего преступного умысла и заключения Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» и пересмотренных соглашений по проекту «Кумтор», канадская сторона в ущерб интересам Кыргызстана, добившись желаемого, получила для себя блага и преимущества, выразившиеся в незаконном расширении существующей концессионной площади на 16,3 тыс. га, применении специального режима уплаты налогов и других платежей по проекту «Кумтор» начиная с 1 января 2008 года вплоть до прекращения пересмотренного концессионного договора, с внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, тогда как условия специального налогового режима, применяемого в отношении ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» и ЗАО «Кумтор Голд Компани» существенно отличались от налогов, применяемых Налоговым кодексом Кыргызской Республики, а также выхода корпорации «Камеко» из проекта «Кумтор», при отсутствии к ним каких-либо претензий по предыдущим коррупционным соглашениям.

Кроме этого, Б.М., Е.А., К.К.З. и другие окончательно реализовав свой преступный сговор с канадской стороной, при поддержке президента Кыргызской Республики Б.К., добились того, что Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор» 30 апреля 2009 года было ратифицировано Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, а также 2 июня 2009 года формально Конституционным судом Кыргызской Республики признано законным.

Указанные выше, кабальные для Кыргызстана условия, заложенные в Соглашении о новых условиях по проекту «Кумтор», подписанном 24 апреля 2009 года в г.Бишкек, которые ставят его выше национального законодательства, дали неограниченные возможности канадской стороне по реализации проекта «Кумтор» с максимальным извлечением прибыли, в ущерб экологии и экономики Кыргызской Республики.

Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор», ратифицированное Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и формально признанное Конституционным судом Кыргызской Республики законным, послужило основанием для заключения Правительством Кыргызской Республики 6 июня 2009 года пересмотренных инвестиционного соглашения, концессионного договора, соглашения акционеров, а также договора о продаже золота и серебра.

Тем самым, Б.К. сознательно содействуя своему сыну Б.М., который совместно с Е.А. и С.А. организовали совершение преступления и руководили его исполнением, состоя в противоправной устойчивой связи с Ч.И., К.К., Д.А., С.Л., Б.В., Д.В.Г., О.К. Г.и Р.Д.В., с целью незаконного получения материальных благ, а также предоставленияэтих благ и преимуществ канадской стороне, создал угрозу интересам общества и государства.

 

up