Министерство транспорта будет практиковать перевод некоторых участков автомобильных дорог общего пользования на платную основу. Об этом говорится в «Основных направлениях развития дорожной отрасли на 2023–2030 годы».
Документ был принят постановлением Кабинета министров 10 февраля 2023 года.
К 2030 году необходимо увеличить протяженность таких участков до 1000 км. Основная часть средств от платных дорог будет поступать в доходную часть республиканского бюджета.
Согласно подсчету, при внедрении сборов ежегодные поступления составят порядка 2 млрд сомов, исходя из расчета интенсивности движения и предлагаемых размеров тарифа.
«Направление этих средств на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог позволит сэкономить бюджетные средства порядка 43 млрд сомов за 30 летний период или 1,4 млрд сомов ежегодно»,- говорится документе.
При этом выгоды для предпринимателей в виде экономии времени на поездки – до 50% ежегодной (ориентировочной) экономии на эксплуатации транспорта:
– от ГСМ – 2,7 млрд сомов;
– от заработной платы – 1,3 млрд сомов (от экономии времени);
– от ремонта минимум – 1 млрд сомов.
Одновременно владельцы легковых транспортных средств получают полный доступ к модернизированной и надлежащим образом содержащейся дорожной инфраструктуре.
В рамках ОНРДО-2030 предусмотрена подготовка и реализация ряда пилотных проектов по ГЧП в дорожной отрасли.
«Также необходимо задействовать фонды развития регионов, средства которых планируется направлять на развитие инфраструктуры», - считают разработчики.
Проекты будут ограничены подъездными дорогами высокого стандарта, соответствующего национальным стандартам и будут разработаны и управляться частным партнером в рамках механизма ГЧП.
Проекты будут подготовлены должным образом, включая технико-экономические обоснования международного образца, и реализовываться на конкурентной и открытой основах.
До 2030 года будут приняты меры по реализации приоритетных проектов ГЧП.
Перечень планируемых проектов, реализуемых в формате ГЧП
№№ | Наименование проекта | Протяженность, км | Ориентировочная стоимость (млн долл. США) | Описание |
1 | Проект строительства автомобильной дороги в объезд г. Узген, Ошская область |
11,3 | 15,8 | Проект предусматривает строительство дороги, которая будет альтернативой дороге Бишкек —Ош |
2 | Перевод участка перевала Кувакы на платную основу | 25,68 | 13,1 | Участок перевала Кувакы автомобильной дороги Бишкек —Нарын –—Торугарт со 147 по 173 км. Протяженность участка через г. Балыкчы со 147 км по 214 км составляет 67 км. Сокращение пути составит 41 км |
3 | Строительство альтернативного тоннеля на перевале Тоо-Ашу по автодороге Бишкек – Ош |
23 | 280,0 | Строительство тоннеля на высоте 2 200 метров над уровнем моря, что на 1 000 метров ниже действующего тоннеля позволит обеспечить республику тоннелем с большей пропускной способностью |
4 | Строительство альтернативной дороги Бишкек – Кара-Балта (южная объездная) | 110 | 395,0 | Позволит сократить транспортные издержки из южных в северные регионы |
5 | Проект строительства автомобильной дороги Иссык-Куль – Алматы |
Маршрут Алматы —Бишкек –Быстровка – Балыкчи— Чолпон-Ата, протяжен-ностью 485 км | 114 | Развитие транзитного потенциала, дальнейшее углубление и развитие торгово-экономических отношений между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан |
6 | Проект строительства южной дороги в объезд г. Ош | 26 | Строительство автомобильной дороги для объезда г. Ош | |
7 | Внедрение информационной системы взимания сбора с грузового транспорта и весогабаритного контроля | 4400 | 30 | По предварительным расчетам ежегодные поступления в бюджет могут составить не менее 2,0 млрд сомов, что позволит увеличить объемы финансирования дорожной отрасли с 2023 года ориентировочно на 20 % |
8 | Реконструкция автомобильной дороги Бишкек – Балыкчы – Нарын –Торугарт с 9–90 км | 80 | 104,0 | Отрезок проектной дороги начинается с отметки 9,5 км от Бишкека и заканчивается на отметке 90,5 км, пересекается со внутренней автодорогой Бишкек – Кант – Токмок – Кемин на 82 км. В начале и конце проектной дороги предлагается построить пункты взимания платы с необходимой инфраструктурой и коммуникациями. Кроме взимания платы на ПВП будет осуществляться контроль весогабаритных параметров, въезжающих и выезжающих транспортных средств. |