16:09, 27 апреля 2024 Сб

В Бишкеке прошел круглый стол «Информационная безопасность – системообразующий фактор обеспечения стабильности в ЦА»

В Бишкеке прошел круглый стол «Информационная безопасность – системообразующий фактор обеспечения стабильности в ЦА» — Today.kg

Круглый стол организовал ОФ «Ой-Пикир».

Эксперты обсудили проблемы касающиеся достоверности информации в официальных СМИ и противодействия фейковым новостям в интернет-пространстве. Участники мероприятия предложили и меры, которые могут и должны быть приняты государством для предотвращения информационных угроз.

«Социальные сети контролировать сложнее всего, и именно в них процент ложной информации наиболее высок. С этим согласны и кыргызские, и российские, и казахские, и узбекские эксперты. Полностью запретить интернет нельзя, да это и не получится: развитие современного общества невозможно без тотальной цифровизации. Но брать под контроль распространяющуюся в интернете информацию необходимо. «Российская газета» и агентство «Егемен Казахстан» с целью противостоять недостоверной информации заключили партнёрское соглашение: обе стороны уверены, что с опасностью, исходящей из интернета, лучше бороться общими усилиями», сказал руководитель международного отдела Союза журналистов России Тимур Шафир.  

По его словам, проблема достоверности информации в СМИ касается не только Евразийского региона, это универсальная проблема. На нас сейчас льётся поток дезинформации из различных источников. Если раньше фейковая информация в основном касалась экономических, коммерческих интересов, вопросов жизни селебрити, то в последние годы дезинформация превратилась в системную работу, направленную на достижение неких политических целей.

Есть два ключевых принципа перепроверки полученных данных: контроль надёжности источника и контроль надёжности канала поступления этой информации. Это должен чётко понимать для себя каждый журналист.

По мнению медиаэксперта, журналиста Азамата Касыбекова одним из основных обязательств государства является обеспечение информационной безопасности. Об этом подробно расписали в Концепции информационной безопасности Кыргызской Республики на 2019-2023 годы.

«К сожалению, недостаточно написать концепцию, нужно уметь реализовывать эти намерения в реальность. Для этого нужен сильный госаппарат, финансовые средства, эксперты и политическая воля руководства страны», - говорит он.  

Но для государства нужно очертить главные проблемы, которые нужно решать здесь и сейчас. Решение этих главных проблем и будет носить мультипликативный эффект и таким образом можно влиять на ответы по остальным вызовам.

Одним из самых важных проблем является постепенное перемещение потребителей контента в соцсети. В Кыргызстане понимают, что оно не могут контролировать социальные сети, но некоторые пытаются привлечь аудиторию глобальных платформ через создание фабрик фейков. Но нужно осознавать, что подобные меры приносят ограниченные результаты. Потому власти делают упор на административные меры. Примером может служить так называемый закон «О защите от ложной информации» в простонародье - Закон о фейках. Но и этот закон не работает в силу многих объективных причин.

«В этих условиях правительство пока не разработала внятную доктрину или план действий. Концепция информационной безопасности Кыргызской Республики остается лишь бюрократическим документом.  Что нужно делать? В условиях глобализации ответ тоже может глобальным. В КНР, например, создали суверенный Интернет. Для Кыргызстана этот путь закрыт, в силу дефицита финансов. Есть путь договора с глобальными платформами. Есть возможности усиления пропагандистской машины. Есть альтернативные варианты. Какой путь выберет государство пока не ясно…», - считает медиаэксперт.         

По мнению политолога Дениса Бердакова многие государства начинают адаптировать свои стратегии в сфере информационной безопасности.

«В первую очередь это принятие всеобъемлющего свода законов, которые детально прописывают угрозы информационной безопасности (отделяя их от прав на свободных доступ к информации), методы реакции на нее. А также системного донесения до населения перечня нарушений карающихся по закону в сфере информационной безопасности государства и общества.

Также нужно обеспечение безотказного информационного взаимодействия гражданина, общества и государства. Это реализуется через конкретные подзаконные акты и инструкции (включая меры за неисполнение) которые четко описывают алгоритмы максимального информационного обеспечения граждан по всем вопросам, касающимся государственных услуг.

Возможность адекватно противостоять всем видам угроз, возникающих в национальном и международном информационном поле возможно только на условиях конкурентного медиа рынка внутри страны. Это достигается через создание преференций на создание СМИ и их поддержку сферой бизнеса и добросовестными меценатами. А также максимальным включением в СМИ в общественные советы при госорганах, комиссиях, законодательных властях всех уровней», - считает Бердаков.                                                                                                                                                

 

up