После военного вторжения России в Украину правительства стран Центральной Азии стремятся снизить зависимость от Москвы и преодолеть экономические последствия санкций, введенных Западом в ответ на агрессию Кремля.
Для Китая и Турции — двух держав с давними связями различного масштаба с Центральной Азией — текущая ситуация, когда лидеры стран региона пересматривают баланс в отношениях с мировыми державами, открывает новые возможности.
Турция недавно расширила присутствие в Центральной Азии, подписав торговые и оборонные соглашения, увеличив продажи оружия. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган провел встречи на высоком уровне с руководителями Казахстана и Узбекистана.
Китай тем временем продолжает следовать курсу, который он провозгласил несколько десятилетий назад. Пекин преследует собственные интересы в сфере безопасности в регионе и обеспечивает себе доступ к энергоресурсам и другому сырью. Он также активизировал дипломатическую деятельность и ужесточил свою риторику.
Министр иностранных дел Китая Ван И на этой неделе побывал с визитом в Казахстане и принял участие в третьей встрече глав МИД Китая и Центральной Азии в Нур-Султане. Китайский дипломат «выразил глубокую обеспокоенность серьезным побочными последствиями украинского кризиса», и призвал правительства Центральной Азии держаться подальше от геополитических конфликтов, подтвердив свои экономические интересы в регионе.
«Активность как Турции, так и Китая в Центральной Азии [с начала войны] заметно возросла, — говорит «Азаттыку» Эрика Марат, исследователь Университета национальной обороны в Вашингтоне. — Обе страны видят возможность расширить свое присутствие в регионе».
Заинтересованность в тесных связях взаимна, добавляет она.
Кремль по-прежнему обладает сильным влиянием на руководство центральноазиатских стран, и правительства региона стараются не критиковать Россию. Но вместе с тем они дистанцируются от Москвы и стремятся найти альтернативных партнеров, особенно в условиях, когда они сталкиваются с неутешительными экономическими прогнозами и переживают политический транзит.
В марте в Туркменистане пост президента занял Сердар Бердымухамедов, сын авторитарного лидера Гурбангулы Бердымухамедова.
Казахстан 5 июня провел референдум по изменению Конституции. Поправки ограничивают полномочия президента и лишают бывшего главу государства Нурсултана Назарбаева оставшегося влияния.
Поправки были приняты после январских событий и теневой закулисной политической борьбы между нынешним президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и бывшим президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Токаев говорит, что изменения нацелены на борьбу с непотизмом; родственникам президента теперь запрещено занимать государственные должности. Однако критики говорят, что обновленная Конституция не изменит природу авторитарной системы Казахстана.
«У России нет возможности реализовать все инициативы, которые она выдвигала в Центральной Азии на протяжении многих лет. Поэтому, пока [Москва] переключилась, другие государства пытаются этим воспользоваться, — комментирует Лука Анчески, профессор Университета Глазго. — Но для Центральной Азии речь идет о внутреннем контексте. Они хотят ограничить и сдержать любые последствия войны».
АКТИВНОСТЬ КИТАЯ
Ван И, призывая государства региона не вмешиваться в геополитические противостояния, завуалированно нацелился на Соединенные Штаты. Он встретился с Токаевым вскоре после после визита помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональда Лу в Центральную Азию, состоявшегося в конце мая.
«Китай надеется, что страны Центральной Азии будут стойко противостоять внешним вмешательствам, укреплять координацию, продолжать добросовестное сотрудничество и поддерживать региональный мир и стабильность, — говорится в заявлении МИД Китая о встрече Вана И с Токаевым. — Китай никогда не преследовал геополитических интересов в Центральной Азии и никогда не позволяет сторонним силам разжигать волнения в этом регионе».
Ван И подразумевал Вашингтон, который был мишенью китайской критики еще до войны в Украине. Язвительная риторика усиливается по мере того, как Китай стремится переложить вину за любые экономические проблемы, ощущаемые в Центральной Азии, на Соединенные Штаты и Запад, которые ввели антироссийские санкции.