02:45, 5 мая 2024 Вс
11:09, 27 мая 2019Обновлено: 11:01, 27 мая 2019.Общество

Как сохранить Сары-Челек для будущих поколений?  

Как сохранить Сары-Челек для будущих поколений?   — Today.kg

Как сохранить Сары-Челекский биосферный заповедник для будущих поколений? Или более правильный на сегодня вопрос – как его спасти. А спасать есть от чего. Образованный в 1959 году заповедник перетерпел множество проблем и лишений – удивительный по красоте уголок горного Тянь-Шаня в последние годы стал зоной отдыха, охотничьим угодьями для толстосумов и рынком редких видов лесопиломатериалов и орехоплодовых культур. На заповедной территории, прямо на берегу озера Сары-Челек буквально пару лет назад готовили еду в казанах и мангалах, туристов катали на катере, отдыхающие развлекались под громкую музыку.

И если в 2019 году катеры, казаны и музыку Гослесхоз запретил, остаются другие проблемы, главная из которых то, что на территории заповедника есть населенный пункт Аркыт, который постепенно захватывает заповедную территорию и та сокращается как шагреневая кожа. Раньше в селе было тридцать дворов, где проживали сотрудники заповедника, а сейчас их уже в шесть раз больше. Жители этого села живут за счет натурального хозяйства – выпас скот, пасека, сбор орехов и малый бизнес. Как сообщил редакции Today.kg директор Департамента сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Кыргызстана Алмаз Мусаев, сейчас в поселке проживает около 1300 человек и это число растет, строятся новые дома. И строят здесь не только местные жители. Как признались журналистам на анонимных условиях местные жители, гостевые дома строят бизнесмены со связями.

Что предпринимает ГАООСЛХ?

«2-3 года как мы убрали казаны и мангалы. Со стороны местных жителей было очень много возмущений. Но мы объяснили, чтобы еду для приезжих они готовили у себя дома, а людей вывозили на озера просто посмотреть. Потихоньку урегулируем этот вопрос. Со следующего года мы будем водить запрет на поездку в заповедник на автомобилях. Здесь будут организованы специальные микроавтобусы, которые будут набирать туристов группами и поднимать смотреть Сары-Челек. Это мы предлагаем организовать местному населению как альтернативу. И для нас хорошо – мы будем знать о том, сколько человек заезжают и регулировать это число», - говорит Алмаз Мусаев.

По его данным на май 2019 года, в сезон, а он длится с мая по сентябрь, Сары-Челекский биосферный заповедник посещают 4-5 тысяч туристов. В общей сложности более 60 тысяч человек в год посещают особо охраняемые природные территории в Кыргызстане. 5 тысяч из них - иностранцы. Как признался А.Мусаев, в задачах Гослесхоза есть пункт и по развитию туризма, что немного осложняет основную задачу по охране окружающей среды.

Говоря о заповеднике в Аксыйском районе Жалал-Абадской области, директор Департамента сохранения биоразнообразия сообщил, что государству придется сократить территорию Сары-Челекского заповедника из-за села Аркит. «Да, этим мы не решаем проблему. Но если мы оставим село внутри заповедной зоны, то это будет уже не заповедник. В заповедниках запрещена любая хозяйственная деятельность в отличие от природных парков, где действует более гибкий режим», - сказал он.

Стоит отметить, что в 2019 году празднование Международного дня биологического разнообразия Гослесхоз организовал в селе Аркыт. 22-23 мая здесь прошла международная научно-практическая конференция «Роль научно-исследовательской работы в управлении и развитии сетей особо охраняемых природных территорий». Внимание участников конференции, среди которых были представители парламента, министерств, МСУ и вузов, а также эксперты-экологи, было сосредоточено на вопросе сохранения Сары-Челекского заповедника, которому в этом году исполняется 60 лет. Также 40 лет исполняется включению ЮНЕСКО заповедника Сары-Челек во Всемирную сеть биосферных резерватов.



На повестке дня конференции были три вопроса – роль науки в особо охраняемых природных территориях, работа с местным населением и развитие туризма.  «Почему именно в Сары-Челеке проводится конференция? Здесь есть проблемы с местным населением. Есть поселение внутри заповедника, и мы должны либо сократить территорию заповедника, либо отселить их», - говорит глава Департамента биоразнообразия Алмаз Мусаев.

Как сообщил он, сейчас завершается подсчет незаконных строений. В ходе инвентаризации выяснились любопытные факты – оказалось, что в девяностые годы в результате сговора представителей  судебных и государственных органов, были получены документы на некоторые строения. Кроме них, на сегодня есть дома в заповедной зоне без «красных книг». Материалы по ним будут передаваться в правоохранительные органы. Таким образом, как подчеркнули в Гослесхозе, возникает весьма сложная социально-экономическая проблема.  Вопрос усугубляется тем, что у местных жителей тоже есть претензии к Гослесхозу – они недовольны запретами, ведь многие живут за счет заповедника. Как решить конфликт? Гослесхоз, как сказано выше, предлагает им взять в свои руки организацию бусов для туристов, в перспективе обещают научить разбить питомники растений.





Альтернативные пути решения

С бусами категорически не согласен сын основателя и первого директора Сары-Челекского биосферного заповедника Николая Петровича Виноградова – Алексей Виноградов. «Необходимо строго ограничить посещение Сары-Челека», - считает он. «Душа болит», - признался он журналистам, говоря о сегодняшнем состоянии заповедника. «Я вырос здесь. Каждый камешек мне знаком. Когда мой отец Николай Петрович преобразовал Аркитское лесное хозяйство в биосферный заповедник Сары-Челек, девизом было наблюдение за природой без вмешательства человека. А сегодня в Сары-Челек заезжает много машин, люди устраивают на берегу озера пикники, устанавливают пасеки. В результате диким животным приходится уходить дальше в горы», - отмечает он.



«Помню, во дворы приходили косули – пожевать корочку хлеба. К нашему дому часто прибегала горная коза. Мы ее звали Стрелка. Приходил кабанчик Борька. Дикие кабаны осенью приходили поесть орехов. Эти орехи отец селекционировал со своей командой и они вырастали огромные. Специалисты, молодые парни и девушки, которым было всего до 38 лет, такое творили! Селекционировали яблоки и они тоже вырастали большой величины. Это золото Кыргызстана. С тех пор прошло 40 лет, те леса стоят. Но стоять им осталось недолго, всего 20-30 лет и все. Потому что заповедник надо обслуживать, надо вести научную деятельность. Наука ушла в песок, а озеро гибнет», - с горечью отмечает Алексей Виноградов.

Он рассказал, что когда побывал в 2018 году в Сары-Челеке, решил объединиться с инициативной группой экологов, ученых и блогеров, с которой создали общественное экологическое объединение «Бренд Сары-Челек». Организация написала письма президенту и премьер-министру Кыргызстана с просьбой созвать научно-практическую конференцию по проблемам охраняемых природных территорий для того, чтобы обратить внимание общества на безобразие.

Что предлагает ОЭО «Бренд Сары-Челек»?

«Мы создаем интересный проект – природоохранное предприятие 21 века. Хотим в корне поменять организационную структуру таких заповедников, с применением IT-технологий, достижений научного прогресса. Велосипед не изобретаем, а берем то, что уже работает в других местах, в России, США. Мы хотим повесить везде видеокамеры, поставить мониторинговый IT-центр, где можно наблюдать за флорой и фауной заповедника через спутники и камеры, передающие изображения онлайн. Любой желающий может зайти на сайт и посмотреть, что делает косуля или кто сейчас ловит рыбу, нарушая режим», - говорит зампредседателя новой организации.



Однако, подчеркивает он, внутри заповедника никого не должно быть. Вокруг заповедника Виноградов предлагает запустить агропромышленную фирму, некий холдинг по выращиванию реликтовых форм грецкого ореха, яблок, барбариса, тянь-шаньской ели, пихты Семенова и так далее.

«Я могу откровенно сказать, что на рынке саженец пихты Семенова стоит 2 тысячи сомов. Это только саженец. А саженец грецкого ореха с огромными плодами стоит около 5 тысяч. За этим саженцами приезжают японцы, испанцы. Да, некоторые местные воротилы сумели производить и торговать этими саженцами. Но потихонечку. Но почему бы не сделать это в масштабе государства? Почему нам не пользоваться современными IT-технологиями. Есть меценаты, которые болеют за природу и субсидируют такие задачи. А в Кыргызстане много богатых людей. Далее, IT-центр по мониторингу может финансироваться за счет холдинга. Считаю, что сказка про плохое финансирование придумана для того, чтобы ничего не делать», - уверен Алексей Николаевич.

Как считает А.Виноградов, во главе мониторингового IT-центра должны стоят ученые из Академии наук Кыргызстана так как основная задача центра – научное наблюдение и изучение. Пилотный центр может располагаться в самом заповеднике, а затем его можно перенести в Жалал-Абад или в Бишкек, предлагает он.



Как работать с местным населением?

Местное население, жители села Аркит, грудью стоят за «Сары-Челек», говорит выросший здесь Алексей Виноградов. «Посмотрите как выглядит Иссык-Куль после туристического сезона? Он напоминает отстойную яму. Такого не должно повториться с охраняемыми природными территориями. У аркитовцев в сознании это есть. Но они не могут взять в руки ружье и стрелять в мусорящих туристов. Местных жителей надо обучить, открыть там колледж или профессиональное среднетехническое училище. Затем они могут поехать в вуз и вернуться инженерами. Они любят свою малую родину и будут вкладывать в нее. А чем сейчас живут местные жители? Собирают тоннами орехи и сдают ее за копейки. А если они будут работать в питомниках, сколько получат? Саженцы это только один из примеров. Куча вопросов, на котором можно заработать не вредя природе. Самое главное отработать систему. Готовить специалистов нужно с малолетства. Жители Аркыта сами просят начать работы по возрождению биосферного заповедника. Но нынешние воротилы хотят оставить все как есть», - считает представитель общественного экологического объединения.

Ответ Гослесхоза

Идеи Виноградова хороши, но существующие проблемы решаются не быстро, отмечает, в свою очередь, директор Департамента сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Кыргызстана Алмаз Мусаев. По его словам, Гослесхоз также рассматривал варианты с питомниками, где по принципу государственно-частного партнерства могли бы работать местные жители – выращивать семена, которые потом можно было бы сеять в заповеднике, возрождая его.



«Однако есть проблемы – пока у местных жителей нет понимания о работе питомников по принципу ГЧП, во-вторых, нехватка земель – вся территория вокруг заповедника в частной собственности и их владельцы не уверены, стоит ли им производить саженцы вместо фруктов. В-третьих, есть проблема с выпасом скота. В заповедной зоне это запрещено, а местные жители говорят «Как тогда мы будем жить?». Остро стоит кадровый вопрос, квалифицированных сотрудников почти нет, егеря и лесники получают 5 тысяч сомов в месяц, 10 тысяч получает руководство. Это мизерные суммы», - перечислил А.Мусаев.

Тем не менее, госорган не сидит сложа руки. Составлен план возрождения и проведения научно-исследовательской работы. Сотрудничество будет вестись с Академией наук и вузами, аспирантам предложат темы научных работ, касающихся охраняемых территорий. Софинансировать исследования возьмется Гослесхоз.  

«Также Госагентсво уделяет особое внимание цифровизации. Мы уже создали базу данных и подключили его к системе «Тундук». Планируется снабжать все наши посты камерами, передающие видео онлайн, отслеживать нарушителей, устанавливать фотоловушки. На сегодня в целом есть 100 фотоловушек по природным паркам, но в Сары-Челеке пока нет. Есть дроны, но нет специалистов-операторов. С внедрением информационных технологий, надо увеличивать и квалификацию. Кроме этого, при природных парках создаем общественные наблюдательные советы, которые теснее работают с местным населением», - заключил директор Департамента.  

up