«Какие преимущества будут для Кыргызстана в данном законопроекте?» - спросил 15 мая 2019 года на заседании ЖК депутат ЖК Аалы Карашев (СДПК) у заместителя министра транспорта и дорог Женишбека Ногойбаева.
Жогорку Кенеш рассматривает в первом чтении проект закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Турецкой Республики об установлении воздушных сообщений, подписанное 14 октября 1994 года в городе Анкара, подписанного 1 сентября 2018 года в городе Бишкек».
Задачей законопроекта является то, что у авиавластей будут права вмешиваться при высоких неоправданных тарифах или дэмпинговых тарифах, ответил замминистра транспорта.
Тогда скажите, как сохраняется паритетный режим между Кыргызстаном и турецкими авиалиниями, спросил депутат.
Соглашение было создано на основе одинаковых паритетных режимов. Но больше авианаправлений выполняют турецкие авиакомпании. На сегодня по авианаправлению Бишкек—Стамбул выполняется 12 рейсов в неделю. Их выполняют «Эйр Манас», «Авиа Траффик» выполняет 2 рейса, а «Турецкие авиалинии» - 10 рейсов, ответил Ж.Ногойбаев.
«И это вы называете паритетом?» - спросил депутат.
«Соглашение составлено на паритетной основе, но наши выполняют меньше рейсов», - ответил Ж.Ногойбаев.
Сколько государственных авиакомпаний есть у КР, спросил депутат.
У КР 5 авиакомпаний есть, из них 3 авиакомпании являются пассажирскими - «Эйр Манас», «Авиа траффик» и «TezJet», у еще одной авиакомпании имеется мальнкий самолет и еще правительственная компания «Air KG», ответил представитель Минтранса.
«Вы когда соглашения составляете, торгуйтесь. Они [турецкая сторона] же свой хаб увеличивают. Через Турцию летают по всем направлениям — Европа, Америка. Попросите 3-4 судна, попросите помощь, торгуйтесь. Сами же создаете дэмпинг», - возмутился депутат.
«Мы на переговорах со многими предложениями выступали. Турецкие авиакомпании во многом нам помогают — по сертификации специалистов гражданской авиации, по повышению их квалификации, на своих тренажерах обучают, также по открытию того же рейса Ош—Стамбул», - ответил Ж.Ногойбаев.
«И эта их помощь? Они же закрыли Ош—Стамбул. Почему они закрыли?» - спросил депутат.
По словам Ж.Ногойбаева, из Турции прилетели 2 специалиста в Ош, чтобы рассмотреть изменения в аэропорту.
«Авиарейс работал, но почему вы дали возможность закрыть это направление? Надо было сначала открыть авианаправление и потом уже подписывать соглашение», - возмутился депутат.
Протокол был подписан, еще не вступил в силу, уточнил Ж.Ногойбаев.
«Вы говорите, что они судна нам предоставляют. Они нам что, бесплатно предоставляют? Мы же им платим, да еще и дорого платим. Вы же должны защищать интересы Кыргызстана. Все позиции вы убрали. Та же ситуация и с Аэрофлотом случилась. Пегасус по 999 сомов в Ош летал, где он сейчас? Сейчас по 3-5 тыс. сомов летают в Ош. В свое время же говорили и рекламировали, что будет все хорошо, что будем радоваться. И что сейчас? И сколько самолетов осталось у нас?» - спросил депутат А.Карашев.
Один самолет, ответил Ж.Ногойбаев.
«Вот так у нас в итоге ничего не останется», - заключил депутат.