21:28, 26 апреля 2024 Пт

Какой калым отдали за Каныкей в долларах и был ли отец Манаса миллиардером

Какой калым отдали за Каныкей в долларах и был ли отец Манаса миллиардером — Today.kg

В кыргызских эпосах и других произведениях отечественной литературы часто упоминаются богатства людей, а также их расходы на различные мероприятия. Sputnik решил пересчитать все эти активы и траты на современные деньги.

Нынешние цены на скот

При высчитывании состояния в сомах есть несколько нюансов, поэтому все расчеты приблизительные. Например, не всегда полностью перечислялись богатства, а также не всегда говорилось, сколько, например, золота было в килограммах. Другой момент: основа богатства кочевников — это не золото, драгметаллы и земельные участки, а скот. Именно больше основываясь на ценах на скот, и будем подсчитывать богатства наших героев. При этом в литературе и источниках не указывалось, насколько были породистыми лошади, бараны и КРС, поэтому скот оцениваем по средней стоимости. В пересчете на современные деньги речь может идти о гораздо больших суммах.

Средние цены на скот (по данным продавцов живности):

  • баран — 12 тысяч сомов;
  • корова — 60 тысяч;
  • як — 70 тысяч;
  • бык — 80 тысяч;
  • лошадь — 80 тысяч;
  • верблюд — 100 тысяч.

Даже приблизительные расчеты показывают, что герои эпосов были весьма небедными людьми и в нынешнее время могли бы смело претендовать на попадание в список Forbes.

Калым за Каныкей

С ним связана целая история. Когда сваты пришли просить бухарского хана отдать его дочь Санирабигу (это настоящее имя Каныкей) за Манаса, то владетель Бухары решил отказать. Но отказать не прямо, чтобы не обидеть, а попросить небывало огромный калым, который отпугнет кыргызского батыра.

Однако кыргызов это не смутило, и они отдали в три раза больше скота, чтобы показать богатства Манаса. Помимо этого, отец батыра Жакып еще при сватовстве подарил большое количество золота и серебра. Также надо учитывать, что в качестве калыма отдавали хороший скот, а он соответственно и стоит дороже.

В результате калым оказался следующим:

  • 3 тысячи лошадей — 240 миллионов сомов;
  • 400 коров — 24 миллиона;
  • 200 быков — 16 миллионов;
  • 30 тысяч баранов — 360 миллионов;
  • 200 верблюдов — 20 миллионов сомов.

Таким образом, по средним расчетам калым можно оценить примерно в 660 миллионов сомов, или почти 7,8 миллиона долларов. Это без учета золота и других подарков. В наше время, думаю, такой выкуп смутит даже олигарха, но, к счастью, в Бухаре уже давно нет ханов.

Возвращаясь к калыму за Каныкей, надо помнить, что, несмотря на его гигантский размер, выкуп собирали всем народом. В эпосе говорится, что многие кыргызы, в том числе Жакып, были далеко не бедными людьми.

Богатства персонажей эпоса "Манас". Сопоставимы с нынешними мультимиллионерами.

Например, Жакып перед тоем в честь рождения первенца Манаса перечислял свои богатства:

  • 38 тысяч лошадей — 3 миллиарда 40 миллионов сомов;
  • 80 тысяч баранов — 960 миллионов;
  • 6 тысяч верблюдов — 600 миллионов;
  • 7 тысяч коров — 420 миллионов.

То есть состояние Жакыпа в пересчете на нынешние цены превышало 5 миллиардов сомов. Но это по самым скромным оценкам. На этом его богатства не заканчивались: у него были земли, большое количество драгметаллов. Но так как точных цифр нет, сложно подсчитать все активы Жакыпа.

Еще больше оказалось состояние хана Кокотоя:

  • 9 090 лошадей — 727,2 миллиона сомов;
  • 90,5 тысячи баранов — 1 миллиард 86 миллионов;
  • 200,3 тысячи верблюдов — 20 миллиардов 30 миллионов;
  • 6 080 коров — 364,8 миллиона;
  • 9 тысяч яков — 630 миллионов.

Все это тянет на 22,8 миллиарда сомов, в пересчете на инвалюту — более четверти миллиарда долларов. Также Кокотой имел золото, серебро, драгоценные камни, ткани и другое имущество. Точное количество также не указано, поэтому подсчитать все достаточно сложно, но в любом случае все говорит о том, что состояние Кокотоя было еще больше.

Соответственно, располагая такими богатствами, по силам было проводить очень пышные мероприятия, в том числе аш (годовщина смерти).

Призы на аше Кокотоя

Один из ключевых эпизодов эпоса "Манас" — это аш (годовщина смерти) Кокотоя. Именно там произошел раздор между кыргызами, который привел к походу на Бейджин (Пекин). На многих годовщинах организовывали соревнования с большими призами (байге). На аше Кокотоя награды победителям соревнований были не просто большими, а феноменально огромными. Ниже рассмотрим призы на скачках.

Первое место — 80 тысяч лошадей, тысяча верблюдов, 100 тысяч баранов, 9 тысяч коров и 90 юрт (вариант Сагымбая Орозбакова). Все это можно оценить почти в 8,3 миллиарда сомов, или немногим меньше 100 миллионов долларов. Победитель в современное время автоматически стал бы мультимиллионером.

Другие призы были, разумеется, меньше, но и скромными их назвать язык не повернется. Так, шестидесятая награда на скачках — 9 голов скота (скорее всего, речь идет о крупном рогатом скоте) и 9 лошадей, то есть 1 миллион 260 тысяч сомов.

А ведь были еще и другие соревнования. Так что аш обошелся очень недешево.

Откуп за убийство Домбу

В известном произведении Тологона Касымбекова "Сынган кылыч" ("Сломанный меч") повествуется о кыргызах и об их взаимоотношениях с Кокандским ханством в XIX веке.

В частности, там описано убийство кыргыза по имени Домбу (дальний родственник кокандского хана по женской линии). В результате наследник хана Насреддин потребовал у кыргызов 1 тысячу лошадей и 1 000 дилде (монета тилла, за которую можно было приобрести трех баранов). То есть возмещение составило по современным меркам 116 миллионов сомов.

Откуп (кун) выплатили местные жители. Нюанс в том, что Домбу был им ближе родственником, чем хану. Также кокандцы забрали дочь Сарыбая — Кундуз, которая позже стала одной из жен Насреддина.

Но в литературе гиперболы — обыденное дело, нам же интересно узнать об имущественном положении людей в реальности. Приведем для сравнения данные по средневековым европейским королям.

Сколько король завещал младшему сыну и какова "стоимость" английского монарха

Если у кочевников в основном богатство состояло из скота, то в средневековой Европе — это земля. Поэтому достаточно сложно подсчитать активы, но есть очень интересный случай с английским королем Генрихом I в бытность его еще принцем. В XI веке (почти на столетие после предполагаемого появления эпоса Манас) нормандский герцог Вильгельм, вошедший в истории под прозвищем Завоеватель в результате похода захватил Англию. На момент смерти у монарха было, как в сказке три сына, старшему он завещал Нормандию (одна из крупнейших областей Франции), второму английскую корону. А вот третьему — Генриху отец не дал земель, но завещал 5 тысяч фунтов серебра. В Англии примерно в то время один фунт был равен 350-370 граммам. Возьмем для ориентира эти цифры. Если смотреть на нынешние мировые цены на данный драгметалл (более 23 доллара за тройскую унцию), то это составит примерно 1,3-1,4 миллиона долларов. Но покупательная способность денег в то время была повыше. Так за 3 тысячи фунтов серебра он приобрел, по разным сведениям, часть полуострова Котантен (по другой версии весь полуостров Котантен). То есть эти владения купил менее чем за миллион долларов. Отметим, что продавцом выступил его старший брат — нормандский герцог. Генрих позже стал королем, воспользовавшись смертью среднего брата и тем, что старший находился в Крестовом походе. У последнего он позже отобрал еще и Нормандию и тем самым соединил в своих руках все владения отца.

Интересная история связана с правнуком Генриха — знаменитым королем Ричардом Львиное Сердце. Ричарда, который возвращался из Третьего Крестового похода, захватил в плен его недруг — австрийский герцог, который затем передал английского монарха императору Священной Римской империи. За свое освобождение знаменитый король-крестоносец заплатил 113 тысяч кельнских марок или другими словами порядка более 26,3 тонны серебра или в пересчете на современные деньги — почти 20 миллионов долларов. Для сравнения это значительно больше поступления в казну в то время. Так, годовой королевский доход из Англии и Нормандии составлял примерно по 30 тысяч марок, правда не указано каких именно, разница между видами марок доходила примерно до 50 граммов. Но казна Ричарда сильно не пострадала, так как для выплаты такого выкупа был введен новый налог — по одним источникам речь шла о четверти движимого налога, по другим о четверти доходов, причем платила в том числе церковь. Поэтому после плена Ричард сразу же начал войну против короля Франции Филиппа-Августа.

Средневековье или подарок на 400 миллионов

Так в VI-VII веках у кыргызов на Енисее калымы иногда достигали тысячи голов, однако не указано какого именно скота. Так что разброс может быть просто внушительным, от 1,2 миллиона сомов, если считать в баранах, до 80 миллионов, если речь идет о лошадях. Разумеется, такой калым могли дать только богатые люди.

Вообще богатые люди в то время явно не затерялись бы и среди нынешних толстосумов. Так, в одном из тайников, обнаруженных на территории, где жили Енисейские кыргызы, было найдено 4 золотых сосуда, и по одному золотому и серебряному блюда. Общий вес находки — 3 килограмма. Точно конечно сложно подсчитать, но явно, что эта посуда стоила недешево и что люди вряд ли покупали ее на последние деньги.

На территория современной Монголии найдена эпитафия от имени судьи кыргыза, который предположительно жил во времена Кыргызского Великодержавия. В частности, он рассказывал, что он был богат у него имелось 10 загонов для скота и "скота у меня было без числа". Из-за отсутствия цифр невозможно подсчитать его имущество.

Если смотреть на территорию современного Кыргызстана, то здесь в те далекие времена суммы тоже были не маленькие. Так, тюркская знать владела громадными табунами. Например, глава Западно-Тюркского каганата (VII век) Тон-джабгу в качестве дипломатического дара мог отослать 5 тысяч лошадей (400 миллионов сомов). А один из тюргешских вождей попав в плен за свою свободу предложил тысячу лошадей и столько же верблюдов, за это количество можно сейчас выручить 180 миллионов сомов.

Данные за XIX век: налоги и разница между имуществом манапа и бедняка

Это блок больше и обзорнее, так как имеется больше всего источников по этому времени.

Насколько манапы были богаче простых людей

Как писал казахский ученый Чокан Валиханов племя бугу, состоявшее из 10 тысяч хозяйств совокупно, имело до полумиллиона баранов, по 100 тысяч лошадей и верблюдов, 50 тысяч коров. Указано, что самый богатый манап имел более 3 тысяч лошадей, до 3 тысяч баранов, 50-100 голов крупного рогатого скота, то есть не менее 279 миллионов сомов в современном эквиваленте. Бедняки имели лишь по нескольку баранов, каждый из них сейчас стоит примерно 12 тысяч, так что разница была огромная.

Но богачи владели не только скотом. Известно, что у манапа племени бугу Боромбая в собственности были хлебные склады и фруктовый сад, Алымбек датка помимо других активов имел в Ферганской долине пахотные участки, которые закрепил за своим медресе.

Какие были штрафы?

В середине позапрошлого века была сделана попытка объединения кыргызов. В 1842 году на курултае (съезд) ханом был избран манап племени сарыбагыш — Ормон. Тогда были утверждены символы ханства, частности знамя, печать и другие. Ормон хан издал "декрет", в котором он установил следующие откупы (кун):

  • за убийство человека — 300 лошадей (24 миллиона сомов);
  • за похищение чужой жены (иногда пишут за покушение на чужую жену) — 40 лошадей (3,2 миллиона сомов);
  • за кражу — 9 лошадей (720 тысяч сомов).

Сколько платили за работу

Манап сарыбагышей Джантай нанял в Туркестане мастеров, чтобы они построили гумбез (сооружение над могилой).

Так Валиханов пишет, что Джантай заплатил "четыре девятки" скота и сто баранов. Он перечислил из чего состояли "девятки":

  • Первая — раб и восемь лошадей;
  • Вторая — верблюд и восемь лошадей;
  • Третья — скакун и восемь лошадей;
  • Четвертая — вол и восемь коров.

Разумеется, по морально-этическим соображениям в расчет не возьмем стоимость невольника, но и без него манап заплатил приличную сумму — больше 2,6 миллиона сомов.

Стоимость товаров

Родоначальники и богачи носили особенный сорт материи "тик", который по словам Валиханова назывался "кара-каска". За два куска ткани кыргызы платили купцам по пять баранов (60 тысяч сомов), хотя в Намангане она стояла в три раза дешевле.

12 бараньих кож оценивались в одного барана, столько же стоила лисья шкура, а вот рысья шкура оценивалась в пять раз больше. Один бык стоил шесть баранов. На баранов выменивали многие товары, в том числе халаты, котлы, ружья и украшения.

Налоги на современный пересчет

Есть ряд сведений про налоговую систему Кокандского ханства. Налог был в трех формах (натуральная, денежная и трудовая повинность). Основным налогом, который выплачивали кыргызы был зякет со скота. Это часто вызывало восстания, поэтому кокандские власти нередко передавали функции сбора налогов верхушке племен, устанавливая определенный размер налога (ульпан), который нужно было сдать в казну. При сборе налогов родоправители о себе тоже не забывали, пишут в учебнике по истории.

Сведения же о размере налогов достаточно обрывочны. Так, Валиханов в одном месте пишет, что кыргызы платили зякет (налог) — одну лошадь со ста. В другом месте он пишет про крепость Куртку и что ее построили для сбора налогов: с 40 голов скота забирали одну голову или со 100 голов — две. Также кыргызы должны были снабжать гарнизон хлебом.

"Раз в год, а иногда и два раза берут салык (налог) в неопределенном количестве. В нынешнем году на бугу наложили этой подати 60 лошадей (4,8 миллиона сомов)", — пишет путешественник.

В 1860 году наместник кокандского хана Атабек датка с большим войском выступил на территорию Чуйской области, чтобы собрать налоги. В результате они забирали по два барана с каждой сотни, а иногда три. Хотел чиновник собрать и дополнительный налог, на военные нужды — по золотому тилла (цена трех баранов/ныне около 36 тысяч сомов) с каждой юрты, однако решил не рисковать.

Отметим, что в учебнике по истории приведен отрывок из архивного документа с налогами в ханстве, сборы с зерновых (20 процентов от урожая), зякет с торговли и скота (1/40 часть). Также указано, что один из последних кокандских ханов Худояр ввел еще шесть платежей, в том числе за воду и топливо, а также со сделок. Последний видимо аналог налога с продаж. Так что все сборы были придуманы до нас.

Как отмечается в учебнике, натуральный налог подрывал материальное состояние населения. Большинство хозяйств балансировало на грани разорения. Также возлагались трудовые повинности, такие как строительство крепостей и так далее.

В среде оседлых кыргызов была и так называемая издольщина, то есть часть урожая необходимо было отдавать родоправителю.

Однако были и налоговое преференции, правда не всем. Например, ханы освобождали от налогов крупных феодалов, в том числе Байзак датку и Сарымсак датку.

И немного вывода

У многих семей в Кыргызстане есть предания, насколько была богата его семья в прежние времена. Задача материала не только показать, какие были богатства у предков, но и рассказать в таком формате об истории нашей страны.

Использованные источники:

  • "Теңири Манас" Ашыма Жакыпбекова, прозаический вариант эпоса;
  • Эпос в версии Сагымбая Орозбакова;
  • Варианты эпоса на русском языке;
  • Статья на BBC "Рождение английской демократии: Хартия вольностей (пока еще не Великая)";
  • "История короля Ричарда I Львиное сердце" Александра Грановского;
  • "Завоевание Англии норманнами" Сары Орне Джуэтт;
  • Учебник Владимира Мокрынина и Владимира Плоских "История Кыргызстана";
  • Труды Чокана Валиханова;
  • "Сынган кылыч" Тологона Касымбекова;
  • Обзор архивных и других исторических документов XIX века по истории кыргызского народа (в эпоху Ормон-хана). 
Источник: Sputnik

up