В Кыргызстане вновь назревает паспортный кризис. Государственная регистрационная служба обещала еще в 2018 году перейти на выдачу биометрических загранпаспортов. Но процесс затянулся настолько, что возникают сомнения в выполнении стратегически важного для страны проекта в ближайшие годы.
А пока мы наблюдаем очередной скандал. По факту нарушения условий тендера по закупке бланков биометрических заграничных паспортов возбуждено уголовное дело. Сначала прокатилась волна обысков и ареста банковских счетов, затем последовали задержания руководителей ГРС и ГП «Инфоком».
Правозащитники и гражданские активисты защищают топ-менеджеров, обвиняя ГКНБ в произволе и необоснованном задержании. У главы ГРС Алины Шаиковой есть время писать гневные посты в социальных сетях, но нет времени для официальных комментариев средствам массовой информации. Правительство традиционно наблюдает за происходящим со стороны.
Тендер на закупку бланков биометрических паспортов объявили 23 октября 2018 года. Итоги оценки опубликовали лишь 1 февраля. Почти три месяца потребовалось комиссии, чтобы определить победителя.
Из пяти участников наименьшую цену предложила Muhlbauer ID Services GmbH — 686 миллионов 772 тысячи 250 сомов. Veridos GmbH оценила поставку бланков в 936 миллионов 347 тысяч 750 сомов, ЗАО Garsu Pasaulis — в 940 миллионов 150 тысяч сомов, IDEMIA France SAS — в 948 миллионов 713 тысяч 750 сомов.
Самую высокую цену выставила банкнотная фабрика Национального банка Казахстана — 1 миллиард 257 миллионов 847 тысяч 112,5 сома.
По итогам длительного обсуждения тендерная комиссия отклонила все заявки, оставив Garsu Pasaulis и IDEMIA France SAS.
Из двух компаний предпочтение отдали той, что предложила наименьшую цену.
После объявления итогов тендера СМИ писали, на какие нарушения закрыла глаза комиссия.
В сведениях о наличии опыта аналогичных поставок Garsu Pasaulis указала три договора.
В 2014-2018 годах она изготавливала бланки дипломатических паспортов и электронных биометрических паспортов для граждан Литвы. Сумма контракта — 954 миллиона 219 тысяч 278 сомов.
Второй договор — покупка литовских национальных электронных дорожных документов (бланки биометрических паспортов в формате ID-3) на 1,8 миллиарда сомов. Дата исполнения — 2010-2014 годы.
По условиям тендера участники должны представить сведения о наличии опыта выполнения не менее двух проектов изготовления электронных паспортов в течение последних пяти лет с подтверждением успешной персонализации бланков общим объемом не менее 2 миллионов штук на сумму не меньше, чем конкурсная заявка участника.
По третьему договору Garsu Pasaulis еще не выполнила обязательства.
Он заключен с 2017 по 2020 год на изготовление паспортов для граждан Молдовы. По данным Литовского центра персонализации, по первому договору Garsu Pasaulis изготовила чуть больше 1,2 миллиона паспортов.
Агентство государственных услуг Молдовы сообщало, что выдача паспортов нового типа начнется с 5 февраля 2018 года. Следовательно, в 2017-м Garsu Pasaulis еще не обеспечивала паспортами молдаван.
С учетом того что общее население Молдовы 3,5 миллиона человек, вряд ли с февраля по ноябрь 2018-го им успели выдать как минимум 800 тысяч паспортов. К тому же, как можно приписывать в опыт выполненных работ незавершенный контракт?
Теперь в ГКНБ заявляют о фактах аффилированности должностных лиц ГРС.
Уголовное дело возбудили по статье «Коррупция».
По версии следствия, процедуры закупок проводились с нарушениями законодательства в интересах аффилированной компании без обеспечения принципов экономичности и эффективности использования государственных средств. Один из участников конкурса, который предложил цену на 253 миллиона сомов меньше, чем аффилированная компания, отстранен от дальнейшего участия в конкурсе под предлогом несоответствия тендерным заявкам.
В ГКНБ отмечают: установлены устойчивые связи бывших и действующих руководителей ГРС с представителями выигравшей тендер компании, за счет которой представители ГРС неоднократно ездили в зарубежные поездки.
Кто замешан в сделке и ездил в командировки за чужой счет, а также какие связи установились между чиновниками и частной компанией, в ГКНБ не поясняют.
Даже когда стало известно о задержании трех чиновников ГРС, в ГКНБ не раскрыли их фамилий. О том, что обвиняемыми по делу являются директор ГП «Инфоком» Талант Абдуллаев, статс-секретарь Данияр Бакчиев и заместитель председателя ГРС Русланбек Сарыбаев, выяснилось лишь в суде по рассмотрению им меры пресечения.
Не обошлось без митинга сторонников задержанных. Они пришли к зданию суда, чтобы выразить свою позицию. В социальных сетях рассылают петиции и разворачивают кампанию в их поддержку.
Глава ГРС Алина Шаикова — неактивный пользователь Facebook, но в связи со сложившейся ситуацией тоже не удержалась. Журналисты не могут дозвониться, чтобы из первых уст руководителя ведомства, где сразу трех чиновников арестовали, получить комментарии. А Алина Шаикова пишет комментарии тем, кто злорадствует и раздает советы госслужащим, как нужно проводить тендеры. При этом приводит примеры с ненормативной лексикой. Журналисты недоумевают.
Правозащитники также написали письмо президенту КР Сооронбаю Жээнбекову, в котором пожаловались на «оголтелое шельмование самых выдающихся специалистов информационных технологий».
На митинг в поддержку задержанных пришли советник президента Дастан Догоев и бывший заместитель председателя Государственного комитета информационных технологий и связи, а ныне советник первого вице-премьера-министра Кубатбека Боронова Азамат Буржуев. Митинговал и член экспертного совета при президенте по вопросам цифровой трансформации Азис Абакиров. После ареста коллег он объявил о выходе из его состава в знак протеста.
От аппарата правительства пока не последовало никакой реакции, хотя это первая провальная госзакупка, которая вызвала такое общественное возмущение.
В этом скандале с представителями IT-отрасли в 2019-м, объявленном президентом страны Годом цифровизации, премьеру и Сооронбаю Жээнбекову отмолчаться не получится.
Надо озвучить свою позицию, потому что общественность должна понимать, куда мы движемся и кто, как, когда теперь будет реализовать президентские амбиции по цифровизации страны.
Члены тендерной комиссии уверяют, что провели закупку в соответствии с законодательством. Тогда как можно объяснить тот факт, что в одном случае опыт необходим, а в другом — его можно засчитать авансом?
Вызывает сомнения и проведенный аудит по тендеру. Заместитель директора Центрального казначейства при Министерстве финансов Нукеш Кожобергенов оказался аудитором частной компании ОсОО «Аудит Профи Групп», которая проводила проверку миллиардной сделки всего за 10 тысяч сомов.
Кроме того, в ГРС уверяют, что Талант Абдуллаев и Данияр Бакчиев не имели отношения к закупке и проводимому тендеру. Однако последний принимал участие в рассмотрении жалобы IDEMIA France SAS. Сей факт указан в протоколе заседания независимой межведомственной комиссии по рассмотрению жалоб и протестов от 19 февраля.
Талант Абдуллаев также присутствовал на этом заседании. Если бы его пригласили как разработчика технических спецификаций, вопросов бы не возникло. Но суть жалобы заключалась в несогласии с решением тендерной комиссии в части опыта аналогичных поставок.
А пока Генеральная прокуратура уже подсчитала примерный ущерб, который причинили чиновники, проведя тендер с нарушениями, — 253 миллиона 377 сомов.
За основу ущерба взяли разницу между предложениями поставщиков Garsu Pasaulis и Muhlbauer ID Services GmbH.
Заявку последней компании тендерная комиссия отклонила из-за отсутствия документов, подтверждающих опыт. Но и предложение победителя, напомним, небезупречное.
В ГРС категорически не согласились с озвученным ущербом.
«Срок действия конкурсных заявок указанных компаний истек 2 апреля, договор с победителем не заключен, проведенный конкурс признан несостоявшимся. Поставки бланков биометрических паспортов нового поколения не осуществлены, из бюджета страны не произведены выплаты Garsu Pasaulis, соответственно, экономический ущерб отсутствует», — пояснили в пресс-службе ведомства.
К слову отметим, что в Уголовном кодексе КР существует статья 38 «Приготовление к преступлению». Приготовлением к преступлению признаются умышленно совершенные лицом приискание или приспособление средств или орудий преступления, приискание соучастников, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено лицом до конца по причинам, не зависящим от его воли.
Уголовная ответственность за приготовление к преступлению наступает по той же статье, что и за оконченное преступление.
Возникшей ситуацией заинтересовались в Жогорку Кенеше. Иса Омуркулов не исключает, что к концу 2019 года Кыргызстан останется без бланков и загранпаспорта попросту перестанут выдавать.
По данным ГРС, в наличии есть 130 тысяч бланков общегражданского паспорта КР. 2 мая поступят еще 250 тысяч штук при ежемесячной потребности населения в 32 тысячи штук. Общего объема хватит примерно на год. За это время, конечно, можно успеть провести повторный тендер. Но, учитывая, как в Кыргызстане абсолютно любой процесс затягивается, гражданам стоит приготовиться к тому, что нас, очевидно, ждет очередной скандал. На этот раз с трудностями при получении паспортов нового поколения из-за их нехватки.