11:20, 10 сентября 2024 Вт

Парень с аутизмом работает в ресторане "Фрунзе"

Редакция Kaktus.media публиковала цикл статей о мамах особенных детей. Одной из героинь была Замира. У ее сына Омурбека – аутизм. Тогда мальчику было 16 лет. Омурбек в семье – самый старший.

В прошлый раз Замира рассказала, что вместо части уроков они с сыном ходят в ОО "Рука в руке" на курсы кулинарии для того, чтобы Омурбек получил какие-то профессиональные навыки. На курсах мальчик сам готовил салаты, лепил пельмени.

Три года спустя Омурбек устроился работать в ресторан "Фрунзе". Это первый случай в Кыргызстане, когда человек с аутизмом работает, пусть пока и без заработной платы.

О том, как это стало возможно, Замира рассказала редакции Kaktus.media.

- В нашем общественном объединении "Рука в руке" был проект, в рамках которого восемь подростков и молодых людей с расстройством аутистического спектра в течение 9 месяцев обучали кулинарии. После мы пытались их трудоустроить, но не получалось, потому что не было таких мест (куда бы приняли особенных людей).

Как парень попал на работу в ресторан

И вот менеджер "Рука в руке" Мээрим как-то однажды встретила бренд-шеф-повара ресторана "Фрунзе" Эмиля Джангирова и рассказала про наших ребят. Он сказал: "Приводите, посмотрим". Мы привели туда троих молодых ребят. В ресторане сказали, что взять всех троих не смогут: только одного с сопровождением. У тех двоих ребят, которые вместе с Омурбеком претендовали на эту работу, родители не смогли обеспечить сопровождение. Эти ребята снова ходят в кулинарию, где обучались, на 2 часа.

Начали мы ходить во "Фрунзе" с лета: сначала на полчаса, потом подольше. С сентября ходим на 2-3 часа, максимум до 4 часов может остаться. Сейчас мы ходим туда 2 раза в неделю. Он работает в овощном цехе ресторана (это отдельная комната): чистит картошку и морковку.

Я уже могу оставить Омурбека одного, хотя далеко не ухожу. Например, на улице сижу в машине. Там в цехе есть одна женщина, которая несет ответственность за сотрудников, и когда я ей звоню, чтобы забрать Омурбека, то она говорит ему: "Пора домой", и сын идет переодеваться, потом выходит на улицу.

Омурбек уже привык к своей работе и все знает. В ресторане гардероб делится на мужской и женский. Сын заходит в мужской, переодевается. Шеф-повар ресторана подарил ему свой фартук. Еще один повар - рубашку. Омурбек заходит в овощной цех, садится и чистит овощи. Он может за один раз, например, 1-2 ведра картошки почистить. Если его оставить, то он может чистить до обеда или целый день, однако там же нужно определенное количество, которое зависит от заказа.

Коллектив принял хорошо

Меня обрадовало, что сотрудники "Фрунзе" хорошо приняли Омурбека. Я боюсь сглазить, но относятся к нему очень хорошо. К тому же Эмиль Джангиров сразу всем объявил, что Омурбек - это проект ресторана, что это его идея и парень под опекой Джангирова. Но там изначально хорошие люди работают. Все стараются как-то помочь.

Я понимаю, что у сотрудников ресторана есть свои прямые обязанности, да и они раньше не сталкивались с людьми с аутизмом. Много мы у них просить не можем: например, оставить Омурбека со словами: "Пусть он сегодня еще и салаты поделает". Но тем не менее они хорошо относятся к сыну, и этого нам достаточно. Я, как могла, рассказала все о такой особенности, как аутизм.

В ту часть кухни, где готовят горячие блюда, Омурбека не пускают: повторюсь, это ресторан, а не обучающий центр, там другие задачи, хотя дать шанс реализовать себя в другой сфере там готовы. У ресторана очень большая кухня, в овощной цех люди заходят и выходят, постоянно, как я уже сказала, там находится лишь одна женщина. Наша цель - чтобы у Омурбека была социализация, чтобы он находился среди коллектива, для этого ему нужно попасть на большую кухню. А значит, мне нужно как-то следить за Омурбеком и не мешать остальным, к тому же обучить его определенным задачам.

Эмиль Джагиров сказал, что сына можно научить какому-то навыку, к примеру, лепить манты, чтобы это могло стать профессией на будущее. И когда Омурбека снимали на видео для сюжета в СМИ, то ему давали другие задачи, нежели чистить овощи, и он без подготовки идеально справился. Он раскатывал тесто для самс, лепил их и так здорово увлекся, что еле остановили (смеется). Лучше меня никто Омурбека не знает, а я могу сказать, что со всеми заданиями на мелкую моторику он хорошо справляется.

Все удивляются, насколько чисто сын выполняет порученную работу.

Но есть тут другая проблема - если Омурбеку не дать задание, то сам он ничего делать не станет. Обязательно нужно подсказать и показать, как это сделать.

Еще мы сейчас учимся ориентироваться в новом, незнакомом для Омурбека районе.

Спасибо, "Фрунзе"

Сначала я думала, что, может, нужно было найти заведение попроще - какое-нибудь небольшое кафе. А тут такой большой ресторан... К тому же, как я уже говорила, когда заказа на блюдо с картофелем или морковью нет, то Омурбек может просто сидеть. А в некоторых кафе заранее известно, какое количество овощей необходимо почистить на день, например, для пирожков. И вот сын немножко не понимает, почему мешок картошки стоит, а чистить ее не нужно (смеется).

А так мы прилагаем все усилия, чтобы Омурбек привык к работе. И в ресторане делают все возможное. Я очень благодарна, что сына туда взяли. Мы рады, что ему есть куда ходить, чем заниматься, и Омурбеку нравится это делать. Сын занимается тем, что он умеет и любит.

Хорошо бы, если бы таких организаций, как ресторан "Фрунзе", куда бы брали особенных ребят, было бы больше.

Впереди у нас с ним еще много работы!

Источник: Кактуc

up