Общественный фонд "Правовая клиника "Адилет", возглавляемый Чолпон Джакуповой, выступил с обращением ко всем политическим силам Кыргызстана. Текст обращения полностью:
"Поздно вечером 6 октября 2020 года СМИ сообщили о том, что Жогорку Кенеш провел заседание в отеле "Достук", на котором торага Жогорку Кенеша Дастанбек Джумабеков и премьер-министр Кубатбек Боронов подали в отставку. На должность спикера парламента был избран депутат Мыктыбек Абдылдаев, а в качестве премьер-министра выдвинут Садыр Жапаров.
В СМИ недостаточно информации для того, чтобы сделать подробный правовой анализ этих решений. Однако даже имеющиеся сведения позволяют сделать вывод о нарушении Конституции и законодательства Кыргызстана.
1. Согласно Конституции заседание Жогорку Кенеша правомочно при условии присутствия на нем большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. Решения Жогорку Кенеша принимаются на заседаниях путем голосования депутатов и оформляются постановлениями (ч. 4, 5 ст. 77).
Однако из имеющейся информации представляется неясным, присутствовали ли на вчерашнем заседании более 60 депутатов и какие именно постановления они принимали.
2. Конституцией установлено, что торага Жогорку Кенеша избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша (ч. 3 ст. 75). Кроме того, дача согласия на избрание, назначение и освобождение от государственной должности производятся при наличии заключения соответствующих комитетов Жогорку Кенеша (ч. 4 ст. 76).
В этой связи отмечаем отсутствие какой-либо информации о том, каким образом депутаты без помощи работников аппарата Жогорку Кенеша смогли организовать тайное голосование в отеле, ведь для этого необходимы компьютеры либо бумажные бюллетени, специальная урна для них, создание счетной комиссии и т. д. Также неизвестно, имеются ли заключения соответствующих комитетов парламента.
3. Порядок освобождения премьер-министра от должности также регламентирован Конституцией. Так, премьер-министр, правительство вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется президентом.До формирования правительства премьер-министр и члены правительства продолжают исполнять свои обязанности (ч. 1, 3 ст. 87).
Таким образом, принятие отставки премьер-министра относится к полномочиям президента, а не Жогорку Кенеша. Однако в СМИ не сообщалось о принятии отставки главы правительства президентом С. Жээнбековым. Следовательно, согласно Конституции не представляется возможным говорить о выдвижении нового премьер-министра. Даже если принять во внимание заявление К. Боронова о сложении своих полномочий, в настоящее время он продолжает исполнять обязанности премьер-министра до формирования нового правительства.
4. Порядок формирования правительства также подробно расписан в Конституции. Так, фракция, имеющая более половины депутатских мандатов, или коалиция фракций с ее участием выдвигают кандидата на должность премьер-министра, который вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав правительства для утверждения (ст. 74, 84).
Вчера в СМИ сообщалось о заседании Жогорку Кенеша. Но решение о выдвижении премьер-министра принимается Коалиционным большинством, которое в настоящее время состоит из следующих фракций: СДПК, "Кыргызстан", "Бир Бол" и "Республика – Ата Журт".
То есть лидеры указанных фракций должны были подписать документ о выдвижении Садыра Жапарова в качестве кандидата в премьер-министры.
Однако неизвестно, принимали ли участие во вчерашнем заседании лидеры указанных фракций и действительно ли они предложили кандидатуру С.Жапарова.
5. Более того, как установлено частью 4 статьи 76 Конституции, для рассмотрения обозначенного вопроса необходимо заключение соответствующего Комитета. В данном случае Комитет по государственному устройству, возглавляемый депутатом К.Керезбековым, должен был внести на рассмотрение Жогорку Кенеша, свое заключение и проект соответствующего постановления Парламента. К сожалению, информации о соблюдении установленных Конституцией процедур Жогорку Кенешем не опубликовано.
6. Помимо перечисленных выше требований Конституции Законом "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" также установлены правила и процедуры принятия решений Парламентом, в том числе, по следующим вопросам:
Таким образом, по информации, опубликованной вчера вечером, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что указанные выше нормы Закона "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" не были соблюдены депутатами.
7. На основании проведенного анализа решений Жогорку Кенеша мы приходим к выводу о том, что при рассмотрении вопросов отставки Премьер-министра К. Боронова, избрания М. Абдылдаева на должность торага Жогорку Кенеша, а также выдвижения С. Жапарова в качестве кандидата на должность главы правительства были грубо нарушены требования Конституции Кыргызстана.
Таким образом, легитимность и законность этих решений находится под большим сомнением.
Это, в свою очередь, чрезвычайно опасно в сложившейся ситуации, поскольку может привести к еще большему кризису и конфликтам политических сил.
В этой связи правовая клиника "Адилет" призывает все политические партии и государственные институты действовать строго в рамках Конституции и законодательства. Учитывая остроту сегодняшнего положения в стране, мы настоятельно рекомендуем Жогорку Кенешу, как единственному легитимному органу высшей государственной власти (поскольку президент С. Жээнбеков фактически не может исполнять свои обязанности и его местонахождение неизвестно), принять на себя всю полноту ответственности за судьбу Кыргызстана, срочно организовать заседание для нахождения консенсуса между всеми политическими силами и возвращения общественно-политических процессов в конституционное поле."