10:51, 26 апреля 2024 Пт

Есть ли у ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможность учиться?

Есть ли у ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможность учиться? — Today.kg

Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет семидесятилетнюю историю развития.

В июне 2020 г. в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Институционализация инновационных образовательных технологий в инклюзивном образовании в КР» реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» прошло онлайн обсуждение между руководителями пилотных образовательных организаций, представителями Фонда Евразия Центральной Азии и экспертами по обсуждению основных результатов реализации государственного образовательного стандарта начального образования для детей с ОВЗ.

Педагоги рассказали о создании специальных образовательных условий для реализации стандарта, о разработанных примерных адаптированных образовательных программах, коррекционно-развивающих программах, программах внеурочной деятельности посвященных инклюзивному образованию. Особенного внимания заслужила тема трудностей обучения детей с нарушениями в онлайн формате в связи с карантином пандемии COVID-19. Педагоги служб сопровождения: специальные педагоги, психологи, логопеды, специалисты по адаптированной физкультуре подготовили сообщения об организационно-методических аспектах обучения детей с различными нарушениями, а также о создании творческой развивающей образовательной среды через внеклассные мероприятия.

«Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц», - пояснила ведущий специалист МОН КР Мамбетова Салтанат. «Согласно Программе развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы сейчас проходит апробация примерных адаптированных образовательных программ и государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ в пилотных школах».

Администрация и педагоги пилотных школ отметили первые проявления результатов по апробации государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

            Как прокомментировала результаты апробации директор сош№18 г. Ош им. А. Навои Турдаим Карамурзаева: «Изменился характер деятельности учащихся он стал более творческий, продуктивный; у педагогов активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения, а у родителей: появилась заинтересованность участии в образовательной деятельности, изменился характер взаимодействия с учителем»

            Но педагогическое сообщество заявило и о ряде трудностей и проблем, которые встали перед школой.

            «У большинства педагогов общеобразовательных школ отсутствует специальная подготовка по обучению детей с интеллектуальными нарушениями и нет финансовой возможности и базы, чтобы пройти повышение квалификации и переподготовку,- комментирует ситуацию директор школы №8 им. Арстанбек Буйлаш уулу в г. Нарын, - также школа получает недостаточное материальное финансирование для приобретения специальных учебных средств, дидактических пособий, наглядности, инвентаря, оборудования кабинетов для логопедов и психологов. Большую помощь школе оказывают общественные организации. Мы очень благодарны Фонду Евразия Центральной Азии и Фонду «Сорос-Кыргызстан» за дидактические материалы, методические пособия и за обучение педагогов, благодаря этой поддержке наши учителя могут выстраивать работу в рамках инклюзии. Выявленные проблемы решаемые. На сегодняшний день уже наработан небольшой опыт в инклюзивной работе и постепенно выстраивается модель процесса сопровождения».

            Как отмечает исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии Надирбекова Анара: «Сегодня школа постепенно становится доступной для всех благодаря активной работе гражданского сектора. В каждой школе педагоги стараются обеспечить социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Тем не менее у нас отсутствует официальное определение инклюзивного образования в Законе КР «Об образовании», но само законодательство КР определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей со специальными образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных организациях, что в целом соответствует Конвенции ООН о правах инвалидов. Конечно, крайне необходимо обозначить категорию «инклюзивное образование» в основном нормативном документе об образовании – в Законе «Об Образовании», чтобы показать защищенность прав детей с ОВЗ на инклюзивное образование. Это откроет возможности для законодательного закрепления создание условий в соответствии с современными стандартам обучения детей в инклюзивной школе Надеемся, что в следующем году этот вопрос будут рассмотрен и вынесен на обсуждение в парламенте страны».

up