15:13, 21 сентября 2020 Пн

Кыргызстанский учебник получил признание в России. Авторы о том, как им это удалось

Кыргызстанский учебник получил признание в России. Авторы о том, как им это удалось — Today.kg

Учебник "Русский язык" для 5-6-х классов издательства "Аркус", подготовленный Людмилой Бреусенко и Татьяной Матохиной, признан лучшим на VI Международном педагогическом форуме в номинации "Русский язык в поликультурной среде". Таким образом, профессиональное сообщество высоко оценило учебник, разработанный в Кыргызстане.

Редакция Kaktus.media опубликовала интервью с Людмилой Михайловной и Татьяной Алексеевной о том, какие учебники нужны современному Кыргызстану и с какими проблемами они столкнулись при подготовке своего пособия.

- Как вы стали участницами VI Международного педагогического форума?

Людмила Бреусенко: - Это уже шестой педагогический форум. Учредителями и организаторами форума выступают Российская академия образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, фонд "Русский мир", Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В форуме, который проходил в Сочи, участвовало более 400 человек из 52 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Попали мы туда по совету коллеги, которая увидела информацию о форуме в Интернете. Она сказала, что в рамках форума проводится конкурс, и предложила представить свой учебник.

Татьяна Матохина: - Мы заполнили конкурсную заявку, в которой объяснили, чем хорош учебник. Честно говоря, очень боялись, потому что номинация, на которую мы претендовали - "Русский язык в поликультурной среде", больше подходит учебникам русского языка для кыргызскоязычных классов. Но в аннотации мы написали, почему появилась необходимость его создания и чем он отличается от учебника русского языка для классов с кыргызским языком обучения.

- Как сложился ваш авторский тандем?

Т. М.: - Пару лет назад нас обеих пригласили в Центр социальной интеграции при Министерстве образования КР для разработки предметных стандартов по русскому языку. Сначала команда разработчиков была большой, но постепенно люди отсеивались... А мы с Людмилой Михайловной сработались очень хорошо.

Л. Б.:- Работа, связанная с разработкой стандартов, была очень трудной и занимала много времени, а не у всех оно было.

Т. М.: - В итоге мы не просто разработали стандарт, но и прошли утверждение с первого раза (по другим предметам стандарты переделывали много раз). Комиссия, которая их принимала, предложила нам написать учебник, который будет соответствовать тому, что мы разработали. И мы подумали: а почему бы и нет. Тем более что во время работы над стандартами концепция учебника у нас уже родилась.

Сначала это был очень объемный учебник, где мы собрали очень много полезного и разнопланового контента. Но он не соответствовал ГОСТам. Поэтому мы стали его сокращать. Так что из того учебника-кирпича получились компактный учебник и рабочие тетради, которые также печатает издательство "Аркус".

- Учебник был настолько хорош, что на конкурсе учебников русского языка, написанных отечественными авторами, вы стали лучшими, и Министерство образования приняло его за основной?

Т. М.: - Да, именно так все и было. Министерство образования объявило конкурс среди издательств. Наша знакомая, работающая в издательстве "Аркус", посоветовала подавать свой учебник через них. Мы согласились, так как опыта в защите подобных проектов у нас еще не было, а издательство вызывало доверие.

- Сложно ли было на конкурсе? Большая ли была конкуренция?

Л. Б.: - Совсем нет. При написании учебника мы осознали, какая основная проблема подстерегает всех авторов учебника нашей страны - это отсутствие методической базы при написании учебников.

В Казахстане и Узбекистане сейчас происходят эти же процессы, поэтому при написании учебника мы рассматривали их как равные нам страны, а не перегоняющие нас.

В России ситуация лучше. У них в самих издательствах есть отделы, работающие с авторами, обучающие их писать учебники. Есть и вузы, которые это делают, тот же Институт им. Герцена.

С проблемами, связанными с отсутствием таких методик, столкнулись почти все авторы - участники конкурса. Но не все решили искать пути выхода и делали как умели. Мы постарались ознакомиться с разными школами написания учебников и выделили из них то, что подходило нам.

- Чем учебник так понравился МОиН? В чем его отличие от остальных?

Т. М.: - Мы сделали упор на функциональное использование языка. В советское время упор делался на грамматику, потому что в Кыргызстане была необходимая среда общения и не требовалось отработки коммуникативной составляющей. На сегодняшний день среда функционирования русского языка, как инструмента общения, теряется. За пределами Бишкека ее уже почти нет. А значит у детей нет практики коммуникативной составляющей, а потребность в языке огромная.

Ребенок, который переходит в 5-й класс, должен обладать навыками рассуждения, уметь отстаивать свою точку зрения. Поэтому у нас учебник начинается не с художественных текстов и описаний, а со знакомства с такими понятиями, как рассуждение и доказательства.

Мы выстраиваем диалог с ребенком, позволяем ему почувствовать себя в различных речевых ситуациях, в том числе таких, где нужно включить логику. В результате школьники создают собственные тексты на основе предложенной технологии.

Л. Б.: - Именно этот момент вызывает трудности у наших учителей. Они привыкли давать только грамматику, без учета потребностей времени. Многие не хотят перестраиваться под них. Много лет они работали по старым учебникам, а этот - новый, и его нужно понять.

Учителя из регионов говорят, что учебник нужен и отвечает потребностям школьников. Они говорят: "При помощи этого учебника ведь и к ОРТ, и к PISA (международное исследование, которое оценивает знания и умения школьников разных стран мира. Кыргызстан примет в нем участие в 2024 году. - Прим. Kaktus.media) можно готовиться. Ведь стимулируя ребенка к рассуждениям, мы тренируем критическое мышление.

А вот бишкекские учителя считают этот метод необоснованным. К тому же многих учителей вгоняет в ступор то, что в учебнике русского языка есть и научные тексты, и публицистические. Мы учим читать и понимать научный и публицистический стиль речи. Но учителя говорят: "А зачем это делать? Ведь чтобы читать, например, про океаны, есть учебник географии". Но именно так и строится связь между предметами. Функция русского языка как предмета – научить ребенка анализировать тексты, чтобы он мог понимать и усваивать любую школьную информацию.

- Кстати, о связи. Она должна быть не только между предметами, но и между параллелями. Увидим ли мы учебник для 7-8-х и 9-10-х классов?

Т. М.: - Мы уже почти закончили писать учебник для 7-го класса. Но проблема в финансировании издания учебника. Если не будет преемственности, то эффекта от учебника тоже не будет. Пока в МОиН не выразили готовность помочь с публикацией. Но сейчас ведь министерство просто отдает права издательствам, а те делают учебник и отправляют его на конкурс.

Само издательство "Аркус" заверило нас, что они издадут учебник для 7-8-х классов. И, скорее всего, мы допишем всю линейку. Очень хочется ее закончить, если честно. Мне особенно хочется писать учебники для 10-11-х классов, потому что сейчас у нас не понимают запросы этого возраста.

В 10-11-х классах учатся те, кто ориентирован на вузы. При этом проблема многих студентов в том, что они не умеют обрабатывать и создавать академический материал. Их никто не учит этому. Мы спрашиваем учителей: "Вы учите детей реферированию?" И слышу в ответ: "Конечно, я же говорю: им напишите реферат на три листа, один титульный и два 14-м шрифтом". Но разве это реферирование? Про академическую честность я вообще молчу. Редкий учитель ругает ребенка за скачанный реферат. В школе говорят: "Ну хотя бы сделал компиляцию". Но ведь так не должно быть. У нас студенты только и делают, что компилируют тексты, а вуз для того и вуз, чтобы создавать что-то свое. Основы мы должны заложить в школе.

- Что было после того, как МОиН выбрало вас в качестве авторов основного учебника "Русского языка"?

Т. М.: - Мы начали думать, как напечатать учебник по всем нормам. Вырезали упражнения (не без слез, конечно), делали его соответствующим всем стандартам.

Еще одна проблема: когда мы разрабатывали план, в 5-6-х классах было 6 часов русского языка в неделю. Потом сократили до 5 часов, а сейчас оставили только 4.

Поэтому мы, чтобы помочь учителям работать по нашему учебнику, разработали методички с календарным планом ведения уроков. Нам пришлось убрать часть материала из учебника в рабочие тетради. Без них учебник тоже будет очень полезным, но благодаря рабочим тетрадям можно получить комплексный подход к изучению.

Л. Б.: - Чтобы научиться грамотно писать, нужно записывать слова полностью, это поможет запоминать слова на мышечном и визуальном уровнях. Поэтому в своей тетради мы постарались учесть это и не предлагаем ученикам просто вставлять буковки и рисовать стрелочки.

Мы сейчас очень рекомендуем рабочие тетради, чтобы наверняка все успеть в условиях 4-часовой программы. Однако у учителей всегда остается выбор. Они могут использовать наш учебник для развития коммуникативной составляющей, а в языковедческой составляющей искать другие дидактические материалы, если нет возможности приобрести тетради.

- Что про ваш учебник сказали российские коллеги? Какие отзывы вы считаете особенно ценными?

Т. М.: - Коллеги поблагодарили нас за ораторские мастерские, которые помогают организовать наш учебник. Такие мастерские позволяют правильно понимать и выстраивать диалог с учителем на экзамене, писать сочинение и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Они отметили, что подобные методические приемы никогда не входили в учебники русского языка. Да и по отдельности их найти сложно. Одна из коллег даже пообещала, что будет использовать учебник в техникуме, обучая коммуникационным навыкам своих студентов.

Кроме того, отметили наш подход к созданию учебника. В него включены русскоязычные авторы, не русские, - это большая разница. Этим мы хотели показать, что русский язык это не только элемент какой-то одной культуры, а функциональная единица, которая позволяет нам, живущим в Кыргызстане, знакомиться с культурами всего мира.

Когда мы представляли учебник на педагогическом форуме, то сказали, что его концепция заложена в словах нашего классика Чингиза Айтматова: "Для кыргыза кыргызский и русский языки – два крыла одной птицы". Мы верим, что наш учебник станет такими крыльями для будущих поколений.

Источник: Кактуc
0
Учитель рус 12-12-2019 20:22
Этот учебник стал не крыльями, а камнем на шее. И утопит не одно поколение...если, конечно, не одумаются и не сожгут это убожество.
0
Roromjelals 31-1-2020 06:07
http://xn----htbbopceihi1a0c4di.xn--p1ai - выполнение контрольных работ http://xn----htbbopceihi1a0c4di.xn--p1ai - написать курсовую работу http://shopexpresss.ru - курсовые на заказ недорого http://flystudent.ru - эссе на заказ http://design-study.ru - решить задачу заказать реферат срочно заказать дипломную работу недорого заказать контрольную работу 5a7f05d
0
Roromjelals 18-2-2020 23:59
написать отчет по практике Побеждаем зачеты: - Оказываем помощь в выполнении дипломных и многих других работ - Строго соблюдаем требования методички, знаем все ГОСТы и нормы АНТИПЛАГИАТА - Исключительно все работы проходят проверку качества перед отправкой клиенту, вы гарантировано получите отличный материал - Ваши деньги в безопасности. В случае несоответствующего выполнения работы мы вернем вам деньги реферат на заказ заказать курсовую онлайн заказать дипломную онлайн заказать дипломную срочно ef0_922
0
KelanEvowl 26-3-2020 21:22
курсовые на заказ Наши услуги: Дипломные работы Курсовые работы Математика Отчеты по практике Контрольные работы Рефераты Бизнес планы Решение задач Ответы на билеты Эссе Чертежи Презентации Научные статьи Диссертации Учебная практика решение контрольных работ заказать эссе написать курсовую работу написать дипломную a7f05d4
0
edurEvowl 19-9-2020 13:54
http://bit.ly/2sdUrWH - ЧЕРТЕЖИ Наши услуги: Дипломные работы Курсовые работы Математика Отчеты по практике Контрольные работы Рефераты Бизнес планы Решение задач Ответы на билеты Эссе Чертежи Презентации Научные статьи Диссертации Учебная практика http://bit.ly/2sdUrWH - РЕФЕРАТЫ

up