6 декабря на своем заседании Центральная избирательная комиссия утвердила положение о порядке формирования, расформирования нижестоящих избирательных комиссий и ведения резерва.
Положение предусматривает следующий перечень "отрицательных оснований" для досрочного освобождения от обязанностей членов избирательной комиссии:
Важно! Если член избирательной комиссии по данным основаниям исключен, то в последующем он не имеет права вновь избраться в состав избирательной комиссии на уровне участка либо территории.
Решение поддержано не всеми членами Центризбиркома.
Так, Атыр Абдрахматова имеет собственное мнение на этот счет и проголосовала против принятия данных ограничений по следующим причинам:
1. ЦИК вышла за пределы своих полномочий, приняв положение, ограничивающие конституционные права и свободы граждан. Не выполнила требования к подготовке и принятию своего постановления.
Она напомнила, что по Конституции запрещается принятие подзаконных НПА ограничивающих права и свободы человека и гражданина (статья 20).
ЦИК по Конституции, не является законодательным органом и его постановление не являются законом.
"ЦИК не вправе расширять список ограничений, нежели уже предусмотрено в Конституции или законами "О выборах". Устанавливать ограничения прав и свобод граждан в вопросах организации и проведении выборов и референдумов, реализации гарантий на свободу труда – это превышение полномочий со стороны ЦИК", - считает член Центризбиркома.
Она напомнила, что комиссия не провела общественных обсуждений, по данной, нет итогов экспертиз, которые согласно нашему законодательству должны были быть проведены до принятия новых ограничений и постановлений ЦИК.
2. Вводимые ограничения к избранию членом избирательной комиссии являются грубым нарушением принципа недопустимости повторного привлечения к юридической ответственности за одно и то же правонарушение.
"Статья 27 Конституции устанавливает, что никто не должен повторно нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение", - отметила Абрахматова.
Она приводит в пример закон "О государственной гражданской службе и муниципальной службе", если госслужащий был освобожден от должности по отрицательным основаниям, это не препятствует ему вновь поступить на госслужбу.
"Лицо, занимающее условно должность в налоговых, таможенных госорганах, используя свое служебное положение, участвует в решении вопросов, личного обогащения, за что освобождается от должности. По истечении некоторого времени данное лицо может вернуться не только на ту же должность, но и на более высокую, к примеру, стать премьер-министром, президентом. И это будет вполне соответствовать "общепринятым нормам морали и этики", когда как какая-нибудь техническая ошибка члена участковой избирательной комиссии, послужившая основанием к досрочному освобождению его от обязанностей, на всю жизнь будет препятствовать ему работать членом избирательной комиссии", - объяснила свою точку зрения Абдрахматова.
3. Вводимые ограничения касательно "нарушения принципов деятельности избирательных комиссий" и "нарушения общепринятых норм морали и этики" – это желание контролировать всех и вся, кто участвует в организации и проведении выборов и референдумов. Борьба с неугодными и неудобными в системе.
"Как ЦИК будет давать свою оценку действиям нижестоящих избирательных комиссий по соблюдению ими принципов "независимости, справедливости, беспристрастности"? Ведь по результатам мониторинга выборов президента в 2017 году многие международные и местные наблюдатели выразили беспокойство отсутствием "независимости" и "беспристрастности" при организации работы в самом ЦИКе", - напомнила член Центризбиркома итоги выборов двухлетней давности.
Вообще в референдумах, а также в выборах любого уровня последнюю точку ставит Центральная избирательная комиссия и в случае допущения каких-либо нарушений нижестоящими комиссиями, ЦИК всегда может отменить их.
С 2016-2017 гг., более 300 членов нижестоящих избирательных комиссий освобождены от своей работы с формулировкой "отрицательные основания".