После публикации расследования "Азаттыка", Kloop.kg и OCCRP о коррупции на кыргызстанской таможне, которая была частью деятельности уйгурского мультимиллионера Хабибулы Абдукадыра и членов его семьи, в социальных сетях стартовали серьезные баталии пользователей.
Часть пользователей систематично публиковали комментарии под постами, связанными с расследованием, содержание которых сводилось к дискредитации журналистского расследования и нападкам на тех, кого возмутил размах коррупции в стране и кто заявил о намерении пойти на мирную акцию 25 ноября.
Журналисты проанализировала комментарии под публикациями, связанными с расследованием, вышедшими на Facebook-странице с 22 по 25 ноября, и выявила, что значительная часть комментариев по защите репутации одного из фигурантов расследования Райымбека Матраимова была не от обычных пользователей Facebook, а от фейковых аккаунтов и троллей.
В последний раз такая активная кампания по защите Матраимова в Интернете наблюдалась в конце июня этого года после публикации контррасследования "Пятого канала" по следам первого расследования "Азаттыка" о причастности Матраимова в выведению из Кыргызстана $700 млн.
Тогда журналисты обратили внимание, что комментарии на сайте в защиту бывшего таможенника часто пишут с одного IP-адреса. В социальных сетях также наблюдалась активизация фейковых аккаунтов и ботов, которые любыми способами пытались дискредитировать результаты работы "Азаттыка".
Примерно в это же время ресурс Factcheck.kg выпустил подробный материал, в котором доказал, что около 80% аккаунтов, поддерживающих Матраимовых в соцсетях, - фейковые.
После публикации материала "Азаттыка", Kloop.kg и OCCRP ситуация повторилась. В социальных сетях начали писать комментарии десятки ботов и троллей с целью опротестовать результаты расследования.
Основная задача фейковых аккаунтов (ботов) и троллей - формировать нужное заказчику общественное мнение с помощью различных манипуляций. Механизм платного троллинга активно используется по всему миру.
Как правило, услугами платного троллинга пользуются политические группы и отдельные политики с целью обелить себя и/или очернить оппонентов. Трудно судить, насколько такой инструмент воздействия на общественное мнение, как платный троллинг, эффективен. Однако есть масса примеров того, как фабрики троллей действительно оказывались эффективными. Наиболее известный пример - это влияние массового платного троллинга на исход президентских выборов в США в 2016 году.
Вернемся к расследованию "Азаттыка", Kloop.kg и OCCRP. После того как журналисты сделали перепечатку этого материала, под редакционными постами в Facebook начался аномально активный процесс комментирования.
Практически сразу под постом начали появляться комментарии с подозрительных аккаунтов.
Вот несколько примеров:
Вот несколько примеров:
Мээрим Осмонова: "Статья, конечно, хорошая, но где доказательства??? Просто обосрали его, и всё