05:18, 4 мая 2024 Сб

В 2028 году Кыргызстану придется выплатить $402 млн внешнего долга, - Минфин

Депутат Жогорку Кенеша Аида Касымалиева (СДПК) сегодня, 29 октября 2019 года, спросила у министра финансов про объем госдолга, сколько Кыргызстан должен Китаю и с какого года начнутся выплаты и в каком объеме в ходе заседания комитета ЖК по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша, где рассматривается в первом чтении законопроект «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы».

Также она спросила у министра экономики Санжара Муканбетова относительно инвестиций – из какой страны больше всего поступает и сравнительно снижается.

По словам министра финансов Бактыгуль Жеенбаевой, госдолг страны составляет $4,4 млрд, в том числе $600 млн – внутренний долг, внешний – $3,7 млрд. В том числе Китайскому Эксимбанку Кыргызстан должен $492 млн в целом.

«Мы долг уже с 2014 года выплачиваем, сегодня проценты и комиссионные сборы платим, с 2025 года мы основную сумму начнем выплачивать, в год два платежа будет – по $21,4 млн, каждый год $42,8 млн будем выплачивать с 2025 года. Самый пиковый у нас по внешнему долгу к 2028 году придется - в год должны будем выплатить $402 млн. До этого объем будет расти, если в 2018 году 64 млн долларов, то в год будет расти и до 400 млн долларов США вырастет», - рассказала министр.

А.Касымалиева сказала, что 2025 год не так далек и спросила, есть ли у Минфина план и видение, где можно сэкономить.

«Сегодня ответить трудновато. Мы думаем о разных способах уже сейчас, разные предложения поступают – создать фонд или с ними провести переговоры, но на сегодня полностью сумма не выбрана, поэтому на переговоры не можем пойти, потому что после получения всей суммы надо провести переговоры. На сегодня на 100% ответить не могу точно, но сегодня разные обсуждения идут в правительстве», - сказала министр финансов.

«И от премьер-министра ждем ответ, какой план по долгу у вас, потому что сегодня самый главный вопрос – как страна избавится от долгов перед Китаем и если не сможем выплатить долг, то не отберут ли нашу землю или другое. От правительства нужна информация, что нет, что землю не отберут, кто-то ответственный должен сказать, что у вас есть такой- то план. Иначе через WhatsApp среди населения, когда возникает какой-то конфликт, как на Солтон-Сары, возникают подобные мысли, что отберут землю. Такие мысли будут возникать, если не будет точной информации. Вам надо или провести конференцию, или посмотреть на опыт других стран. Надо уже сейчас готовиться и уже сейчас у правительства должен быть ответ. Конечно, вы можете думать, что не проработаете до 2025 года или что не в вашей ответственности, но это не так. Сейчас нужен четкий план, уже сейчас. Какой он?» - сказала А.Касымалиева.

Первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов сказал, что члены правительства так же, как и А.Касымалиева переживают. «Даже если и не будем работать, то живем же в Кыргызстане и как граждан Кыргызстана, нас тоже беспокоит данный вопрос. Но этот вопрос возник несколько месяцев назад, и правительство дало точную информацию. Если надо, еще раз дадим информацию. Соглашением не предусмотрено, что отберут землю или что-то другое. Это вопрос возник из Таджикистана. Многие же сравнивают с ним», - сказал К.Боронов.

«В чем разница между нами и Таджикистаном? Почему у нас землю не заберут, а у Таджикистана взяли или какая разница с Шри-Ланкой?» - спросила А.Касымалиева.

«Мы не знаем, какие у них соглашения, у нас нет информации, у нас нет такого вопроса. Дай Бог, мы выплатим, хорошо или плохо, у нас есть сложности, но даст Бог, мы выплатим. В 2012 году 306 млрд сомов ВВП было, сегодня 667 млрд сомов на 2020 год – за 7 лет такой рост был. Так что можете посмотреть –был рост. Бюджет в 2012 году был выше 80 млрд сомов, в этом году 173 млрд сомов на 2020 год, рост есть. Я думаю, мы подготовимся до того времени, мы выплатим долг», - ответил К.Боронов.

А.Касымалиева попросила разъяснить слова «Даст Бог, выплатим» - за счет чего выплатят.

«За счет поступающих доходов выплатим», - сказал К.Боронов.

Значит, нет четкого плана, сказала депутат.

«Нельзя сказать, что нет четкого плана. До сегодняшнего дня мы сколько платили, когда бюджет рассматриваем с прогнозом на три года заранее, заранее учитываем вопросы. Если надо, то можем снизить расходы, могут быть трудности, но выплатим, даст Бог», - сказал К.Боронов.

Но ведь вопрос в этом, из какой сферы сэкономят средства, сказала А.Касымалиева.

К.Боронов попросил ее посмотреть материалы на 2020 год с прогнозом, где указана расходная часть. «Заранее за три года мы прогнозируем», - сказал К.Боронов.

А.Касымалиева ответила, что в прогнозе нет 2025 года, а у правительства должен быть план.

«Остается такое чувство, что брали раньше долги, а на вопрос, кто платит, ответы были такие: «следующее правительство» или «не мы платим» или с отношением, что «как-то выплатим». Не должно быть такого, должен быть план, вам надо быстрее внести его. Людям тоже будет точная информация, вы же говорите, что нашу землю или наше предприятие не возьмут под управление. Нужны четкие аргументы, почему нет, по какому закону. По моему мнению, в Таджикистане другая ситуация. Ваш ответ не годится, мы все – граждане, но вы же – правительство. Не годится ответ, что «все мы волнуемся», конечно, волнуемся, все мы граждане, но вы же особенный – вы же вице-премьер-министр», - сказала А.Касымалиева.

К.Боронов согласился с ней, но сказал, что возражает против ее слов, что правительство думает, что не проработает до 2025 года. «У нас есть мысль, что мы проработаем много лет», - сказал первый вице-премьер.

«У нас есть Стратегия управления долгом. Сегодня уровень долга 48% к ВВП, критический уровень составляет 80%. У нас есть все возможности для управления долгом, нет опасности, у Минфина есть график на 30-40 лет. Прошу учесть, что в 2000-годах наш долг составлял 120% к ВВП до того, как вступили в Парижский клуб», - сообщил министр экономики Санжар Муканбетов.

А.Касымалиева попросила членов правительства дать пресс-конференцию по вопросу госдолга, сказав, что нужны четкие ответы, вот тогда люди немного успокоятся.

up