Внесены изменения в закон «Об электронной торговле» (газета «Эркин-Тоо» от 28 декабря 2021 года №155).
Закон подписал президент Садыр Жапаров 19 мая.
Документ дополнен понятиями «интернет-магазин», «оператор торговой платформы», «продавец в электронной торговле», «электронная торговля», со следующей формулировкой:
интернет-магазин – информационный ресурс, позволяющий заключить электронную сделку с потребителем в сети Интернет на основании ознакомления потребителя с описанием товара (работы, услуги), его стоимостью, условиями выполнения сделки, способами оплаты и доставки.
оператор торговой платформы – юридическое или физическое лицо, являющееся собственником и/или управляющим торговой платформы, обеспечивающее выполнение различных задач и/или взаимодействие участников электронной сделки.
продавец в электронной торговле (далее – продавец) – юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, реализующее товары (работы, услуги) с использованием информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
электронная торговля – вид экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет. Указанная деятельность включает в себя заключение договоров в электронном виде, осуществление электронных платежей, а также защиту прав потребителей и выполнение договорных обязательств.
Статья 5 изложена в следующей редакции:
Статья 5. Продавец
1. Продавец для участия в электронной сделке и обеспечения защиты прав и интересов потребителей обязан:
1) разместить на главной странице своего интернет-ресурса и/или предоставить оператору торговой платформы полную, точную, понятную, адекватную и достоверную информацию или ссылку на нее, в которой указаны:
а) полное наименование продавца;
б) сведения о государственной и/или налоговой регистрации, юридический и фактический адреса, контактные данные (электронный адрес, номера телефонов);
в) меры по соблюдению политики конфиденциальности;
г) идентификационный налоговый номер;
д) электронный образ лицензии в случае, если товар
или услуга подлежат лицензированию;
е) электронный образ свидетельства о сертификации товаров и/или услуг, документов о подтверждении соответствия, протоколов испытаний в случае, если товар или услуга подлежат сертификации или декларированию соответствия;
ж) платежные реквизиты, порядок оплаты за товары и/ или услуги;
з) порядок оформления электронной сделки и ее условия, включающие следующие сведения:
– полная сумма, подлежащая выплате потребителем при приобретении товара (работы, услуги);
– способы определения цены и график погашения всей суммы в случаях, когда характер товара (работы, услуги) не позволяет определить цену заранее;
– способы и сроки доставки товара;
– стоимость и условия оплаты;
– необходимость оплаты или возможность неуплаты расходов за перевозку, разгрузку, доставку, а также почтовых сборов и иных расходов;
– общая стоимость, включающая совокупные расходы за период оплаты, при заключении сделки с потребителем на неопределенный срок или сделки с потребителем, предусматривающей взимание абонентской платы (подписку);
и) сведения о гарантийных сроках и сервисном обслуживании (в случае необходимости) товаров (работ, услуг);
к) иные сведения, необходимые для оформления и со-вершения электронных сделок;
2) обеспечивать право потребителей на получение информации о товаре или услугах, включая их название, характеристики, свойства, составляющие материалы, природу, происхождение, способы изготовления, методы использования, качество, количество и иную необходимую информацию;
3) избегать предоставления ложной информации относительно объемов и количества продаж, ложных положительных отзывов и оценок;
4) не допускать включения в заказ сопутствующих товаров и/или услуг в качестве выбора по умолчанию;
5) указывать способы, процедуру и сроки возврата предоплаты за товар и/или услуги без дополнительных условий по возмещению предоплаты;
6) указывать способы, процедуру и сроки отказа от товара покупателем;
7) обеспечивать возврат предоплаты в установленный договором срок;
8) обеспечивать доставку товаров и/или оказание услуг покупателю согласованным способом и в согласованное время;
9) принимать на себя риски, связанные с обеспечением доставки товаров или оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
10) предлагать покупателю возможные способы доставки, оплаты за товары и/или услуги;
11) уведомлять покупателя, если выбранный им способ доставки или оплаты не может быть осуществлен;
12) предоставлять возможность для поиска, изменения, удаления данных персонального и коммерческого характера, полученных при совершении электронной сделки;
13) предоставлять информацию о способах, процедурах для поиска, изменения и удаления данных персонального и коммерческого характера, полученных при совершении электронной сделки;
14) обеспечивать сохранность комментариев и отзывов о товарах или услугах, предлагаемых в интернет-ресурсе, за исключением порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию;
15) обеспечивать техническую возможность подачи уведомлений о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности;
16) обеспечивать представление документов и информации на основании письменного запроса уполномоченного органа в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
17) разместить информацию о прекращении своей экономической деятельности на главной странице своего интернет-ресурса, при его наличии, не позднее 30 календарных дней с момента принятия такого решения;
18) предоставлять договоры и историю операций по требованию участников электронной сделки;
19) вести политику конфиденциальности и своевременно информировать о ней потребителя;
20) принимать меры безопасности, соразмерные рискам, связанным с платежами, в том числе возникающим в результате несанкционированного доступа к персональным данным или их использования, а также рискам, связанным с мошенничеством и кражей персональных данных;
21) вести деятельность в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
22) обеспечивать доступ потребителя к информации об электронной сделке на любом этапе сделки;
23) обеспечивать возможность реализации потребителями своих прав, в том числе права на отказ от товара или услуги, изменение и прекращение электронной сделки, послепродажное обслуживание, возврат, обмен и гарантии;
24) обеспечивать работу механизма рассмотрения жалоб потребителей, предоставляющий потребителю информацию о дате и времени подачи жалобы, а также возможность дальнейшего ее отслеживания;
25) предоставлять потребителю возможность отписаться от рекламных рассылок, на которые он ранее был подписан.
Продавец, осуществляющий деятельность посредством торговой платформы, обязан предоставить информацию, указанную в пункте 1 части 1 настоящей статьи, оператору торговой платформы.
3. Срок рассмотрения жалобы потребителя не должен превышать 10 календарных дней.
4. За предоставление недостоверной информации продавец несет ответственность, предусмотренную настоящим законом и/или условиями электронной сделки, заключенной с потребителем в соответствии с гражданским законодательством.
3) в статье 6:
а) в части 1:
– пункт 16 изложен в следующей редакции:
16) обеспечивать возможность подачи заявителем жалобы в электронной форме и получения информации о результатах рассмотрения жалобы в срок не более 10 календарных дней со дня ее подачи.
– дополнить пунктами 18–25 следующего содержания:
«18) принимать необходимые меры, способствующие соблюдению продавцами законодательства о защите прав потребителей;
19) содействовать продавцам и потребителям в разрешении споров и улучшении взаимодействия между двумя сторонами;
20) избегать любых действий, которые могут негативно повлиять на права потребителей;
21) соблюдать политику конфиденциальности и своевременно информировать о ней потребителя;
22) вести деятельность в соответствии с законодательством о защите прав потребителей
23) предоставлять информацию о продавце по запросу;
24) информировать потребителей электронной сделки об их правах и обязанностях;
25) обеспечивать работу сервиса цифрового арбитража на электронных торговых платформах, зарегистрированных на территории Кыргызской Республики и организующих продажу товаров (работ, услуг).».
Документ дополнен частью 11 следующего содержания:
«11. Оператор торговой платформы может оказывать потребителям услуги по осуществлению расчетов за товары, их хранению и доставке, рекламные и иные услуги, а также выступать в качестве продавца товаров.»;
В части 2 слова «нормы статьи 6» заменены словом «требования»;
Часть 2 статьи 7 дополнена пунктом 3 следующего содержания:
«3) действовать добросовестно по отношению к продавцам, операторам торговой платформы и уполномоченным государственным органам.»;
Статья 9 изложена в следующей редакции:
«Статья 9. Оферты
1. В целях настоящего Закона офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам достаточно определенное предложение, которое выражает намерение лица, сделавшего его, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято такое предложение.
2. Оферта должна содержать существенные условия договора купли-продажи товара (работы, услуги), включая:
1) характеристику и общую цену реализуемого товара (работы, услуги), включая любые дополнительные платежи, необходимые для приобретения товара (работы, услуги), а также способ определения цены, если ввиду характера товара (работы, услуги) цена не может быть определена заранее;
2) способы и порядок принятия оферты, включая условия заключения электронной сделки;
3) порядок внесения изменений в договор;
4) предлагаемые способы оплаты и реквизиты доставки товара и/или оказания услуги;
5) порядок и сроки отзыва акцепта покупателя;
6) порядок хранения электронных сообщений и документов, иной информации, связанной с исполнением обязательств по договору;
7) порядок обеспечения доступа к данным персонального и коммерческого характера, электронным сообщениям и документам, иной информации, связанной с исполнением обязательств по договору;
8) документы о подтверждении соответствия, протоколы испытаний, свидетельства о сертификации товаров и услуг в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
9) порядок, условия и сроки возврата/отказа от товара;
10) процедуру рассмотрения жалоб и дополнительную контактную информацию для связи;
11) срок действия договора и порядок внесения изменений в него;
12) регулярные платежи, в том числе автоматические повторные покупки и продление срока действия подписки, а также способы отказа от таких автоматических действий;
13) срок действия оферты и наличие товара или услуги;
14) иные существенные условия, имеющие отношение к заключаемой сделке.
Противоречия, неясности и пробелы в договорах должны толковаться в пользу потребителя»;
6) статью 10 дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. Перед отправкой акцепта потребителю предоставляется сводная информация о его заказе, содержащая полное описание каждого товара с указанием его цены, любых дополнительных платежей, связанных с доставкой, а также общей суммы, подлежащей оплате.»;
Статья 11 дополнена частями 12–14 следующего содержания:
«12. По завершении электронной сделки потребитель должен получить уведомление о поступлении заказа не позднее календарного дня, следующего за днем оформления заказа. В данном уведомлении должны быть указаны время доставки, точный перечень заказанных товаров, расходы на доставку и используемый способ оплаты.
13. Потребителю должна быть предоставлена полная, точная и постоянная запись об электронной сделке в формате, совместимом с устройством или платформой, которые они использовали для совершения электронной сделки.
14. Одностороннее изменение электронной сделки не допускается.».