
В одном из самых удалённых сёл Баткенской области, в Зардалы, где годами не было ни электричества, ни стабильного освещения, дети теперь учат уроки при ярком свете. Это стало возможным благодаря солнечным панелям. Но это не только энергия, это шанс на лучшее будущее.
Школы в удалённых районах Кыргызской Республики получают второе дыхание благодаря устойчивой энергии. И эта перемена зачастую происходит при поддержке Европейского Союза, который через международные проекты помогает создать устойчивую инфраструктуру и обеспечивать равный доступ к качественному образованию.
Сложности с образованием и энергообеспечением
До недавнего времени жизнь в отдалённых сельских школах Кыргызстана мало напоминала современное образование. Зимой — вьюга, холод, перебои с электричеством. В горах и труднодоступных районах Ошской, Нарынской и Баткенской областей учебный процесс часто прерывался: в классах было темно, отопление работало только несколько часов в сутки, а уроки отменялись, потому что дети мёрзли прямо за партами, сидя в зимних куртках.
Компьютеры стояли выключенными, лаборатории пылились, а разговоры о цифровом обучении, STEM-подходах или равных образовательных возможностях казались далёкой мечтой. Особенно остро ощущалась проблема отсутствия горячей воды — как в школах, так и в детских садах. Без устойчивого энергоснабжения невозможно было обеспечить даже базовую гигиену. Это влияло не только на здоровье, но и на психологическое состояние детей и педагогов: занятия пропускались, мотивация снижалась, а качество образования падало.
В условиях меняющегося климата и усугубляющихся зимних холодов эти проблемы только обострялись. Кыргызстану требовалось решение, которое не просто обеспечивало бы свет и тепло, но и способствовало бы устойчивости, безопасности и равенству в образовательной среде.
Решение оказалось простым — использовать то, чего в Кыргызстане в избытке: солнце!
Cолнечная энергия – это не только возобновляемый источник, но и удобный в эксплуатации, с минимальными затратами на обслуживание. Солнечные панели стали настоящим спасением для образовательных учреждений, обеспечив надежную альтернативу традиционному электроснабжению.
Село Шоро-Башат, Ошская область
В узгенском селе Шоро-Башат солнечная энергия изменила повседневную жизнь детей. В детском саду «Аруу сезим» установили систему солнечного водонагрева с цистерной на 300 литров, а в местной школе — солнечные коллекторы и энергосберегающее освещение. Раньше здесь не было круглогодичного горячего водоснабжения, и гигиенические условия оставляли желать лучшего. Теперь дети моют руки тёплой водой, даже зимой, а расходы на электроэнергию, по словам директора, снизились в разы. Сельская школа стала образцом: сюда приезжают делегации из соседних аилов, чтобы перенять опыт. Солнечная энергия сделала обучение и дошкольное воспитание не только комфортнее, но и безопаснее.
Школа имени М. Догдурова, Иссык-Кульская область
Ученица школы им. Догдурова в Эшперово моет руки. Фото: ПРООН в КР.
В Тонском районе Иссык-Кульской области гелиоустановка, установленная на крыше школы имени М. Догдурова, нагревает 500 литров воды каждый день, обеспечивая учреждение горячей водой, что крайне важно для гигены детей и педагогов и тепла в зимний период. Обогревательные системы на солнечных коллекторах значительно снизили потребление электричества и позволили школе сократить расходы на коммунальные услуги: на фоне растущих тарифов школа чувствует себя увереннее. А сэкономленные средства теперь направляются на приобретение дополнительных учебных материалов и улучшение инфраструктуры школы.
Школа в селе Зардалы, Баткенская область
Особенно ярким примером является школа в самом отдалённом селе Баткенской области –Зардалы, где установленные солнечные панели не только обеспечили электроснабжение для учебных классов, но и подключили школу к интернету. В этом отдалённом регионе, где отсутствуют стабильные источники энергии и даже дороги часто бывают непроходимы, солнечные панели стали настоящим спасением. Дети впервые в жизни начали пользоваться компьютерами и имеют возможность учиться по современным образовательным программам, проводить занятия с использованием онлайн-платформ и стали лучше осваивать школьную программу. Свет дал им окно в мир!
Национальная школа-лицей им. А. Молдокулова, Бишкек
Не только в сельских школах, но и в столичных учреждениях солнечные панели начинают играть ключевую роль в образовательном процессе. Лицей в Бишкеке стал первой школой, которая установила солнечные панели на крыше, став примером для других учебных заведений– солнечная электросистема стала частью учебного процесса. Здесь не только снабжают школу энергией, но и на практике обучают детей и преподавателей работе с солнечными батареями, рассказывая о том как работает солнечная энергетика, как она влияет на окружающую среду и будущее. Это уже поколение, которое не только пользуется энергией солнца, но и учится её понимать.
Эти примеры наглядно показывают, как солнечные панели становятся не просто источником энергии, но и фактором, который меняет образовательный ландшафт, создавая более устойчивую, равную и доступную образовательную среду для детей по всей стране.
Поддержка ЕС: устойчивое развитие через международное сотрудничество
Многие изменения в сфере школьной инфраструктуры Кыргызстана стали возможны благодаря международной поддержке — в первую очередь, со стороны Европейского Союза. ЕС играет важную роль в продвижении устойчивой энергетики в Центральной Азии, особенно в тех направлениях, где энергия напрямую влияет на качество жизни: в школах, детских садах, больницах и других социальных учреждениях.
В рамках инициатив SECCA («Устойчивые энергетические связи в Центральной Азии») и SWITCH-Asia, ЕС помогает Кыргызстану внедрять возобновляемые источники энергии — от солнечных коллекторов до фотоэлектрических панелей. Такие проекты позволяют обеспечить горячую воду, стабильное освещение и безопасные условия для учёбы даже в самых отдалённых горных регионах.
Но устойчивое развитие — это не только про технологии. Программы ЕС включают обучение местных специалистов, поддержку учителей и развитие образовательных модулей, чтобы ВИЭ стали частью не только инфраструктуры, но и учебного процесса. Дети получают возможность учиться в современном, тёплом и светлом пространстве, а педагоги — инструменты для преподавания на новом уровне.
Европейский Союз также делает акцент на равенстве и инклюзивности: доступ к устойчивой энергии рассматривается как неотъемлемое условие равных возможностей — вне зависимости от пола, региона проживания или социального статуса. Это особенно важно для девочек в сельских школах, которые благодаря безопасным условиям и доступу к ресурсам могут в полной мере участвовать в обучении, включая STEM-направления.
Одним из ключевых партнёров ЕС в этом процессе является Программа развития ООН (ПРООН), через которую реализуются инициативы по «озеленению» социальных учреждений. Это не просто временные решения — это вложение в устойчивую инфраструктуру, которая будет служить детям и обществу долгие годы. Каждая солнечная панель на крыше школы — это не только киловатты, но и символ уверенности в завтрашнем дне.
Международное сотрудничество позволяет адаптировать европейские стандарты и технологии к местным условиям, создавая прочную основу для развития образования и устойчивых сообществ в Кыргызстане. Программы, поддерживаемые ЕС, делают школы более энергонезависимыми, экологичными и современными — а образовательный процесс более безопасным и равноправным.
Свет знаний
В заключение хотелось бы отметить, что свет от солнца в сельской школе — это больше, чем просто электричество. Это шанс на знания, равенство и будущее. Каждый солнечный модуль на крыше школы — это окно в мир для детей из отдаленных горных сел. Когда в классе включается свет, включается и вера: в себя, в образование, в лучшее завтра. И если это завтра светит солнечным светом — значит, у него есть шанс быть справедливым, устойчивым и по-настоящему светлым.
Автор статьи // Азамат Касыбеков