Председатель Кабинета министров Адылбек Касымалиев утвердил Программу «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы».
Также он утвердил:
2) план мероприятий по реализации данной программы;
3) матрицу индикаторов мониторинга и оценки реализации программы;
4) бюджет программы.
Государственные органы, министерства и административные ведомства должны будут по итогам каждого полугодия, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство здравоохранения информацию о ходе выполнения плана мероприятий.
Как говорится в постановлении Кабмина от 25 февраля 2025 года № 90, решение принято для охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (газета «Эркин Тоо» от 28 февраля 2025 года № 15).
Программа «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»
Глава 1. Введение
Иммунизация населения признана Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) самым эффективным вкладом в охрану здоровья человека и является одним из важнейших компонентов достижения Целей устойчивого развития (далее - ЦУР) в области сокращения детской смертности, снижения бедности и укрепления систем здравоохранения к 2030 году.
Регулярная плановая иммунизация является экономически эффективной стратегией общественного здравоохранения во всем мире, реализация которой позволяет резко снизить уровень детской заболеваемости, смертности и инвалидности по сравнению с другими медицинскими вмешательствами в области здравоохранения.
По данным ВОЗ, ежегодно иммунизация против полиомиелита, столбняка, дифтерии, коклюша позволяет предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти, сохраняет около десяти тысяч жизней ежедневно и защищает миллионы людей от болезней и инвалидности.
За период с 2000 по 2022 годы вакцинация против кори позволила предотвратить 57 миллионов случаев смерти, сделав вакцину от кори одной из наиболее выгодных достижений общественного здравоохранения. Вакцинация позволила снизить число случаев смерти от кори с 761000 случаев в 2000 году до 136000 случаев в 2022 году. При стабильном и высоком уровне охвата вакцинацией показатели заболеваемости снижаются, и болезни могут быть даже полностью ликвидированы. С 2000 года число случаев заболевания полиомиелитом в мире уменьшилось более чем на 99%.
В Кыргызской Республике в довакцинальный период с 1951 по 1960 годы от дифтерии, кори, коклюша и полиомиелита умирал почти каждый седьмой заболевший ребенок.
Вместе с тем иммунизация населения является актуальным вопросом в области здравоохранения.
В связи с этим ВОЗ, посредством принятия Повестки дня в области иммунизации на период до 2030 года (Глобальная стратегия на основе принципа "никого не оставить без внимания") (далее - ПДИ-2030), утвержденной резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения, ставит перед собой следующие цели:
- сократить заболеваемость и смертность, обусловленные вакциноуправляемыми инфекциями среди всех людей на всех этапах жизни;
- никого не оставить без внимания, обеспечив расширение справедливого доступа к новым имеющимся вакцинам и повысить уровень их использования;
- обеспечить хорошее здоровье и благополучие для всех путем укрепления программ иммунизации в рамках системы первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) и содействия всеобщему охвату услугами здравоохранения и устойчивому развитию.
В ПДИ-2030 излагается смелое, всеобъемлющее глобальное видение и стратегия в отношении вакцин и иммунизации на десятилетие с 2021 по 2030 годы. В ней учитывается приобретенный опыт, отмечаются сохраняющиеся и новые проблемы, обусловленные инфекционными заболеваниями, и используются новые возможности для решения этих проблем.
В ПДИ-2030 иммунизация рассматривается как один из ключевых факторов, способствующих реализации основного права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, а также как вложение в будущее, содействующее построению более безопасного, здорового и процветающего мира для всех людей. ПДИ-2030 призвана обеспечить сохранение завоеванных достижений и осуществление большего - не оставить без внимания ни одного человека, в любой ситуации и на любом этапе жизни.
ПДИ-2030 должна вдохновлять и согласовывать деятельность общественных, национальных, региональных и глобальных заинтересованных сторон: государственных органов, органов местного самоуправления, глобальных агентств, партнеров по развитию, медицинских работников, академических и научно-исследовательских институтов, разработчиков и производителей вакцин, частного сектора и гражданского общества. Ее реализация принесет максимальную пользу при условии эффективного и рационального использования ресурсов, внедрения инноваций, направленных на улучшение показателей деятельности и мер по достижению финансовой и программной устойчивости. Успех будет зависеть от создания и укрепления партнерских отношений как внутри сектора здравоохранения, так и вне его, в рамках скоординированных усилий по расширению доступа к высококачественной и приемлемой по цене ПМСП, достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения и ускорению прогресса на пути к достижению ЦУР, сформулированных в ПДИ-2030.
В ПДИ-2030 представлена долгосрочная стратегическая основа, призванная направлять действия во время динамичного этапа практической реализации и предусматривающая возможность оперативного реагирования на изменения потребностей стран и глобальной ситуации в течение следующего десятилетия.
Благодаря коллективным усилиям всех заинтересованных сторон мы сможем осуществить видение будущего десятилетия: мир, в котором каждый человек, независимо от возраста и места проживания, в полной мере пользуется преимуществами вакцинации для повышения уровня здоровья и благополучия.
Инфекционные заболевания, предупреждаемые вакцинацией, по-прежнему представляют собой угрозу во всем мире, в том числе и в Кыргызской Республике. Высокий уровень охвата вакцинацией имеет решающее значение для прекращения распространения инфекций в регионе.
В Кыргызской Республике из-за недостаточной осведомленности населения о преимуществах и безопасности вакцинации, об опасности, которую представляют инфекционные заболевания, предупреждаемые вакцинацией, кадрового дефицита медицинских работников, отказа от профилактических прививок - есть группы населения, которые остаются за пределами программы иммунизации.
При снижении уровня охвата профилактическими прививками возрастает риск возникновения вспышек вакциноуправляемых инфекций. Примером являются эпидемические вспышки кори в республике в 2015, 2018-2019 и 2023 годах среди непривитой восприимчивой группы населения.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении" вопросы борьбы с инфекционными заболеваниями, контролируемыми иммунопрофилактикой, имеют государственную поддержку.
Программа "Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы" (далее - Программа) является шестым по счету стратегическим документом, разработанным с целью поддержки и развития службы иммунопрофилактики страны, контролирующей распространение опасных инфекционных заболеваний, против которых имеются эффективные вакцины.
В рамках Программы численность декретированного контингента ежегодно составляет свыше 900 тысяч человек, или 18% от численности всего населения страны. 35% целевого населения программы иммунизации составляют дети от 0 до 16 лет, из их числа 5% - новорожденные и младенцы.
Программа разработана в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении" и рекомендациями ВОЗ: Европейской повесткой дня в области иммунизации на период до 2030 года (далее - ЕПДИ-2030), утвержденной резолюцией Европейского регионального комитета ВОЗ EUR/RC64/R5 от 17 сентября 2014 года, резолюцией AMS WHA 65.5 от 26 мая 2012 года о глобальной ликвидации полиомиелита, резолюцией EUR/RC 60/R 12 об элиминации местных случаев кори и краснухи в Европейском регионе ВОЗ, направленных на достижение целей выполнения обязательства по элиминации кори и краснухи и предотвращению врожденной краснушной инфекции, а также продолжения усилий по сохранению за европейским регионом ВОЗ статуса территории, свободной от полиомиелита.
Программа представляет собой документ на шестилетний период в области иммунизации, который включает приоритетные обязательства государства в обеспечении и принятии мер по сокращению заболеваемости и смертности от инфекций, предупреждаемых вакцинацией, а также снижению финансового и социального ущерба, обусловленного этими заболеваниями.
Необходимость принятия Программы обусловлена тем, что ряд инфекционных заболеваний с высоким эпидемическим потенциалом и тяжелыми последствиями можно эффективно предупредить посредством вакцинации.
Глава 2. Общий анализ ситуации
По итогам реализации программ иммунизации охват профилактическими прививками первичного вакцинального комплекса в Кыргызской Республике в рамках календаря профилактических прививок поддерживался на уровне не менее 95%.
Иммунопрофилактика в сочетании с эффективной системой эпидемиологического надзора за вакциноуправляемыми инфекциями на протяжении реализации пяти программ иммунизации способствовала снижению заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекций - ликвидации полиомиелита, отсутствию регистрации случаев туберкулезного менингита, дифтерии и столбняка у новорожденных детей. На протяжении последних 15 лет показатель заболеваемости эпидемическим паротитом снизился до уровня 28,3 на 100 тыс. населения.
В 2002 году Кыргызская Республика в составе Европейского региона получила сертификат ВОЗ о ликвидации полиомиелита.
С 2019 года Кыргызская Республика признана Европейским региональным бюро ВОЗ территорией, свободной от эндемичной краснухи.
Кыргызская Республика в рамках обязательств, взятых в качестве страны-участницы ВОЗ, придерживается глобальных рекомендаций:
- по ликвидации полиомиелита - поддерживает статус страны/территории, свободной от полиомиелита, и готовность системы эпидемиологического надзора за полиомиелитом/острым вялым параличом к ответным мерам на случай вспышки и снижения риска. Поддерживает высокий уровень охвата вакцинацией, эффективную систему эпидемиологического надзора за всеми случаями, подозрительными на полиомиелит/острый вялый паралич. В контексте стратегического плана ликвидации полиомиелита и осуществления его заключительного этапа на 2013-2018 годы Кыргызская Республика осуществила переход к двухвалентной оральной полиомиелитной вакцине, следуя стратегии внедрила 2 дозы инактивированной полиомиелитной вакцины в календарь профилактических прививок;
- по элиминации кори и краснухи - поддерживает не менее 95% охвата 2-мя дозами в составе комбинированных вакцин, с включением интегрированной системы эпидемиологического надзора за всеми подозрительными случаями на корь/краснуху с обязательным лабораторным компонентом.
Дополнительные мероприятия по иммунизации в ответ на вспышку кори (далее - ИОВ) при поддержке Фонда реагирования на вспышки кори и краснухи были проведены в 2023 году. Целевой группой ИОВ были дети в возрасте от 9 месяцев до 84 месяцев, в общей сложности 693527 детей. ИОВ охватила 4 региона: город Ош, Ошская область, город Бишкек и Чуйская область. Целью ИОВ было быстрое прекращение передачи кори в этих 4 регионах с высоким числом случаев кори, непривитыми и недопривитыми детьми. Административный охват достиг 86% от целевого показателя.
На фоне глобальной напряженной эпидемиологической ситуации по кори и снижения уровня популяционного иммунитета среди восприимчивой группы населения цель по прерыванию эндемичной передачи кори не достигнута, показатель заболеваемости в Кыргызской Республике в 2023 году составил 100,1 на 100 тыс. населения, за 4 месяца 2024 года - 139,4 на 100 тыс. населения.
На фоне вакцинопрофилактики против вирусного гепатита В отсутствуют случаи регистрации вирусного гепатита В у детей до 1 года, показатель заболеваемости детей до 14 лет в 2023 году (0,6 на 100 тыс. детей до 14 лет) является минимальным за все время наблюдения за вирусным гепатитом В. Дальнейшее снижение заболеваемости вирусным гепатитом В и его элиминация в перспективе позволят снизить число больных с первичным раком печени (гепатокарциномой).
Благодаря бюджетным средствам Кабинета Министров Кыргызской Республики и совместным инвестициям всех видов поддержки Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (далее - ГАВИ) программа иммунизации за отчетный период достигла определенных результатов в снижении младенческой и детской смертности путем обеспечения и поддержания не менее 95% охвата профилактическими прививками согласно рекомендованным ВОЗ целям.
С 2001 года ГАВИ предоставляет поддержку Кыргызской Республике посредством оказания помощи в закупках новых вакцин: монодозная вакцина против гепатита В (2001-2005 и 2007-2008), и (2015-2017), пентавалентная (АКДС-ВГВ-ХИБ) вакцина (2009-2023), пневмококковая (2015-2023), инактивированная полиомиелитная (2016-2023) вакцины и вакцины против вируса папилломы человека (2022-2023). Процесс поддержки софинансирования будет осуществляться до конца реализации Программы. Также, ГАВИ целенаправленно оказывает поддержку системе иммунизации и предоставляет гранты по внедрению новых вакцин и укреплению системы здравоохранения (далее - УСЗ).
В 2023 году Министерством здравоохранения Кыргызской Республики была подготовлена и представлена заявка в Секретариат ГАВИ на проведение 2-го этапа кампании против кори и краснухи на оставшихся территориях республики (Иссык-Кульская, Нарынская, Таласская, Баткенская области).
В 2025 году планируется подготовка заявки в Секретариат ГАВИ по Платформе оптимизации оборудований холодовой цепи.
Указанный проект будет нацелен на укрепление материально-технической базы холодовой цепи на уровне ПМСП и будет решать задачу по замене старого холодильного оборудования преквалифицированным ВОЗ холодильным оборудованием, средствами мониторинга температуры и транспортировки, отвечающими международным стандартам ISO.
В отношении закупок вакцин последние 30 лет Кыргызская Республика использует возможность приобретения их в рамках календаря профилактических прививок через ЮНИСЕФ. Механизм закупок и поставок регулируется в рамках Меморандума о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики/Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и ЮНИСЕФ, который подписан 12 ноября 2012 года в городе Бишкек.
За счет использования грантов ГАВИ предпринимаются постоянные усилия по укреплению и модернизации материально-технической базы холодовой цепи для поддержания сохранности качества вакцин при хранении, транспортировке и использовании.
По рекомендациям Научно-технической группы экспертов по иммунизации (далее - НТГЭИ), образованной приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 14 февраля 2012 года № 70, основанных на доказательных данных, принимаются решения о внедрении новых вакцин в календарь профилактических прививок.
В 2022 году в рамках программы иммунопрофилактики была внедрена вакцина против вируса папилломы человека. Таким образом, спектр воздействия вакцин на другие опасные инфекционные болезни расширяется. Экономическая и эпидемиологическая эффективность от внедрения новых вакцин обоснована НТГЭИ.
Система надзора за побочными проявлениями после иммунизации приведена в соответствие с международными критериями классификации побочных проявлений после иммунизации.
Вышеуказанные результаты достигнуты благодаря скоординированным действиям Министерства здравоохранения Кыргызской Республики при поддержке Кабинета Министров Кыргызской Республики и при тесном сотрудничестве партнеров по развитию: ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ, Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЮСАИД.
Для поддержания достигнутых результатов и решения поставленных целей и задач по поддержанию статуса Кыргызской Республики как страны, свободной от полиомиелита, элиминации кори, краснухи и борьбы с инфекционными заболеваниями, предупреждаемых вакцинацией, необходимо продолжать и усиливать иммунопрофилактическую работу с учетом новых вызовов.
Глава 3. Руководящие принципы Программы
Принципы Программы строятся с учетом опыта, накопленного в процессе реализации предыдущих программ иммунизации, эпидемиологических и социально-экономических особенностей, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения Кыргызской Республики.
Для отслеживания национальных, региональных и глобальных целей в отношении иммунизации и борьбы с инфекционными заболеваниями, предупреждаемыми с помощью вакцин, Программа синхронизирована с ЕПДИ-2030.
Цели и задачи Программы основываются на ЕПДИ-2030, которые интегрированы с ЦУР 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте к 2030 году.
К основным принципам Программы относятся:
1) справедливость и доступность - преимущества вакцинации справедливо распространяются на всех людей, независимо от социального статуса и гендерных различий;
2) партнерство и ответственность - все задачи по иммунизации согласуются и выполняются Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и международными партнерами на совместной основе, в соответствии с принятыми соглашениями (Европейский план действий в отношении вакцин, цель 1 - интеграция иммунизации в общие системы здравоохранения). Сотрудничество в области иммунизации в условиях глобальной взаимозависимости;
3) гарантированное качество вакцин и безопасная иммунизация - все вакцины, поступающие в Кыргызскую Республику, соответствуют национальным и международным стандартам качества и безопасности, а услуги предоставляются в соответствии с принципами безопасной практики иммунизации, с использованием самоблокирующих шприцев. В иммунизации широко используются многокомпонентные вакцины и технологии;
4) расширение доступа к высококачественным, эффективным и приемлемым по цене вакцинам.
Глава 4. Цель Программы
Целью Программы является снижение заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекционных болезней путем обеспечения охвата не менее 95% целевого контингента услугами плановой иммунизации и снижения числа непривитых и недопривитых детей на 25%.
Глава 5. Управление Программой и межсекторальное взаимодействие
Управление Программой на республиканском уровне осуществляет Министерство здравоохранения Кыргызской Республики через Республиканский центр иммунопрофилактики при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики (далее - РЦИ).
РЦИ является координирующим, организационно-методическим, консультативным и контролирующим органом по разработке, внедрению и мониторингу всего комплекса мероприятий борьбы с инфекционными заболеваниями, предупреждаемыми с помощью вакцин, а также по вопросам вакцинной безопасности. РЦИ контролирует все стратегические объекты - склады вакцинных препаратов, в том числе имеющийся на собственном балансе.
РЦИ выступает гарантом эффективной и оперативной работы по реализации Программы, объединяя и координируя ресурсы и мероприятия, содействующие снижению заболеваемости, инвалидности и смертности от вакциноуправляемых инфекций.
РЦИ правомочен учреждать учебный центр по повышению квалификации медицинских работников, по обучению медицинских работников и представителей гражданского сектора.
План мероприятий реализуется Министерством здравоохранения Кыргызской Республики совместно с государственными органами и органами местного самоуправления, а также при взаимодействии и поддержке партнеров по развитию: ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ, Всемирным банком, в том числе некоммерческими организациями, специализирующимися в области здравоохранения.
Координация Программы осуществляется через Республиканский прививочный комитет (далее - РПК), при тесном сотрудничестве с НТГЭИ и Национальными комитетами по сертификации ликвидации полиомиелита, по верификации элиминации кори и краснухи и Межведомственным координационным комитетом по иммунопрофилактике, деятельность которых регламентирована приказами Министерства здравоохранения Кыргызской Республики "Об утверждении нового состава Республиканского прививочного комитета" от 25 января 2022 года № 69, "Об оптимизации работы Межведомственного координационного комитета по иммунопрофилактике (МКК)" от 22 ноября 2018 года № 793, "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 24 октября 2019 года № 999", "Об утверждении состава национальных комитетов по сертификации полиомиелита, верификации кори, краснухи" от 31 марта 2021 года № 343.
Глава 6. Международное сотрудничество
РЦИ в течение многих лет тесно сотрудничает с международными организациями, такими как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ, Всемирный банк, Азиатский банк развития, в части приобретения вакцин и расходного материала, холодового оборудования и транспорта.
В рамках сотрудничества осуществляется взаимный обмен информацией, нормативной документацией в области иммунизации, а также проводится обучение специалистов, повышение их квалификации, совместные исследовательские работы, международные конференции, семинары и другие мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья населения.
Глава 7. Стратегические направления Программы
Стратегические направления Программы определяют государственную политику Кыргызской Республики в достижении национальных и глобальных целей ВОЗ по снижению заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекционных болезней.
Ключевые стратегические направления Программы включают в себя приоритетные стратегические направления и текущие стратегические направления.
Приоритетные стратегические направления
Приоритетные стратегические направления включают в себя следующие направления:
1) усиление кадрового потенциала для иммунизации;
2) продвижение Программы, формирование надлежащего спроса на вакцинацию и обеспечение эффективной коммуникации в сфере иммунизации;
3) внедрение качественной, цифровой информационной системы для иммунизации;
4) обеспечение Программы вакцинами, расходными материалами, холодовой цепью, логистикой и эффективной системой для управления отходами;
5) обеспечение финансовой устойчивости и управления Программой.
Приоритетное стратегическое направление 1. Усиление кадрового потенциала для иммунизации.
Мероприятия по этому стратегическому направлению будут направлены на обеспечение кадрового потенциала и максимальное уменьшение вакантных мест в системе иммунизации.
Задача 1 | Укомплектование 95% пунктов иммунизации необходимым штатом сотрудников (ПМСП) |
Задача 2 | Обеспечение подготовки и переподготовки 95% медицинских работников, предоставляющих услуги по иммунизации |
Задача 3 | Проведение кураторских визитов для 95% организаций здравоохранения, проводящих иммунизацию |
Приоритетное стратегическое направление 2. Продвижение Программы, формирование спроса и обеспечение эффективной коммуникации в сфере иммунизации.
Мероприятия данного направления будут направлены на повышение спроса на иммунизацию, что является одним из самых значительных компонентов системы иммунизации в контексте Кыргызской Республики.
Задача 1 | Получение лицами, принимающими решения, и лидерами общественного мнения на постоянной основе информации о результатах и потребностях программы иммунизации на всех уровнях |
Задача 2 | Обучение и сертифицирование 95% медицинских работников по вопросам стимулирования спроса |
Задача 3 | Обеспечение участия общественных и религиозных деятелей в популяризации программы иммунизации во всех (100%) районах и административно-территориальных единицах |
Задача 4 | Обеспечение информированности 90% матерей о календаре профилактических прививок |
Задача 5 | Обеспечение проведения исследований по формированию спроса и коммуникации на постоянной основе |
Задача 6 | Обеспечение своевременного разрешения кризисных ситуаций, связанных с применением прививок, путем проведения соответствующих мероприятий по риск-коммуникации |
Приоритетное стратегическое направление 3. Разработка и внедрение высококачественной, цифровой информационной системы для иммунизации.
Мероприятия по данному стратегическому направлению будут нацелены на улучшение и цифровизацию действующей системы управления данных, а также усиление навыков персонала по сбору, анализу и управлению данных.
Задача 1 | Достижение соответствия административного охвата иммунизации на национальном уровне охвату по результатам исследований с минимальной погрешностью 5% и 3% соответственно |
Задача 2 | Осуществление оценки качества данных, самооценки и анализа данных во всех (100%) организациях здравоохранения |
Задача 3 | Обеспечение цифровизации данных в 95% медицинских учреждений |
Приоритетное стратегическое направление 4. Обеспечение Программы вакцинами, холодовой цепью, логистики и управления вакцинами.
Мероприятия по данному стратегическому направлению включают в себя закупку вакцин, оборудования холодовой цепи и мероприятия по обеспечению эффективного управления вакцинами.
Задача 1 | Обеспечение эффективных и быстрых процедур регистрации и таможенного оформления вакцин |
Задача 2 | Обеспечение регулярной закупки и импорта вакцин и расходных материалов |
Задача 3 | Обеспечение инфраструктуры, холодовой цепи и логистического оборудования для надлежащего хранения, распределения и мониторинга вакцин на всех уровнях |
Задача 4 | Выполнение рекомендаций оценки эффективности управления вакцинами в соответствии с планом совершенствования эффективности управления вакцинами |
Задача 5 | Обеспечение профилактического и ремонтно-восстановительного обслуживания оборудования холодовой цепи на постоянной основе на всех уровнях системы холодовой цепи |
Задача 6 | Обеспечение соблюдения 95% медицинских организаций политики и протоколов по утилизации медицинских отходов (УМО), включая отходы иммунизации |
Приоритетное стратегическое направление 5. Обеспечение финансовой устойчивости и управления Программой.
Мероприятия по данному стратегическому направлению включают в себя улучшение процессов бюджетирования и нормативной правовой базы, а также совершенствование планирования затрат и усиления надзора за исполнением бюджета.
Задача 1 | Обеспечение регулярной и своевременной разработки бюджета и выделение средств на нужды программы иммунопрофилактики, включая средства на закупку вакцин и расходных материалов |
Задача 2 | Обновление нормативной правовой базы иммунизации в соответствии с новыми вызовами и требованиями времени |
Задача 3 | Приведение надзора и управления программой иммунопрофилактики в соответствие с передовыми международными практиками |
Задача 4 | Обеспечение планирования и расчета затрат на иммунизацию в соответствии с передовыми международными практиками |
Текущие стратегические направления
Текущие стратегические направления включают в себя следующие направления:
1) обеспечение равенства в доступе к услугам иммунизации и интегрирование с услугами ПМСП;
2) надзор за вакциноуправляемыми инфекциями и инициативы по контролю вакциноуправляемых инфекций;
3) реагирование на вспышки вакциноуправляемых инфекций и чрезвычайные ситуации в области здравоохранения;
4) внедрение новых вакцин и вакцинация на протяжении всей жизни.
Текущее стратегическое направление 1. Обеспечение равенства в доступе к услугам иммунизации и интегрирование с услугами ПМСП.
Мероприятия данного стратегического направления будут нацелены на сокращение количества непривитых и недопривитых детей, уменьшение числа необоснованных противопоказаний к вакцинации, интегрирование услуг по иммунизации с медицинскими услугами ПМСП.
Задача 1 | Снижение количества непривитых и недопривитых детей на 95% |
Задача 2 | Снижение числа необоснованных противопоказаний к вакцинации во всех организациях здравоохранения |
Задача 3 | Интегрирование услуги иммунизации с услугами и программами ПМСП |
Текущее стратегическое направление 2. Надзор за вакциноуправляемыми инфекциями и инициативы по контролю вакциноуправляемых заболеваний.
Мероприятия данного стратегического направления будут нацелены на улучшение систем надзора за вакциноуправляемыми инфекциями, обеспечения надзора над острым вялым параличом и подозрительными случаями кори-краснухи для соответствия целевым показателям по искоренению и ликвидации этих заболеваний на постоянной основе, усилению систем эпиднадзора над побочными проявлениями после иммунизации (далее - ПППИ) и обеспечению соответствия инициатив по искоренению, ликвидации и контролю заболеваний национальным целям Европейского региона ВОЗ.
Задача 1 | Обеспечение соответствия показателей эпиднадзора за вакциноуправляемыми заболеваниями и острым вялым параличом стандартам эпиднадзора ВОЗ |
Задача 2 | Соответствие выявления, учета и расследования случаев острого вялого паралича и подозрительных случаев кори-краснухи целевым показателям по искоренению и ликвидации этих заболеваний |
Задача 3 | Усовершенствование системы эпиднадзора за ПППИ |
Задача 4 | Обеспечение соответствия показателей инициатив по искоренению, ликвидации и контролю заболеваний национальным целям и целям Европейского региона ВОЗ |
Текущее стратегическое направление 3: Реагирование на вспышки вакциноуправляемых инфекций и чрезвычайные ситуации в области здравоохранения.
Мероприятия данного стратегического направления будут нацелены на разработку плана по обеспечению готовности и реагирования на вспышки, на обеспечение готовности политического руководства страны к реагированию на любые чрезвычайные ситуации в области здравоохранения.
Задача 1 | Разработка плана по обеспечению готовности и реагированию на вспышки |
Задача 2 | Обеспечение готовности политического руководства страны к реагированию на любые чрезвычайные ситуации в области здравоохранения |
Текущее стратегическое направление 4. Внедрение новых вакцин и вакцинация на протяжении всей жизни.
Мероприятия данного стратегического направления будут нацелены на обсуждение внедрения новых вакцин в зависимости от эпидемиологических факторов и финансовых возможностей страны и обсуждение целесообразности и возможностей для вакцинации на протяжении жизни в соответствии с рекомендациями ПДИ-2030.
Задача 1 | Обсуждение целесообразности включения новых вакцин в национальный календарь вакцинации в зависимости от эпидемиологических факторов и финансовых возможностей |
Задача 2 | Определение целесообразности и возможностей для вакцинации на протяжении жизни |
Глава 8. Ожидаемые результаты
Программа направлена на улучшение и поддержание благоприятной эпидемиологической ситуации в отношении опасных вакциноуправляемых инфекционных заболеваний.
По итогам реализации Программы в 2025-2030 годах планируется достичь следующих результатов:
1) сохранение статуса Кыргызской Республики как страны, свободной от полиомиелита, и оказание содействия в глобальной ликвидации полиомиелита;
2) устойчивое исключение местных (эндемичных) случаев кори, краснухи, врожденной краснухи, подготовка к верификации элиминации кори и краснухи;
3) устойчивое исключение местных (эндемичных) случаев дифтерии;
4) поддержание уровня заболеваемости вирусным гепатитом В среди детей в возрасте до 5 лет - до 0,5 случаев на 100 тыс. населения;
5) снижение заболеваемости коклюшем - менее чем до 2 случаев на 100 тыс. населения;
6) снижение заболеваемости эпидемическим паротитом - менее чем до 4 случаев на 100 тыс. населения;
7) снижение заболеваемости и смертности от ротавирусной инфекции, септических менингитов и пневмоний, вызванных гемофильной палочкой типа В и пневмококковой инфекцией среди детей в возрасте до 5 лет;
8) обеспечение не менее 90% охвата вакцинации против вируса папилломы человека.
Глава 9. Благоприятные предпосылки и риски
Благоприятными предпосылками Программы является продолжение всех видов поддержки ГАВИ на период реализации Программы - на внедрение новых вакцин, укрепление системы здравоохранения, платформы по оптимизации оборудования холодовой цепи и проведение ряда мероприятий по дополнительной иммунизации против кори и краснухи.
При реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
1) недостаточная приверженность государственных органов и органов местного самоуправления в вопросах охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики;
2) недостаточные финансовые ресурсы из республиканского бюджета для закупки вакцин, расходных материалов, холодового оборудования, его ремонта, технического обслуживания и мониторинга;
3) нехватка квалифицированного медицинского персонала для оказания услуг по иммунизации в связи с сокращением штатов в рамках оптимизации организаций здравоохранения на уровне ПМСП;
4) увеличение числа отказов от вакцинации по причине недостаточной информированности населения в отношении вакцин, отказов по религиозным убеждениям и по сомнениям о безопасности вакцин;
5) задержка в проведении прививок из-за необоснованных медицинских противопоказаний, высокой миграции населения;
6) риск возникновения вспышки вакциноуправляемых инфекций на фоне снижения коллективного иммунитета;
7) риск завоза инфекционных болезней из эпидемиологически неблагополучных стран и осложнение эпидемиологической ситуации, особенно на территориях с недостаточной иммунной прослойкой населения.
Глава 10. Мониторинг и оценка Программы
Внешняя оценка и мониторинг реализации Программы проводится в рамках:
- международного обзора Программы (1 раз в 3 года);
- совместного отчета ВОЗ/ЮНИСЕФ по иммунизации (ежегодно);
- оценки эффективного управления вакцинами (1 раз в 3 года);
- обновленных отчетов по статусу кори/краснухи и полиомиелита (ежегодно);
- механизма по управлению грантами ГАВИ (совместная оценка партнеров ГАВИ, отчет по проверке организаций в реализации Программы, финансовый аудит - ежегодно);
- структуры показателей грантов ГАВИ (ежегодно в страновом портале ГАВИ).
Внутренняя оценка и мониторинг реализации Программы проводится в рамках:
- саммитов, среднесрочных обзоров;
- самооценки выполнения основных оперативных функций общественного здравоохранения (ОФОЗ);
- санитарно-эпидемиологических/медицинских советов;
- республиканских прививочных комитетов.
Межведомственный координационный комитет по иммунопрофилактике также участвует в процессе эффективного отслеживания по использованию донорских средств.
Для оценки мониторинга и эффективности реализации Программы Министерство здравоохранения Кыргызской Республики проведет среднесрочную оценку в 2027 году, финальную оценку в 2030 году.
Глава 11. Формирование государственного резервного запаса вакцин
Для своевременного обеспечения вакцинами и проведения профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок, формируется государственный резервный запас вакцин в объеме не менее 6 месяцев от годовой потребности.
Расчет потребности государственного резервного запаса вакцин на текущий год осуществляется по следующему порядку:
1) организации здравоохранения формируют количество целевых групп согласно календарю профилактических прививок и предоставляют в территориальные Центры профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - ЦПЗГСЭН);
2) территориальные ЦПЗГСЭН производят расчет потребности вакцин и расходных материалов, включенных в календарь профилактических прививок исходя из полученных данных от организаций здравоохранения;
3) территориальные ЦПЗГСЭН предоставляют расчет потребности вакцин и расходных материалов в РЦИ;
4) РЦИ производит анализ предоставленных данных и формирует свод и прогноз потребности с последующим направлением в Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;
5) министерство здравоохранения Кыргызской Республики утверждает государственный резервный запас вакцин в объеме не менее 6 месяцев от годовой потребности с учетом предоставленной информации.
Глава 12. Финансирование Программы
Основными источниками финансирования Программы являются республиканский бюджет и грантовые средства ГАВИ.
Предварительная оценка стоимости реализации Программы на 2025-2030 годы составила 43,6 миллиона долларов США. Учитывая демографические прогнозы, внедрение Программы требует инвестиции в размере 1,22 доллара США на душу населения в год, или же 57 долларов США в течение 5 лет на полностью вакцинированного ребенка.
Основной категорией расходов бюджета Программы является закупка вакцин и расходных материалов. Затраты данной категории составляют более 76% всей стоимости Программы. Создание спроса является вторым основным фактором, определяющим стоимость Программы - составляет 13,5% потребностей в ресурсах для внедрения Программы. Потребности в ресурсах для обеспечения мониторинга Программы составляют 5,6% бюджета, надзор за вакциноуправляемыми инфекциями - 1,2%. Потребность ресурсов для компонента предоставления услуг составляет 1,6% от стоимости Программы, а компонент человеческий ресурс составляет 1% всего ресурса необходимого для внедрения Программы.
Реализация этих компонентов будет осуществляться как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет донорской поддержки.
Глава 13. Реализация Программы
Для полноценного исполнения Программы разработан план мероприятий по ее реализации.
Программа будет реализована в течение 2025-2030 годов в соответствии с планом мероприятий, при участии соответствующих государственных органов, партнеров по развитию и некоммерческих организаций.
Партнеры по развитию будут оказывать техническую помощь в подготовке, реализации и оценке иммунизационных мероприятий. Техническое руководство и протоколы, разработанные на основании национальных и международных стандартов и рекомендаций, будут внедрены и послужат руководством к действию для медицинских работников.
План мероприятий по реализации «Программы Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»
№ п/п | Задачи | Меры/Действия | Срок реализации | Ожидаемые результаты (продукт) | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Усиление политической приверженности и кадрового потенциала для реализации Программы | |||||
1.1 | Усиление руководства и управления Программой | Продвигать иммунизацию на уровне лиц, принимающих политические решения, относительно выгоды и пользы от инвестиций в Программу | Ежегодно | Выделено достаточное бюджетное финансирование Программы | МЗ, МФ |
Усилить межведомственную и межсекторальную координацию для повышения эффективности Программы | Ежегодно | Достигнуты результаты по усилению межведомственной и межсекторальной координации результатов мониторинга эффективности Программы | МЗ | ||
Обеспечить полноценное функционирование системы иммунизации путем укомплектования пунктов иммунизации квалифицированным персоналом | Ежегодно | Укомплектованы 95% пунктов иммунизации необходимым штатом сотрудников (ПМСП). Обеспечена подготовка и переподготовка 95% медицинских работников, предоставляющих услуги по иммунизации | МЗ, партнеры | ||
Усилить мониторинг за реализацией Программы, используя охват иммунизацией в качестве одного из ключевых показателей эффективности (индикатор ЦУР) | Ежегодно | Подготовлены матрицы индикаторов ЦУР (основные антигены календаря профилактических прививок) | МЗ, партнеры | ||
1.2 | Информирование и привлечение лидеров общественного мнения и заинтересованных сторон | Расширить и поддержать механизмы по привлечению общественных лидеров и заинтересованных сторон к созданию сильного альянса для продвижения иммунизации на всех уровнях | Ежегодно | Получен высокий охват профилактическими прививками на уровне не менее 90% | МЗ, ГКДР |
Повышать уровень подготовки основного персонала Программы для пропаганды иммунизации и содействия обмену информацией с лидерами общественного мнения, заинтересованными сторонами | Ежегодно | Повышен уровень информированности лидеров общественного мнения и заинтересованных сторон | МЗ | ||
1.3 | Укрепление НТГЭИ в целях разработки и осуществления политики, основанной на фактических данных | Провести оценку эффективности и влияния НТГЭИ на показатели, установленные Программой | Ежегодно | Подготовлены практические рекомендации для принятия решений по усилению эпидемиологического надзора за вакциноуправляемыми инфекциями | МЗ |
Поддерживать и укреплять существующие связи НТГЭИ с эквивалентными региональными (Европейская техническая консультативная группа экспертов) и глобальными (стратегическая консультативная группа экспертов) консультативными органами | Ежегодно | Обеспечено участие в ЕКТГЭИ, РРГ | МЗ, партнеры | ||
2. Повышение осведомленности, доверия и спроса на иммунизацию через эффективную адвокацию и коммуникацию | |||||
2.1 | Предоставление населению информации о рисках, связанных с ВУИ, о преимуществах вакцинации для укрепления доверия к вакцинам и услугам по иммунизации и обеспечения проведения исследований по формированию спроса и коммуникации на постоянной основе | Реализовать план коммуникации и повысить спрос на плановую иммунизацию на период 2024-2030 годов | Ежегодно | Реализован план коммуникации и повышен спрос на плановую иммунизацию на период 2024-2030 годов. 90% матерей полностью информированы о календаре профилактических прививок | МЗ, партнеры |
2.2 | Привлечение новых партнеров, общественных лидеров для передачи сообщений и поддержания позитивной медиа-среды | Расширить список новых партнеров, в том числе преподавателей, религиозных лидеров, представителей традиционных и социальных медиа, работников здравоохранения, подготовленных общественных лидеров по иммунизации | Ежегодно | Подготовлен список новых партнеров с охватом профилактическими прививками на уровне не менее 95% на всех территориальных единицах | МЗ, партнеры |
3. Повышение доступности услуг иммунизации населению за счет предоставления адаптированных, инновационных стратегий | |||||
3.1 | Выявление недостаточно обслуживаемого населения и причины их неравенства | Определить группы населения и группы риска, выявить причины их недопривитости: - по административным данным;- по данным исследований (КОМП, охват среди уязвимых групп и др.) | Ежегодно | Предоставлен объединенный отчет ВОЗ/ЮНИСЕФ, отчет КОМП и другие исследования | МЗ, МТСОМ, МОН, НСК, партнеры |
Определить существующие правовые или административные барьеры для обеспечения доступа к иммунизации со стороны недостаточно обслуживаемого населения (социальные и уязвимые лица) | III квартал 2025 года | Получен охват недостаточно обслуживаемого населения | МЗ, МТСОМ, МОН, НСК, партнеры | ||
Адаптировать Программу к нуждам недостаточно обслуживаемого населения (социальные и уязвимые лица) | IV квартал 2025 года | Подготовлен приказ МЗ об адаптации Программы с недостаточно обслуживаемым населением (социальные и уязвимые лица) | МЗ, МТСОМ, МОН | ||
3.2 | Разработка и внедрение индивидуальных инновационных стратегий для решения проблемы недостаточно обслуживаемого населения и причин неравенства | Реализовать план по повышению охвата профилактическими прививками и план по коммуникации и созданию спроса на вакцинацию в рамках календаря профилактических прививок | 2025-2026 годы | Подготовлен аналитический обзор по исполнению планов на 2025-2026 годы | МЗ, МОН |
Обеспечить проведение иммунизации среди недопривитых детей до 5-ти лет и интегрировать с планом проекта "Ваучерная система финансирования" | 2025-2026 годы | Обеспечен 85% охват всех привитых и недопривитых детей в возрастной группе 1-5 лет | МЗ, МТСОМ, МОН | ||
Проведение дополнительных мероприятий по иммунизации среди взрослого населения против дифтерии и столбняка | 2026-2027 годы | Достигнут охват на уровне 90% | МЗ, МФ, МОН | ||
3.3 | Создание системы и возможности для обеспечения справедливого доступа к иммунизации | Осуществлять мониторинг прививочного статуса каждого человека путем внедрения в практику электронных форм учета иммунизации, которые станут составной частью информационных систем в здравоохранении и заменят существующие медицинские формы отчетности | Ежегодно | Интегрированы дашборды информационной системы I-Emdoo и портал госуслуг | МЗ, МЦР |
4. Усиление системы управления и мониторинга данными в Программе | |||||
4.1 | Разработка комплексных, скоординированных подходов в рамках Программы и системы здравоохранения | Обеспечить усиление мер реагирования в рамках принятых Международных медико-санитарных правил при вспышках ВУИ, имеющих международное значение | Ежегодно | Обеспечен комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий | МЗ, партнеры |
Привести в соответствие нормативные правовые акты по обращению лекарственных средств, с включением стандартов и операционных процедур для системы поставок и хранения вакцин | 2026-2027 годы | Соблюдены стандарты эффективного управления вакцинами | МЗ | ||
Обеспечить согласованность Программы с более широкими стратегиями здравоохранения (политика в отношении здоровья детей и подростков, политика общественного здравоохранения и систем здравоохранения) | Ежегодно | Обеспечен 90% охват детей в возрасте до 2-х лет, получивших все прививки, в соответствии с календарем профилактических прививок | МЗ, МТСОМ, МОН | ||
4.2 | Мониторинг и оценка | Реализовать мероприятия дорожной карты цифровизации в иммунизации и обеспечить интеграцию с базами данных в системе цифрового здравоохранения | Ежегодно | Внедрена единая интегрированная цифровая система, обеспечивающая эффективное управление процессами иммунизации и обмен данными между различными уровнями здравоохранения | МЗ, МЦР, партнеры |
Усилить эпидемиологический надзор за ВУИ и побочными проявлениями после иммунизации | Ежегодно | Подготовлен аналитический отчет с показателями охвата профилактическими прививками и показателями заболеваемости ВУИ | МЗ, партнеры | ||
4.3 | Усиление потенциала специалистов, работающих в Программе | Институционализировать программы до и последипломного образования с разработкой новых учебных программ, в которых иммунизация рассматривается как компонент комплексного контроля заболеваний | Ежегодно | Внесены дополнения в учебные планы КГМИПиПК по иммунизации | МЗ |
Использовать новые методы обучения для активизации усилий по наращиванию потенциала, а также для продвижения и поддержки обучения на всех уровнях (таких как электронное обучение, наставничество, создание сетей) | Ежегодно | Утверждена пропаганда иммунизации в интернет-пространстве | МЗ | ||
Повысить компетентность медицинских работников в области стимулирования спроса на иммунизацию путем комплексного обучения и сертификации | Обучены и аккредитованы 95% медицинских работников по вопросам стимулирования спроса на иммунизацию | МЗ | |||
4.4 | Усиление инфраструктуры и логистики | Реализовать план по усовершенствованию эффективного управления вакцинами | 2025-2026 годы | Соблюдены стандарты эффективного управления вакцинами | МЗ |
Обновить план по модернизации оборудований холодовой цепи в Программе на период с 2025-2030 годы | 2025 год | Соблюдены стандарты эффективного управления вакцинами | МЗ | ||
Построить центральный вакцинный склад | 2025-2026 годы | Построен вакцинный склад, с учетом надлежащей дистрибьюторской практики (GDP) | МЗ, партнеры | ||
Оценить все вакцинные склады областного и районного уровней (помимо новых вакцинных складов 2022-2024 годов) на предмет их инфраструктуры, и планировать возможность строительства или реконструкции | 2025 год | Подготовлен отчет по оценке вакцинных складов, с потребностью и рекомендациями | МЗ, партнеры | ||
Запланировать строительство/реконструкцию областных/городских/районных вакцинных складов | 2025-2030 годы | Соблюдены стандарты эффективного управления вакцинами на данных складах | МЗ, партнеры | ||
Подготовить Меморандум по взаимодействию Министерства здравоохранения Кыргызской Республики с Государственной таможенной службой при Министерстве финансов Кыргызской Республики по обеспечению эффективных и быстрых процедур таможенного оформления вакцин и расходных материалов | 2025 год | Обеспечена согласованность по ускорению процедур таможенного оформления вакцин и расходных материалов | МЗ | ||
Подготовить заявку в Глобальный Альянс по вакцинам и иммунизации в рамках платформы по оптимизации оборудований холодовой цепи (ПООХЦ) | 2025 год | Подготовлена заявка по оптимизации оборудований холодовой цепи | МЗ, партнеры | ||
5. Обеспечить финансовую устойчивость и эффективное управление Программой для гарантированного доступа к качественным вакцинам | |||||
5.1 | Выделение адекватного финансирования Программы для достижения целей в контексте достижения финансовой самообеспеченности | Пропагандировать преимущества иммунизации для укрепления финансовой приверженности иммунизации с целью поддержания и продвижения достижений иммунизации | Ежегодно | Обеспечена бесперебойная поставка вакцин и расходных материалов | МЗ, партнеры |
Увеличить бюджетные ассигнования и своевременные выделения средств для реализации всех компонентов Программы на всех уровнях системы здравоохранения | Ежегодно | МЗ, МФ, партнеры | |||
Повысить надежность (устойчивость) и обеспечить гарантированное бюджетное финансирование закупок вакцинных препаратов и расходных материалов в рамках календаря профилактических прививок. Установить 50% резерв финансовых средств на закупку вакцин и расходных материалов (в пределах полугодовой потребности) | Ежегодно | МЗ, МФ, партнеры | |||
Выделить необходимые средства из государственного бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования с целью организации и проведения противоэпидемических мероприятий в случае вспышек ВУИ | Ежегодно | Ликвидировать эпидемические вспышки ВУИ | МЗ, МФ, ФОМС | ||
5.2 | Предоставление доступа к вакцинам гарантированного качества по доступным ценам | Привести в соответствие национальное законодательство в области закупок вакцин и расходных материалов для иммунизации через отдел поставок ЮНИСЕФ в целях обеспечения долговременного развития Программы | Ежегодно | Обеспечена бесперебойная поставка вакцин и расходных материалов | МЗ, ДГЗ, партнеры |
Повысить экономическую эффективность закупки вакцин и расходных материалов для иммунизации путем участия в международных тендерах по прямым закупкам от производителей, коллективных закупок через отдел поставок ЮНИСЕФ. Обеспечить регулярную закупку и импорт вакцин и расходных материалов | Ежегодно | Обеспечена бесперебойная поставка вакцин и расходных материалов | МЗ, МФ, партнеры | ||
Обмен информацией относительно цен на закупку вакцин с использованием соответствующих международных систем ВОЗ и ЮНИСЕФ | Ежегодно | Обеспечена бесперебойная поставка вакцин и расходных материалов | МЗ, партнеры |
Список сокращений
МЗ | - | Министерство здравоохранения Кыргызской Республики |
МФ | - | Министерство финансов Кыргызской Республики |
МТСОМ | - | Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики |
МОН | - | Министерство образования и науки Кыргызской Республики |
МЦР | - | Министерство цифрового развития Кыргызской Республики |
НСК | - | Национальный статистический комитет Кыргызской Республики |
ГКДР | - | Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики |
ДГЗ | - | Департамент государственных закупок при Министерстве финансов Кыргызской Республики |
ФОМС | - | Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики |
ЦУР | - | Цели устойчивого развития |
ПМСП | - | первичная медико-санитарная помощь |
НТГЭИ | - | Научно-техническая группа экспертов по иммунизации |
ЮНИСЕФ | - | Детский фонд Организации Объединенных Наций |
ВОЗ | - | Всемирная организация здравоохранения |
КГМИПиПК | - | Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации имени С.Б.Даниярова |
КОМП | - | Кластерное обследование по многим показателям |
ЕТКГЭИ | - | Европейская техническая консультативная группа экспертов по иммунизации |
РРГ | - | региональная рабочая группа |
ВУИ | - | вакциноуправляемые инфекции |
ПООХЦ | - | Платформа по оптимизации оборудований холодовой цепи |
Матрица индикаторов мониторинга и оценки реализации Программы «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»
№ | Задачи | Наименование индикатора | Единица измерения | Базовый год | Промежуточные индикаторы (годовые) | Конечные индикаторы или целевые показатели | Ответственный орган | ||
1 год | 2 год | 3 год | |||||||
1 | Повышение доступности к услугам иммунизации | Охват вакциной АКДС-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины АКДС | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ |
Охват вакциной ВГВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы ВГВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной бОПВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины бОПВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной ИПВ-2 детей до 1 года, получивших 1 дозу вакцины ИПВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной РВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины РВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной ПКВ-3 детей 1 года жизни, получивших 3 дозы вакцины ПКВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной КПК-1 детей 1 года жизни, получивших 1-ю дозу корь содержащей вакцины | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной КПК-2 детей 2 года жизни, получивших 2-ю дозу корьсодержащей вакцины | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной ВПЧ девочек-подростков 11 лет, получивших 1-ю дозу против ВПЧ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Процент незавершенности между вакцинами АКДС-1 и АКДС-3 | % | 3,5 | 3 | 2 | 2 | Не менее 5% | МЗ | ||
2 | Усиление инфраструктуры и логистики | Процент прививочных пунктов, имеющих оборудование холодовой цепи, соответствующее требованиям ВОЗ (оборудование, прошедшее преквалификацию) | % | 80 | 82 | 85 | 87 | Не менее 90% | МЗ |
3 | Усиление мониторинга и системы эпидемиологического надзора | Отсутствие случаев передачи дикого полиовируса | % | 0 (2024) | 0 | 0 | 0 | Поддержание статуса страны, свободной от полиомиелита | МЗ |
Статус прерывания передачи эндемичных кори и краснухи (КК) | Абс. число Спорадические случаи | Эндемичная передача (2024) | Спорадические случаи | Спорадические случаи | Частично прерван | Стабильное поддержание статуса прерванной эндемичной передачи кори | МЗ | ||
Устойчивое исключение местных (эндемичных) случаев дифтерии | % | 0 (2024) | 0 | 0 | 0 | Нет эндемичных случаев дифтерии | МЗ | ||
Финансовая самодостаточность в закупке вакцин для плановой иммунизации (доля государственного финансирования) | % | 33 | 34 | 35 | 36 | Обеспечена бесперебойная поставка вакцин и расходных материалов на 50% | МЗ | ||
4 | Усиление человеческих ресурсов для иммунизации | Подбор необходимого персонала | % | 70 | 72 | 75 | 78 | Укомплектован необходимым количеством кадров | МЗ |
5 | Адвокатирование, формирование спроса и коммуникация | Информирование лиц, принимающих решения, лидеров общественного мнения об эффективности программы иммунизации и потребностях на всех уровнях | % Информированности | 25 | 35 | 45 | 50 | Опубликованы информационные бюллетени по иммунизации для лиц, принимающих решения и лидеров общественного мнения, включая парламент и различные министерства | МЗ |
Вовлеченность представителей общественности, социальных и общественных лидеров мнений, общественных организаций и религиозных лидеров в формирование спроса и информировании об иммунизации | % | 70 | 80 | 90 | 100 | К 2025, 2027 и 2030 годам, соответственно, 75%, 90% и 100% районах и административно-территориальных единицах страны общественные и религиозные лидеры вовлечены в продвижение иммунопрофилактики | МЗ |
Бюджет Программы «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»
№ п/п | Задачи | Меры | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | Итого |
1 | Управление Программой и финансирование | 1.1. Политика и рекомендации | 0 | 1618200 | 1761750 | 313200 | 456750 | 313200 | 4463100 |
1.2. Управление и подотчетность | 219240 | 219240 | 219240 | 219240 | 219240 | 219240 | 1315440 | ||
1.3. Планирование и закупки | 4859820 | 0 | 2175000 | 0 | 2175000 | 0 | 9209820 | ||
1.4. Многочисленные подкомпоненты управления программами и финансирование | 469800 | 469800 | 469800 | 2644800 | 3706200 | 0 | 7760400 | ||
2 | Человеческие ресурсы | 2.1. Кадровое планирование | 922200 | 3975552 | 660852 | 313200 | 660852 | 313200 | 6845856 |
2.2. Наращивание потенциала | 16019981 | 10142634 | 7341234 | 8254734 | 2243556 | 1930356 | 45932495 | ||
2.3. Многочисленные подкомпоненты управления человеческими ресурсами | 0 | 0 | 0 | 0 | 5097678 | 5097678 | 10195356 | ||
3 | Поставка вакцин, качество и логистика | 3.1. Холодильная цепочка | 3045000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3045000 |
3.2. Управление цепочкой поставок | 425220004 | 458095330 | 459257215 | 465260584 | 467009052 | 465225649 | 2740067834 | ||
3.3. Транспортировка | 10204230 | 3523500 | 0 | 0 | 0 | 0 | 13727730 | ||
3.4. Утилизация отходов | 6370488 | 10850988 | 6370488 | 10850988 | 6370488 | 9154488 | 49967928 | ||
3.5. Многочисленные составляющие поставок вакцин, качества и логистики | 435000 | 13050000 | 870000 | 0 | 13050000 | 0 | 27405000 | ||
4 | Предоставление услуг | 4.1. Качество сессий | 6469668 | 6469668 | 6469668 | 6469668 | 6469668 | 6469668 | 38818008 |
4.2. Множество подкомпонентов предоставления услуг | 11300778 | 5097678 | 0 | 0 | 0 | 5097678 | 21496134 | ||
5 | Охват иммунизацией и ПППИ мониторинг | 5.1. Регистрация и отчетность | 913500 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 913500 |
5.2. Качество данных | 1696500 | 652500 | 0 | 652500 | 2349000 | 0 | 5350500 | ||
5.3. Мониторинг охвата и его использование | 0 | 13050000 | 13050000 | 0 | 13050000 | 0 | 39150000 | ||
5.4. Мониторинг ПППИ | 0 | 0 | 0 | 0 | 6076428 | 5097678 | 11174106 | ||
5.5. Многочисленные подкомпоненты охвата иммунизацией и мониторинга ПППИ | 64480920 | 0 | 63640500 | 21830040 | 0 | 1409400 | 151360860 | ||
6 | Надзор над ВУИ | 6.1. Выявление и реагирование | 0 | 0 | 0 | 0 | 1906083 | 1906083 | 3812166 |
6.2. Многочисленные подкомпоненты эпиднадзора за заболеваниями | 501120 | 9557298 | 5410878 | 5598798 | 9557298 | 5598798 | 36224190 | ||
7 | Создание спроса на вакцинацию | 7.1. Спрос | 2175000 | 0 | 0 | 4350000 | 0 | 0 | 6525000 |
7.2. Пропаганда и коммуникация | 24003126 | 47797800 | 41272 800 | 41272800 | 41586000 | 41272800 | 237205326 | ||
7.3. Вовлечение сообщества | 14755200 | 3793200 | 3793200 | 3793200 | 2923200 | 25543200 | 54601200 | ||
7.4. Многочисленные подкомпоненты формирования спроса | 349740 | 1148400 | 1148400 | 626400 | 1148400 | 1148400 | 5569740 | ||
Итого | 594411316 | 589511788 | 613911025 | 572450152 | 586054893 | 575797516 | 3532136690 |