00:11, 22 февраля 2025 Сб

«Часть изделий они купили с моим лейблом». Скандал с Yaka глазами автора продаваемых брендом вещей и не только

«Сердце кровью обливается»

Частный дом в верхней части Бишкека одновременно служит и мастерской. Здесь уже много лет Эльмира Суракматова с дочерью и невесткой занимаются любимым делом – создают с нуля тапочки, шляпки, сумки, одежду, умело комбинируя современный стиль с вековыми традициями кыргызской ремесленной культуры.

Начинали с войлока, затем перешли на пошив изделий, где есть элементы сайма – художественной вышивки. Отсюда и название марки – Ekish saima.

Этикетки с этим логотипом были и на некоторых моделях, которые Эльмира продала год назад. Как станет известно позже, их купили для реализации под брендом Yaka.

Дизайнер, чьи вещи носят звезды кыргызской эстрады и фешн-индустрии, говорит, что к ней не обращались с особым заказом для российской компании, никто не подписывал с ней соглашений, поэтому увидев свои разработки на сайте другой фирмы, она была шокирована.

Эльмира Суракматова. Эльмира Суракматова.

«Сразу позвонила посреднице, которая покупала мои работы тогда. Она мне сказала, что приобретает для реализации в Алматы и Москве. Меня никто не предупреждал, что их представят под другой маркой, да еще и пропишут авторские права на мой продукт. Эта посредница просто спросила тогда, что у меня есть нового из коллекции. Я показала только что созданные куртки-бомберы, брюки, еще несколько изделий. Она купила несколько товаров, на некоторых были мои лейблы, на совсем новые я тогда еще не успела нашить. Посредница говорит, что и для нее ситуация оказалась неожиданностью», – рассказала Эльмира Суракматова в эксклюзивном интервью редакции Азаттык Азия.

По словам Эльмиры, больше всего ее расстроило отношение бренда – как к кыргызской культуре, так и к ее труду.

«Я понимаю, что сама продала, они выкупили. Но я никогда прежде не сталкивалась с таким: чтобы мои работы кто-то выдавал за свои. И ладно если бы [просто] назвали своими. Непонимание ими значимости узоров, орнаментов для кыргызского народа – вот что огорчает больше всего. Когда я вижу, как в их магазине люди в обуви ходят по шырдакам (традиционные кыргызские войлочные ковры, – Ред.), у меня сердце кровью обливается. Про цены молчу. В Москве мою продукцию можно купить в павильоне «Кыргызстан» на ВДНХ, но даже там они продаются по куда более низкой цене», – признается мастерица.

Возмущение общественности в этой истории вызвало многое, например, то, что у Yaka белдемчи (распашной элемент женской одежды кочевников на широком поясе, носят поверх брюк или платья, – Ред.) названы юбками, а чапаны (утепленная верхняя одежда, – Ред.) – кимоно.

Удивил людей и дисклеймер на сайте компании, где указано, что бренд создан «в честь 100-летия образования Кыргызской Республики» (Кыргызская Республика появилась в августе 1991 года. В октябре 2024 года страна праздновала 100-летие образования Кара-Кыргызской автономной области, формирование которой сопровождалось ожесточенной борьбой).

Более того, на сайте есть раздел «Авторские права», в котором компания предупреждает, что «любые проявления копирования», а также имитирование «общей стилистической особенности продукта» станут для компании поводом для обращения в суд.

Владелица Yaka Анна Обыденова дала ситуации свое объяснение. Она заявила, что ее бренд «не просто бизнес на культуре» и художественные решения для его изделий созданы «по заказу» дизайнерами Кыргызстана. Об этом Обыденова написала в двух постах: от 17 и 18 февраля. Выдержки из документов, где были бы прописаны такие договоренности с мастерами, она не привела.

Авторское право и общественное достояние

В декабре 2012 года искусство изготовления кыргызских ковров шырдаков, которые можно найти на сайте Yaka, как и ала-кийиза (валяные войлочные ковры, – Ред.), было включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, что делает их общественным достоянием.

Согласно статье 8 Закона КР «Об авторском праве и смежных правах», произведения народного творчества, к которым относятся орнаменты и узоры, не могут быть объектами авторского права.

Партнер юридической фирмы «ARTE» Саодат Шакирова говорит, что обычно при заключении договора купли-продажи или поставки одежды, являющейся предметом дизайна, стороны специально оговаривают, будет ли продукция продаваться под оригинальным брендом или покупатель вправе использовать собственный.

Саодат Шакирова. Саодат Шакирова.

«При отсутствии такого условия в договоре, предмет дизайна должен использоваться с оригинальным брендом. Поэтому, на мой взгляд, тот покупатель, который перепродает купленный им предмет дизайна с собственным лейблом без согласия изготовителя, таким образом присваивает себе авторство и, соответственно, нарушает авторское право», - говорит Шакирова.

При этом юрист напоминает, что для защиты такого объекта авторского права не требуется регистрации или патента.

«Они охраняются законом в силу их создания и никаких формальностей для возникновения прав не требуется. Но если споры об авторстве все же возникают, то автор дизайна вправе доказывать свое авторство. Доказательством может служить, к примеру, участие в выставках, других публичных мероприятиях, рекламные кампании или публикации в соцсетях, которые показывают, что дизайнер разработал предмет дизайна. Также могут быть представлены эскизы, архивные фото- и видеозаписей, свидетельские показания», – сообщила Шакирова.

В случае с изделиями Эльмиры Суракматовой независимо установить ее авторство на практике несложно. К примеру, ее чапан в публикации от 10 сентября 2023 года практически идентичен одной из моделей «кимоно» Yaka.

Мастерица говорит, что обратилась с письмом к министру культуры, информации, информации, спорта и молодежной политики Кыргызстана, где приложила доказательства того, что реализуемые российским брендом вещи идентичны тем, которые когда-то создала она.

Заведующий юридическим отделом Минкультуры Кайнарбек Кулуев сообщил редакции Азаттык Азия, что ведомство уточняет «все нюансы».

«После изучения материалов можно будет что-то точно сказать. Видите, здесь вопрос сразу по нескольким направлениям: авторское право, охрана и защита культурного наследия, международные отношения и так далее. Нужно поднимать соглашения, мы должны точно знать, что именно Yaka запатентовали. Нужно опираться на официальные данные и факты, без эмоций», – пояснил он.

А 19 февраля на страницах министерства в соцсетях появилось заявление «о необходимости бережного отношения к объектам историко-культурного наследия», в котором ведомство призвало «все организации, предпринимателей и отдельных граждан к уважительному отношению к историко-культурному наследию КР». «Использование национальных узоров в коммерческих целях должно осуществляться с соблюдением этических принципов, норм национального законодательства, международных стандартов защиты культурного наследия, а также с учетом мнения экспертного сообщества», – подчеркивается в публикации.

«Воровство народного искусства с целью обогащения»

Многие в Кыргызстане реакцию министерства раскритиковали, назвав «замедленной» и «вялой».

Спор выплеснулся за пределы кыргызстанского сегмента соцсетей. В поддержку мастеров высказывались пользователи из других стран Центральной Азии, российской Сибири, других частей мира. Среди англоязычных пользователей завирусился TikTok-ролик автора под ником trashling, тоже обсуждавшей ситуацию с Yaka.

Но звучали и противоположные мнения, в том числе в Кыргызстане, – с критикой тех, кто выражал недовольство поведением российского бренда.

В целом, ситуация с Yaka вновь актуализировала в Центральной Азии проблему культурной апроприации. В 2023 году кыргызстанское издание cabar.asia писало об обеспокоенности специалистов тем, что культура стран региона используется «как средство коммерции и продвижения брендов» без учета исторического и социального контекстов, погружения в смыслы и идеи. Два года спустя руководитель отдела по культурному наследию и гуманитарным наукам Университета Центральной Азии, художница и активистка Алтын Капалова отмечает, что очень легко «делать стильные вещи за счет гения народных мастериц» и при этом «казаться (именно казаться) наполненными смыслами, тупо забрав себе значения, которые ткались из исторических событий, достижений, трагедий и лишений народа».

«Если бы не нужно было быть политкорректными, то это называлось бы «воровство народного искусства с целью личного обогащения»… Очень легко смотреть через колонизаторскую призму, которая позволяет использовать чужое, выдавая за свое, да еще и в коммерческих целях», – написала Капалова.

Председатель Ассоциации «Ремесленный Совет Кыргызстана» Нурзат Жээнбек кызы говорит, что разразившийся вокруг Yaka скандал – верхушка айсберга. По ее словам, жаратманы (с кырг. дословно «созидатель, креатор» – прим. ред.) страны многие годы пытаются достучаться до госструктур, чтобы добиться поддержки и защиты, в том числе правовой.

Нурзат Жээнбек кызы. Нурзат Жээнбек кызы.

«У нас, действительно, уникальные мастера, которые входят в список лучших ремесленников мира. Более 200 из них получили сертификаты знака качества WCC (World Crafts Council) и в этом плане в 2024 году мы стали лидерами среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а наши Нарынская и Иссык-Кульская области признаны этим советом мировыми центрами по изготовлению шырдаков и юрт соответственно. Вклад моих коллег в сохранение традиционного искусства страны, ее креативную экономику и имидж на международной арене огромен, но наши мастера не должны оставаться один на один с проблемами, без участия государства. Я сама являюсь мастерицей в пятом поколении и не понаслышке знаю, какой это тяжелый труд. Поэтому нельзя допускать, чтобы его присваивали и выдавали за свое», – говорит Нурзат Жээнбек кызы.

Работающий более 15 лет в сфере графического дизайна основатель MozgamiSchool Жусуп Тенти – автор книжной серии «Кыргызские узоры». В случае с зарубежными брендами, которые используют орнаменты другого народа, он обращает внимание на то, какой подход демонстрирует компания.

Жусуп Тенти. Жусуп Тенти.

«Многие мировые модные дома, те же Dior, Balenciaga, Hermes, используют и коммерциализируют национальные мотивы, но подают это правильно, расписывая значение того или иного символа, его историю и так далее. И у нас есть много отечественных брендов, которые массово продают вещи в этно-стиле всему миру, но делают это с уважением и не задевая чувств граждан. Никто не против. В случае же с Yaka или Vigo (еще один бренд, раскритикованный за культурную апроприацию кыргызских этно-мотивов, - Ред.) вызывает недоумение именно нейминг продуктов, что сразу показывает, насколько поверхностно они подошли к задаче. Как воспринимать то, что платок с нашими сакральными узорами называют «Лучше, чем твой бывший или бывшая»? Какой-то бутафорский подход. Смогут ли они объяснить смысл орнамента «Умай» или «Бугу»? Не думаю», – говорит Тенти.

В истории Кыргызстана действительно есть примеры успешной культурной коллаборации. В свое время американский модельер Донна Каран, основательница одноименной марки и DKNY, заказала линейку изделий из шелка и шерсти у мастеров из 7sisters («Семь сестер»).

Скандалы, связанные с культурной апроприацией, тоже не новое явление в мире. Все чаще обвиненные в этом бренды признают ошибку, соглашаясь изменить подход.

Но в Yaka решили пойти по иному пути. Владелица бренда в одном из недавних выступлений в ответ на критику упрекнула авторов комментариев в том, что они, по ее мнению, в недостаточной мере владеют русским языком.

«Глаза болят вас читать», – в частности сообщила она.

Миржан Балыбаев. Миржан Балыбаев.

«Когда у людей не остается аргументов, они переходят на личности, говоря о второстепенных и третьестепенных деталях. Причем тут язык?! В отличие от нее, критикующие ее свободно владеют как минимум двумя языками, а то и тремя. Ну, хорошо, напишем мы ей на кыргызском, а поймет ли она?» – говорит в связи с этим кыргызстанский медиааналитик Миржан Балыбаев.

Эксперт добавляет, что показательна и реакция в соцсетях сторонников владелицы бренда.

«Казалось бы, речь идет не о политике или войне, а о беспардонной попытке присвоить культурное наследие. И это задело не только граждан Кыргызстана, но и казахстанцев, а также россиян, в частности жителей Сибири. И когда мы праведно возмущаемся, они в ответ говорят: «Да вы должны быть благодарны». В этих комментаторах по-прежнему живут комплексы, и они не хотят мириться с тем, что с ними могут и имеют право спорить по таким вопросам и не только», – заключает Миржан Балыбаев.

Источник: Azattyk

up