21:38, 26 октября 2024 Сб

За последние 15 лет не было ни одного миллиардера до 30 лет, создавшего свое состояние самостоятельно, - Bloomberg

Телекоммуникационный магнат Ксавье Ниль прав, когда опасается упадка состояния, заработанного собственным трудом. Об этом сообщает Bloomberg.

Мы живем в мире непутевых детей. Новые миллиардеры накапливают больше богатства благодаря наследству, чем предпринимательству. Впервые за 15 лет среди самодельных миллиардеров нет ни одного в возрасте до 30 лет. А возмущение тем, что происходит в среде миллиардеров - или верхних 0,00003% - похоже, отражает то, что происходит дальше по лестнице после десятилетия роста цен на активы и слабой восходящей мобильности. Почти двое из трех миллениалов говорят, что их пенсионная безопасность зависит от того, сколько они унаследуют.

Именно поэтому новая книга интервью французского миллиардера Ксавье Ниеля о его пути от разрушительного аутсайдера, выступающего против истеблишмента, до обладателя состояния в 10,3 миллиарда долларов - увлекательное, хотя и тревожное чтение. Его история очень не похожа на историю американских технологических миллиардеров, которых он постоянно упоминает. После взлома ящиков платного телевидения в подростковом возрасте и рекламы услуг для взрослых на французском интернет-предшественнике Minitel - «школа была не по мне», - Ниэль выкатил свои танки на лужайку телекоммуникационного истеблишмента с недорогим универсальным широкополосным, телефонным и телевизионным сервисом, который сделал его богатым, но также вызвал гнев богатых представителей власти. Его кратковременное пребывание в тюрьме, связанное с доходами от пип-шоу, не способствовало его расположению к истеблишменту.

Анекдоты и жизненные уроки Нила покажутся вам знакомыми - больше «двигайся быстро и ломай вещи», чем отцовских советов по бизнесу, которые основатель Standard Oil Джон Д. Рокфеллер передал своему сыну более века назад. Однако он также открыто опасается, что является тем самым исключением, которое подтверждает правило: «С точки зрения статистики, это на уровне чудо».

Данные подтверждают это: если Германия могла бы использовать больше историй, подобных рассказу Ниля, то же самое могла бы сделать и Франция, где богатство миллиардеров выросло в эпоху Эммануэля Макрона без особого участия предпринимательства. Ручир Шарма, автор книги «Что пошло не так с капитализмом», подсчитал, что в 2023 году богатство французских миллиардеров увеличилось почти вдвое за пять лет и составило 21% валового внутреннего продукта. Наследница L’Oreal SA Франсуаза Бетанкур-Мейерс стоит около 2,7% французского ВВП; Глава LVMH SE Бернар Арно, чья дочь является партнером Ниля, стоит около 5%.

По мнению Ниеля, возрождение социальной мобильности - задача, которую лучше решать на начальном этапе, а не перекладывать на французское государство, чьи перераспределительные полномочия лучше справляются с ограничением влияния неравенства доходов, чем разделения богатства между поколениями. Поэтому он сосредоточился на поиске талантов вне элитного конвейера - «настоящая Франция: много разнообразия, выпускников школ и людей с ограниченными возможностями» - через школу компьютерных наук 42, агентство ангельских инвестиций Kima Ventures и стартап-инкубатор Station F. Не все ставки Ниеля прошли гладко, но они явно являются шагом в правильном направлении. Исследования показывают, что дети из малообеспеченных семей недостаточно представлены среди изобретателей, докторов наук и профессоров, что лишает страны потенциальных научных открытий и повышения производительности труда; отсутствие разнообразия среди инноваторов влияет на продукты, которые они изобретают.

Несмотря на то, что Ниль прав, уделяя особое внимание обеспечению равенства возможностей, он, возможно, слишком оптимистично оценивает конкурентные преимущества Франции и Европы в удержании талантов на родине без реформ, направленных на сокращение бюрократических проволочек и интеграцию рынков.

Показатели вызывают тревогу: В Европе сокращается количество сделок с венчурным капиталом, при этом фонды сосредотачиваются на существующих портфельных компаниях, а не на финансировании новых. Стартапы устремляются за Атлантику, где вероятность получения венчурного финансирования в первые пять лет существования компаний на 40 % выше. Необходимо также заполнить пробел в масштабировании. И все это происходит на фоне растущего налогового бремени на личное состояние и прибыль компаний. Ниэль отмечает, что во Франции сильны инженерные кадры, а мощь Alphabet Inc. будет сдерживаться регуляторами. Но глобальная борьба за ум кочевников становится все жестче.

Миллиардеры не часто пишут книги. Эта книга явно написана человеком, который уже построил империю и которому осталось заполнить еще несколько пробелов на карте, и в то время, когда миллиардеры не получают хорошей прессы, это хорошая история, которую можно рассказать налогоплательщикам, стартапам и политикам. И все же это крик в пустыне о предпринимательстве, который стоит услышать. Его вывод заключается в том, что ему «неприлично» много везет. Будет жаль, если она уже заканчивается для тех, кто хочет ему подражать.

up