06:23, 7 июля 2024 Вс

Переход на 12-летку. Главное из концепции Министерства образования

Министерство образования и науки разработало и вынесло на общественное обсуждение проект Концепции перехода на 12-летнее школьное образование в Кыргызстане. Редакция ознакомилась с документом и остановилась на главных моментах.

Готова ли инфраструктура?

При переходе к 12-летнему образованию встанет ряд вопросов по инфраструктуре, особенно в крупных городах. Только в подготовительный год в систему образования придут до 35-40 тысяч детей дополнительно, в дальнейшем ежегодный прирост учащихся может достигать 10 тысяч человек.

Для 100-процентного охвата детей с 6-летнего возраста потребуется 168 дополнительных школ с проектной мощностью 500 ученических мест, встанет и вопрос горячего питания в начальных классах.

Существует риск переполненности школ, особенно в городах Бишкеке и Оше, а также в районных центрах, где школы переполнены и уже работают в 2-3 смены.

В настоящее время проводится картирование школ с учетом трехлетних демографических прогнозов для каждой области и района. На основе полученных данных разрабатывается план строительства новых школ/пристроек. Выполнение этого плана будет являться критически важным для обеспечения перехода.

Для оснащения первых классов потребуется 6,8 тысячи класс-комплектов мебели и обеспечение учебным оборудованием для 5 тысяч 568 старших классов.

Сколько школ есть сейчас?

По республике функционирует 2 тысячи 173 государственных школы и 204 частных.

Всего на начало 2023/24 учебного года в 2 тысячах 377 школах обучалось 1 миллион 491 тысяча учащихся, включая подготовительные классы.

Планируемый переход на 12-летнее образование совпадает с продолжающимся и заметным ростом числа школьников — с 1,35 миллиона в 2020 году до 1,67 миллиона в 2029-м.

Как дела с дошкольниками?

Детские сады посещает 233,9 тысячи детей, охват составляет всего 28,3 процента. В 2023/24 учебном году в процесс предшкольной подготовки не вовлечены 35,6 тысячи детей.

Для обеспечения полного охвата детей 6-летнего возраста программой «Наристе» необходимо для 61 тысячи 293 ребят открыть 2 тысячи 452 класса и добавить учителям 15 часов учебной недельной нагрузки и, соответственно, предусмотреть дополнительное финансирование.

А кадров хватит?

В связи со значительным ростом числа детей увеличивается и число педагогов с 2020-го до 2024-го: с 8 тысяч 301 до 10 тысяч 426 в системе дошкольного образования и с 82 тысяч 55 до 93 тысяч 531 в системе школьного образования.

При переходе на 12-летку только в систему начального образования единовременно потребуется дополнительно 3,8 тысячи учителей.

«Вызывает ряд серьезных вопросов подготовка педагогов и повышение их квалификации. Как показывают отзывы директоров школ, многие выпускники вузов не соответствуют требованиям, предъявляемым к работникам образования. Потребуется пересмотр программ подготовки и переподготовки учителей в соответствии с новыми требованиями и обучение работников кафедр вузов, реализующих педагогические направления подготовки», — говорится в проекте концепции.

Что с учебниками?

В 2024 году началась работа по адаптации зарубежных учебников для школ Кыргызстана по предметам естественно-научного цикла на основе STEM-подхода с переводом на государственный и официальный языки.

Для обеспечения обновленного содержания в 12-летней школе необходима 100-процентная замена 17,4 миллиона учебников (12 учебников на 1 ученика) на 8,7 миллиарда сомов.

Учебники, которые входят в десятку лучших мировых образовательных систем, демонстрируют соответствие установленным стандартам, а также потребностям учителей и обучающихся. В них присутствуют междисциплинарные взаимосвязи, контент, моделирующий реальные жизненные ситуации, а также вызывающий стимул и мотивацию к обучающему процессу.

Как изменится структура?

В настоящее время в Кыргызстане реализуется структурная модель 4+5+2, то есть продолжительность обучения в начальной школе составляет 4 года, на ступени основного общего образования — 5 лет и 2 года отводится на завершение общего среднего образования.

Анализ структуры образования в странах, достигающих лучших результатов в образовании, показал, что наиболее распространенной является модель, базирующаяся на 6-летней начальной школе, отмечают в Минобразования.

В качестве наиболее актуальной для Кыргызстана предлагается рассматривать модель 6+3+3, в которой дополнительный год будет включен в начальную ступень обучения, и в систему школьного образования будут вовлечены дети 6-летнего возраста. Такой выбор объясняется необходимостью значительного повышения качества начального образования как основы для развития социальных навыков, функциональной грамотности и получения дальнейшего образования, а также выравнивания возможностей детей, имеющих разную дошкольную подготовку.

Прием детей в школу с 6 лет разгрузит детские сады и обеспечит больший охват дошкольным образованием детей 4-5 лет, что позволит развивать их когнитивные, социальные и творческие навыки с раннего возраста.

Модель 6+3+3 опирается на опыт таких стран, как Сингапур, Япония, Южная Корея, Китай, и других и названа в международной стандартной классификации образования самой распространенной в мире, отмечают в МОиН.

Что ждет учащихся?

В Минобразования утверждают, что при переходе на 12-летнюю систему школьного образования по модели 6+3+3 выпускной возраст обучающихся сохранится:

  • начальное общее образование: 1-6 классы (6-11 лет);
  • основное общее образование: 7-9 классы (12-14 лет);
  • среднее общее образование: 10-12 классы (15-17 лет).

Для перехода к 12-летнему обучению предлагаются две стратегии:

  • на основе последовательного ввода 12-летней программы на уровнях начального общего и среднего общего образования;
  • на основе одновременного начала перехода на всех ступенях школьного образования (начальной общей, основной общей и средней общей).

Первый вариант включает 1 переход из 1-го класса в 3-й в начальной школе в 2026/27 учебном году и переход из 9-го класса в 11-й в течение шести лет, начиная с 2028/29 учебного года.

Второй вариант рассматривает одновременное начало перехода на всех ступенях школьного образования (начальной общей, основной общей, средней общей).

Какие есть риски?

При первом варианте происходит постепенное и последовательное введение 12-летней программы; финансовая нагрузка распределяется на длительный период (2026-2031 годы); увеличивается время на поэтапную адаптацию и разработку новых образовательных программ и учебно-методических комплексов (УМК); имеется время для наблюдения, анализа и пересмотра опыта работы в общеобразовательных школах, внедряющих 12-летнее образование на основе Кембриджской программы и так далее.

Но при этом есть и риски:

— не вся инфраструктура и материально-техническое оснащение могут быть готовы принять соответствующее количество детей в начальные школы;

— недостаток подготовленных учителей начальных классов, так как увеличивается продолжительность начальной школы;

— увеличенная нагрузка на учащихся старших классов, которые за 2 года должны освоить трехлетнюю образовательную программу;

— требуется двухлетняя переходная программа для старшей школы на 6 лет;

— система начального общего и среднего общего образования должна быть подготовлена к удвоению контингента выпускников в 2032/33 учебном году.

Риски при переходе по второму варианту:

— отсутствует время на подготовку инфраструктуры и материально-технического оснащения для начальной школы, где увеличивается контингент обучающихся;

— недостаточно времени для подготовки новых учителей начальных классов и переподготовки имеющихся (обучать придется дважды — при введении новых учебников по Кембриджской программе и после обновления национального контента);

— в начальной школе УМК вводятся частично, вместо введения полного комплекса изменений как основы реформы школы;

— в основной и средней школах нужно выстраивать переходные программы;

— сложная схема переходов через класс на всех трех ступенях школьного образования создает значительные трудности для администраций школ;

— в процесс реформы будут вовлечены все педагогическое сообщество республики.

Сколько нужно денег?

Согласно справке-обоснованию, принятие этого проекта постановления кабинета министров потребует дополнительные 25,8 миллиарда сомов из республиканского бюджета. Из них:

— на 2025 год — 7,1 миллиарда сомов;

— на 2026 год — 7,5 миллиарда сомов;

— на 2027 год — 5,6 миллиарда сомов;

— на 2028 год — 5,6 миллиарда сомов.

Источник: 24.KG

up