16:14, 15 января 2025 Ср

ИИ может изменить ситуацию с коммуникацией для сотрудников с нейродивергенцией, - Fortune

Искусственный интеллект может изменить ситуацию с коммуникацией для сотрудников с нейродивергенцией. Такой прогноз приводит журнал Fortune.

Коммуникация на рабочем месте — сложная задача для любого человека: как убедиться, что ваш босс знает, чего вы достигли, и при этом не показаться хвастуном?

Как любезно передать корректирующую обратную связь непосредственному подчиненному?

А как быть со всем этим жаргоном - «двигать иглу» (сдвинуться с мертвой точки — прим.), «строить самолет, пока он летит» (принятие решений без подготовленного плана — прим.) и непрекращающимися разговорами о «задних» и «передних» горелках (задний или передний план — прим.) ?

Но для работников с нейродивергенцией умение ориентироваться в тонкостях общения на рабочем месте может стать ежедневным источником стресса и беспокойства.

Нейродивергенция (значение термина)

Нейродивергент — это немедицинский термин, который описывает людей, чей мозг по каким-то причинам развивается или работает иначе. Это означает, что у человека есть сильные стороны и проблемы, отличные от тех, чей мозг развивается или работает более типично. Хотя у некоторых людей с нейродивергенцией есть медицинские заболевания, она также встречается у людей, у которых медицинское состояние или диагноз не установлены.

Что означает нейродивергентность?

Термин «нейродивергентный» описывает людей, чьи мозговые различия влияют на то, как работает их мозг. Это означает, что у них есть сильные стороны и проблемы, отличные от тех, чей мозг не имеет таких различий. К возможным отличиям относятся медицинские нарушения, неспособность к обучению и другие заболевания. К сильным сторонам можно отнести лучшую память, способность мысленно представлять трехмерные (3D) объекты, способность решать в уме сложные математические задачи и многое другое.

Нейродивергент — это не медицинский термин. Это способ описания людей с помощью слов, отличных от «нормальный» и «ненормальный». Это важно, потому что не существует единого определения "нормы" для работы человеческого мозга.

Людей, не страдающих нейродивергенцией, называют «нейротипичными». Это означает, что на их сильные стороны и проблемы не влияют никакие различия, которые меняют работу их мозга.

Когда Билли Хендри, страдающего дислексией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и аутизмом, уволили с работы менеджера проектов в новозеландской компании, занимающейся информационными технологиями, он был обескуражен. В прошлом Хендри с трудом справлялся с некоторыми ключевыми задачами, необходимыми для получения работы: например, с написанием хорошо составленного сопроводительного письма и резюме, а также с общением с потенциальным работодателем по электронной почте.

«Я считаю, что умею очень хорошо проводить собеседования, но именно с продажей себя на листе бумаги у меня возникают трудности», - говорит он.

Но в этот раз, рассказывает он Fortune, у него было секретное оружие: ChatGPT.

С момента своего появления в ноябре 2022 года ChatGPT, Bard от Google и другие большие языковые модели, основанные на искусственном интеллекте, изменили наш подход к работе. Все больше людей с СДВГ, аутизмом и дислексией обращаются к этим инструментам для создания или доработки текстов — они помогают им ужиться в мире, который может быть неумолим к тем, чье поведение и стиль общения не соответствуют «нейротипичным». По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), каждый 50-й житель США страдает расстройством аутистического спектра и социальными, коммуникативными и поведенческими проблемами, с которыми оно может быть связано.

В кругах нейродивергентов часто обсуждают «маскировку» — подавление черт характера, чтобы вписаться в нормы рабочего места или общества, где доминируют нейротипичные люди, — как еще одно бремя, которое приходится нести нейродивергентам, когда они не должны этого делать. Но для Хендри использование искусственного интеллекта — это не попытка скрыть свою сущность.

«Я не верю в маскировку своей нейродивергенции», - говорит он. «Однако я бы сказал, что [ИИ] позволил мне легче общаться с окружающими».

Хендри и раньше пользовался такими онлайн-инструментами, как Grammarly, который проверяет и исправляет орфографические и грамматические ошибки, чтобы помочь ему писать, но инструменты с искусственным интеллектом сделали еще один шаг вперед. Он смог ввести в поле подсказок ChatGPT то, что он хотел бы включить в сопроводительное письмо вместе с резюме, и получил формулировку, которая подчеркивала его положительные стороны и давала рекрутерам понять, в чем заключаются его способности.

Хендри обнаружил, что ИИ иногда меняет тон, увеличивая громкость его восторгов по поводу возможности получить работу, например. «Кому это может быть интересно, я пишу, чтобы подать заявку на должность менеджера проекта» превратилась в «Уважаемый менеджер по найму, я рад подать заявку на должность менеджера проекта в вашей уважаемой организации».

Составленное искусственным интеллектом сопроводительное письмо Хендри позволило ему пройти собеседование в Министерстве бизнеса, инноваций и занятости Новой Зеландии. Там он успешно прошел собеседование и получил работу в качестве старшего координатора проектов. Но без помощи искусственного интеллекта, по его мнению, он бы даже не попал в комнату для собеседований.

На работе Хендри также использует ИИ для коммуникации, но гораздо более осторожно. Учитывая опасения по поводу случаев, когда сотрудники заносили конфиденциальные и служебные данные в генератор текста и теряли контроль над его использованием, Хендри предпочитает использовать его в качестве полировщика рабочей почты. У него есть Google Sheet с примерно 15 предопределенными ключевыми словами, которые он регулярно использует для запроса ChatGPT, начиная от «профессионального» и «вежливого» до «формального» и «прямого».

Вне работы инструмент также помогает Хендри в общении на свиданиях и в соцсетях.

«Я немного поиграл с «флиртом», который меньше связан с работой, но оказался весьма полезным. С аутизмом я не очень понимаю, как флиртовать, поэтому мне было полезно использовать это слово и подсказывать, что говорить», - говорит Б.Хендри.

Он может превратить три коротких предложения с просьбой встретиться за чашечкой кофе в уверенное, хотя, возможно, и слишком серьезное письмо с предложением о свидании, рассказывает он Fortune.

Дженнифер Кэрнс, страдающая аутизмом и СДВГ, говорит, что с помощью ChatGPT она добивается краткости в общении по электронной почте. Основательница движения Lady Rebel Club, группы творческих людей с нейродивергенцией или ограниченными возможностями, расположенной в Великобритании, Кэрнс говорит, что может завязать себя в узел, пытаясь отправить простую записку.

«Если я пишу письмо или пытаюсь придумать, что сказать, я могу все переосмыслить», - рассказывает она Fortune.

Кэрнс попросит инструмент искусственного интеллекта сгенерировать пять пунктов, которые она должна донести до читателя в электронном письме, и затем будет придерживаться их.

Кристина Филипп, старший цифровой стратег рекламного агентства Ogilvy в Берлине, страдающая СДВГ, говорит, что, по ее мнению, искусственный интеллект может снять часть тревоги при общении. Например, у нее была давняя проблема с арендодателем, и она воспользовалась ChatGPT, чтобы без эмоций изложить свое недовольство и просьбу устранить проблемы.

«Я пыталась написать это письмо несколько недель. С искусственным интеллектом это заняло несколько минут», - рассказывает она Fortune.

Филиппа рассказывает Fortune, что она нашла применение искусственному интеллекту, которое выходит за рамки общения. Она обнаружила, что он помогает ей не отвлекаться и не отвлекаться от текущей задачи. Впервые она воспользовалась этим инструментом, когда работала над проектом для клиента, который был полон сложного технического жаргона.

«Я понятия не имела, что это значит на самом деле. Я знала, что если я хочу закончить проект, то должна вникнуть во все его значения», - говорит она.

Проблема заключалась в том, что СДВГ может быстро завести людей в кроличьи норы: Филиппа беспокоилась, что она зациклится на том, чтобы знать все о технологии, вместо того чтобы собрать только то, что ей нужно знать для завершения проекта.

Поэтому она начала просить ChatGPT объяснить ей ключевые понятия в этой области, как если бы ей было 5 лет, обычная просьба. На самом деле она использовала следующую формулировку: «Объясните мне квантовые вычисления, как будто я в них новичок». Затем она попросила модель изучения большого языка дать обзор областей, которые ей следует изучить дальше, и структуру, в которой это можно сделать. По ее словам, весь процесс занял всего 20 минут, и она завершила проект, не отвлекаясь на что-то другое.

По словам Кэри Купера, профессора организационной психологии Манчестерского университета (Великобритания) и бывшего президента Чартерного института персонала и развития (CIPD), британской ассоциации кадровиков, большие языковые модели могут изменить ситуацию на рабочем месте для людей с нейродивергенцией.

«Для людей с аутизмом это было бы очень полезно», - говорит К.Купер. (У Купера есть внук с тяжелой формой аутизма: «У них нет недостатка в социальных навыках, но им трудно логически объединять конструкции»).

По словам Хендри, речь идет не о том, чтобы использовать ИИ для уклонения от работы или замены человеческого труда. Речь идет о том, чтобы помочь людям с нейродивергенцией выполнять свою работу наилучшим образом и преодолевать коммуникативные пробелы, с которыми многие из них сталкиваются.

«Я думаю, что многие люди, как и я, будут использовать его в качестве помощника, чтобы справиться со своей инвалидностью. Такие инструменты искусственного интеллекта, как ChatGPT и Google Bard дают мне возможность преодолеть эти пробелы, помогая мне легче ориентироваться в социальных ситуациях и потенциально уменьшая стигматизацию, которая часто сопутствует нейродивергентности», - говорит Хендри.

up