15:13, 30 мая 2024 Чт

Транспортный коллапс. Бишкекчанам предлагают еще немного потерпеть

Втиснуться или еще подождать? Такая мысль посещает, наверное, каждого, кто пользуется общественным транспортом в Бишкеке и его округе в последнее время. Хотя не факт, что следующая маршрутка или автобус будут более свободны или, вообще, приедут. Не спасает пока и то, что парк муниципального общественного транспорта немного пополнился. Когда для пассажиров, наконец, создадут человеческие условия?

Так получилось...

Ежегодно в сентябре на дорогах столицы Кыргызстана начинается транспортный коллапс: люди возвращаются на рабочие места после летних отпусков, у школьников и студентов начинаются занятия. В этом году недовольных на дорогах стало больше, на ситуацию повлияли несколько причин.

Во-первых, появилась отдельная полоса для общественного транспорта на улице Токомбаева, а вместе с ней изменили и работу светофоров. В муниципалитете уверены: городской транспорт, движущийся по специальным полосам, может успешно конкурировать с другими авто в час пик, что уменьшит время простоя в заторах и снизит пробки на дорогах.

По идее, это должно было стимулировать граждан пересаживаться на общественный транспорт. Однако из-за его нехватки произошло ровно наоборот. У кого есть возможность, тот перешел на личное авто, другим приходится долго ждать либо идти пешком. Автовладельцы тоже не перестают жаловаться на огромные пробки в обоих направлениях.

Хотя выделенные полосы — не первые в городе. Ранее их внедрили по улицам Киевской и Московской.

Во-вторых, часть маршруток заменили новыми автобусами, но и тут без проблем не обошлось. Горожане почти сразу стали сетовать на то, что автобусов не дождаться. В итоге чиновники были вынуждены попросить несколько бусиков остаться — для страховки, пока не скорректируют количество крупногабаритного транспорта. Освободить центр города от микроавтобусов в очередной раз теперь обещают в 2024 году.

Кроме того, чиновники наконец решили запретить наличную оплату в автобусах и троллейбусах, но о картах «Тулпар» своевременно не позаботились. Не во всех автобусах оказались и валидаторы для безналичного расчета. Однако установка оборудования, как оказалось, не решает вопрос полностью. Теперь, если валидатор перестает работать, автобус должен вернуться в автобазу для ремонта. Как быть пассажирам и вернут ли им деньги в этом случае, непонятно.

Логичнее, наверное, было бы внедрять новшества в начале лета, когда дороги не так загружены и пассажиропоток в разы меньше. При необходимости можно было бы внести какие-то изменения и к осени наладить процесс. Но получилось как всегда.

Кто и как планировал?

Председатель ассоциации «Альянс-Бус» Григорий Николаиди считает, что городские власти припозднились с подготовкой к поставкам 1 тысячи газовых автобусов. Начать, по его мнению, должны были еще прошлой осенью, а не когда пришли первые машины.

«Тысячу автобусов получить легко, а вот организовать их работу сложнее. Вот где требуется кропотливая работа, но исполнительный орган опаздывает, — считает Григорий Николаиди. — Создали комиссию, разделили по направлениям, и буквально за несколько дней она должна и схемы разработать, и тарифы предложить, и нормативные акты поменять. Сейчас элементарно даже заправок для 200 новых автобусов не хватает, график выхода на линию не всегда соблюдается: то друг за другом следом едут, то промежуток длинный».

Он подчеркнул, что поддерживает переход на крупногабаритный транспорт.

Мы, частники, совершенно не против того, чтобы у нас в городе ходили комфортабельные автобусы. Нам работы хватит и в жилмассивах, куда большеместный транспорт просто не заедет.

Григорий Николаиди

При этом он заметил, что по постановлению местного кенеша городские маршруты должны быть двузначными, но новым автобусам присвоили номера замененных маршрутов (к примеру, № 100, 105).

«Цель ведь была в том, чтобы горожанин с комфортом и за короткое время мог проехать от точки А до точки Б. Сейчас же умысел как будто просто убрать маршрутки, но автобусов на всех все равно не хватит, — сказалГригорий Николаиди. — На 100 тысяч населения нужно 100 автобусов, а у нас больше миллиона жителей. Даже если получим 1 тысячу машин, это не значит, что все они одновременно выйдут на линии, в лучшем случае до 750 с учетом коэффициента использования парка. Первый на ремонте, второй заболел, третий в отпуске и так далее. Выходит, что на всех машин все равно не хватит».

Несколько лет назад, по данным перевозчиков, в Бишкеке на линии выходило около 3 тысяч микроавтобусов. К настоящему времени осталось практически в два раза меньше. Кто уехал работать в Россию, кто перешел в Чуйскую область, кто просто сменил род деятельности.

«Нас с 2017 года пугают, что уберут маршрутки из столицы. Словно мы главное зло. Но сегодня бусы ездят до позднего вечера, а муниципального транспорта почти нет», — говорят перевозчики.

Что делать?

Как один из вариантов Григорий Николаиди предлагает создать условия для выбора горожанам: хотят ехать на автобусе за условные 20 сомов, пусть ждут. «Хотят быстрее доехать по сидячим местам на микроавтобусе за условные 40 сомов, пожалуйста. Не нужно придумывать велосипед, оставьте и троллейбусы с автобусами, и маршрутки, но с разной ценой, а люди сами выберут, на чем ехать, — отметил он. — Такой механизм уже был в советское время».

Вопрос повышения тарифов на проезд обсуждается уже не первый год. Недавно стало известно, что столичная мэрия предлагает повысить стоимость проезда в общественном транспорте до 20-22 сомов. Скорее всего, повышение коснется и маршруток.

Но если автобусы пока еще новые, то условия в бусиках нередко просто отвратительные — рваные сиденья, грязный салон без люков и форточек, а манера вождения и поведение водителей — вообще отдельный разговор. Как показывает практика, вряд ли это особо изменится после очередного увеличения тарифа и водители перестанут набивать авто до предела.

 

В инициативе Peshсom поддерживают выделение полос для общественного транспорта, но подчеркивают, что система должна быть связанной, а не вести из ниоткуда в никуда.

Автобусов и троллейбусов должно быть достаточно, они должны курсировать с четким интервалом времени, быть комфортными и доступными для всех горожан, включая маломобильных людей.

Замеры, проведенные Peshсom в 2021 году по улице Московской, показали, что благодаря выделенной полосе пассажиры троллейбуса № 4 сокращают свое время в пути в два раза.

При этом важно развивать не только общественный транспорт, но и вело- и пешеходную инфраструктуру, чтобы люди сокращали пользование автомобилями, считают урбанисты.

Еще немного подождать

И. о. вице-мэра города Максатбек Сазыкулов уверен, что люди перестанут жаловаться на ситуацию на дорогах, когда все запланированные автобусы выйдут на линии и будут выделенные полосы, а сейчас у нас пока переходный период.

«Бишкек никогда не получал такое количество общественного транспорта. Мы делаем постепенный ввод автобусов. Конечно, подстраховочные маршрутки тоже есть, пока мы полностью не покроем потребность в автобусах», — сказал он.

Чиновник отметил: основная жалоба жителей — по безналичному расчету, что это якобы неудобно. В первую неделю народ, по его словам, был психологически не готов, плюс карт «Тулпар» не хватало, но сейчас они имеются с запасом.

Максатбек Сазыкулов добавил, что частные перевозчики могут взять в лизинг какую-то часть новых автобусов.

На вопрос, связано ли это с нехваткой водителей, он ответил: «Не то, чтобы нам водителей не хватает. Хватает, дефицита нет. У нас налажена подготовка, мы встречались с руководителями автошкол, они готовы нарастить объемы. Просто мы не делимся. Допустим, ты маршруточник, я автобусник. Нет, у нас общая транспортная политика города. Мы работаем как единая команда».

Но вместе с тем появилась еще одна проблема. По данным пресс-службы мэрии, на дорогах участились аварии с участием новых автобусов. Директору Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия пришлось провести экстренное собрание среди водительского состава. Он поручил усилить практику при приеме новых водителей.

Очевидно, что горожанам пока придется запастись терпением и привыкать ходить пешком чаще и дольше.

Источник: 24.KG

up