04:21, 3 мая 2024 Пт

Проект модернизации аэропорта «Манас» оценивается в $400 млн, в конкурсе заинтересованы 10 иностранных компаний, - Центр ГЧП

В Центре государственно-частного партнёрства 11 августа прошла встреча с представителями СМИ на тему итогов работы учреждения за два года с момента принятия нового закона о ГЧП.

Директор Центра ГЧП Санжарбек Болотов в ходе сессии вопросов и ответов, прокомментировал вопрос Tazabek о текущем статусе проекта модернизации аэропорта «Манас».

«Кабинетом министров, руководством, рассматриваются разные варианты реализации проекта и вы понимаете, проект непростой — он действительно крупный госактив и большие инвестиции. И поэтому решение принимается не сразу, всё это согласуется. И на сегодняшний день однозначного решения нет, как это будет реализовано через конкурс или напрямую.

Но те инвестиционные предложения, которые были напрямую ранее с турецкими и другими компаниям на сегодняшний день, по нашей информации, уже не рассматриваются. Возможно есть и другие предложения, но наш проект, который мы готовили, он в силе», - ответил С.Болотов.

По словам директора Центра ГЧП, иностранные компании проявляют заинтересованность в проведении конкурса по выбору партнёра для модернизации воздушной гавани.

«Есть заинтересованность компаний участвовать в конкурсе. На наш взгляд это наиболее приемлемый вариант для нашей стороны, чтобы отобрать инвесторов через открытый прозрачный отбор и думаю в ближайшее время мы получим решение руководства о том, в каком формате данный проект будет реализован», - ответил С.Болотов.

В июне 2022 года, как сообщил С.Болотов, проводилась инвесторская конференции по итогам подготовки ТЭО по модернизации аэропорта «Манас».

Всего в потенциальном конкурсе, выразили желание участвовать компании из Германии, Южной Кореи, Индии, Аргентины, Франции, Турции, России, Сингапура и Малайзии.

«Поэтому мы считаем около 10 компаний заинтересованы и вы же понимаете, что за счёт конкуренции как раз таки могут быть получены лучшие условия для нашей стороны», - объяснил С.Болотов.

При модернизации аэропорта, как ответил директор Центра ГЧП, предполагается совместное управление аэропортом, условия которого будут определены соглашением.

«По большей части, операционной деятельностью будет заниматься инвестор, то есть он берёт не просто управление, а берёт на себя обязательства инвестировать по тем условиям, которые мы выставляем.

Это строительство и реконструкция ряда объектов — взлетно-посадочной полосы, реконструкция действующего терминала, строительство нового терминала, также строительство грузового терминала, парковочных зон и условия по увеличению пассажиропотока, открытию других авиарейсов. И за счёт этого мы будем оценивать его деятельность, ну это будет как его KPI.

И это всё временные отношения — сроки рассчитаны по итогам подготовки ТЭО, сумма инвестиций определена в порядке более 400 млн (долларов — прим.) согласно нашему ТЭО, но может быть и больше, инвестор может вложить больше — это не ограничивает его», - ответил С.Болотов.

Проект по модернизации «Манаса», как добавил директор Центра ГЧП, не предусматривает приватизации.

«Согласно закону и нашим принципам, и концепции ГЧП, приватизация у нас исключается законом. Поэтому это долгосрочные партнерские отношения между государством и бизнесом», - сказал руководитель Центра ГЧП.

Справка:

В июле 2022 года стало известно о переговорах Кабинета министров с турецкой компанией YDA Insaat. Планировалось, что компания за два года построит в аэропорте «Манас» взлетно-посадочную полосу и новый грузовой терминал. Позднее председатель кабмина Акылбек Жапаров сообщил, что правительство отказалось от соглашения с турецкой компаний, поскольку оно не полной мере отвечает интересам Кыргызской Республики.

На заседании инвестсовета при кабмине, в феврале 2023 года, А.Жапаров отметил, что переход на прямые переговоры с инвесторами был обусловлен стремлением IFC (Международная финансовая корпорация — прим.) провести конкурс только по аэропорту «Манас», в то время как Кыргызстан также настаивал на модернизации аэропорта «Ош».

«Просьба была правительства и к IFC, и к всем нашим донорам, чтобы мы модернизировали два аэропорта — «Ош» и «Бишкек». Нет, решили сперва давайте конкурс по «Манасу» сделаем, а потом не спеша «Ош» сделаем. Поэтому было принято перейти на прямые переговоры с инвесторами», - рассказал А.Жапаров.

up