В Кыргызстане с 1 января 2019 года вступил в силу новый закон. В нем есть статьи, касающиеся и проблемы общественного транспорта. Так, согласно новым нормам, за переполненность маршрутки водителя (физическое лицо) должны оштрафовать на 3 тысячи сомов, а руководство фирмы (юридическое лицо) - на 13 тысяч.
И без того недовольные своим положением водители микроавтобусов пришли в ярость, узнав о таком наказании. Они заявили, что если их начнут штрафовать, то через месяц в городе на рейс не выйдет ни одна маршрутка.
Как ранее заявил директор Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля Анарбек Бекмуратов, требования к водителям общественного транспорта регулируются статьей 134 ПДД:
Нарушение водителем требований относительно количества лиц, которые перевозятся транспортными средствами, работающими в режиме маршрутного такси, влечет наложение штрафа 2-й категории, а именно 3 тыс. сомов для физических лиц, а для юридических лиц 13 тыс. сомов". В пункте 16 указаны расчеты и формула. К примеру, на городские маршруты 0,2 кв. м, на пригородные маршрутки 0,33 кв. м на одного человека.
Стоит отметить, что эти расчеты делались еще в советские времена для общественного транспорта производства тех лет. Комплектация импортного транспорта, который прибывает в Кыргызстан, иная.
Редакция замерила, сколько стоячих мест предусмотрено для городских маршруток, исходя из официальных расчетов. Учитывая то, что расстояния между сиденьями в маршрутках разные, в среднем стоя могут ехать не более 8 человек.
Однако останавливать маршрутки посреди проезжей части ревизоры не осмелятся, чтобы не вызвать гнев пассажиров. Проверять собираются на конечных остановках, где обычно нет забитости, подпадающей под штраф.
По словам маршрутчиков, чтобы в день заработать 1,5 тысячи сомов, им приходится выходить на рейс с 5 утра и до 10 вечера. Расход солярки в день - примерно 30-35 литров по 45 сомов за литр. Учитывая существующий тариф, перевозка людей строго на местах никогда не оправдается.
"В утренние и вечерние часы пик бус вмещает в себя одновременно 30 человек. Днем в основном переполненности нет, в один конец едут до 20 человек. То есть можно посчитать, что зарабатываем мы немного. Еще нужно учитывать расходы на патент, амортизацию, текущий ремонт и штрафы. Не нарушить хотя бы раз в день не получается. Если не высадишь кого-то в неположенном месте, то народ начинает тебя оскорблять и ругаться. Поэтому нужно еще учитывать штрафы", - говорят они.
Водители согласны не брать лишних пассажиров и использовать только сидячие места, если стоимость проезда будет равна цене одного литра солярки, то есть 45 сомов в одну сторону. Тогда они обещают установить в бусах столько кресел, сколько позволит площадь, следить за состоянием транспорта и содержать его в чистоте.
Напомним, вопрос повышения тарифа на проезд маршрутчики поднимают постоянно. В прошлом году они даже устроили забастовку. Мэрия сначала пообещала им решить вопрос, а потом вдруг заявила, что на поводу у водителей не пойдет. В итоге проезд пообещали повысить на 2 сома.
Несмотря на постоянные жалобы на состояние маршруток, их забитость и остановки в неположенных местах, горожане продолжают ими пользоваться. Автобусные и троллейбусные линии не проложены во все части города, в частности в новостройки.
"Тем более что в новостройках дороги не смогут вместить крупногабаритный транспорт, там такие узкие улочки и ухабы, что автобус просто не проедет. Только мы, маршрутчики, перевозим жителей пригорода и периферии", - говорят водители.
Кроме того, имеющееся количество автобусов не сможет охватить весь город. Чтобы дождаться своей очереди и доехать сидя в автобусе или троллейбусе до работы, придется прождать минимум 2 часа. А это очереди на остановках и вновь недовольство общественности.
Кроме того, бишкекчане настолько отвыкли высаживаться на остановках, что вступают в словесную перепалку с водителями, если те отказываются остановить в неположенном месте. А проезд в автобусах и троллейбусах не предусматривает остановку "вон за тем перекрестком".