Накануне стало известно, что в аэропорту «Манас» сотрудники таможни по борьбе с контрабандой выявили факт нарушения таможенного законодательства ЕАЭС при ввозе двух вертолетов из Таджикистана.
Было установлено, что 17 августа 2021 года на таможенную территорию ЕАЭС в Кыргызстан из Душанбе прибыли вертолёты «Ми-8МТВ-1». Вертолеты предназначались для компании «Ф.С.Э.», однако, как отмечает таможня, воздушные суда прибыли без проведения каких-либо таможенных операций.
«Стоимость товара составляет 640 000 долларов США. Сумма ущерба, нанесенного государству, – 3 519 723,26 сома», - говорилось в сообщении ГТС.
На фотографиях бортовые номера были замазаны. Но на одном из снимков эти номера просматриваются — ER-MYA и ER-MGV.
Префикс ER означает регистрацию в Молдове. Об этом свидетельствует и изображение флага Молдовы на борту вертолетов.
В реестре воздушных судов Молдавии указаны оба вертолета — принадлежат компании Aeromarket Express.
Что известно об этих вертолетах?
Кыргызская таможня пишет, что вертолеты предназначались для компании, которую она не стала называть полностью, сократив название до «Ф.С.Э.». Под это подходит только одна кыргызстанская авиакомпания — «Флай Скай Эйрлайнс» (Fly Sky Airlines). Она внесена в реестр авиакомпаний Кыргызстана.
Согласно открытым данным, оба вертолета выпущены в советское время на Казанском вертолетном заводе, перепродавались одной компанией другой, использовались для полетов в том числе и в странах Азии и Африки.
Последние два года эксплуатировались в Индонезии Национальным советом по борьбе со стихийными бедствиями.
Но история одного из вертолетов весьма интересная.
Ми-8МТВ1, бортовой номер ER-MYA
Выпущен в 1991 году и сразу передан на баланс Северо-Кавказского управления гражданской авиации с бортовым номером RA-25492. В 90-х эксплуатировался Владикавказским авиационным предприятием (ФГУАП).
На одном из сайтов, посвященных авиации, сообщается, что вертолет с номером RA-25492 был задействован во время войны в Чечне и в конце 90-х получил повреждения после обстрела из крупнокалиберного пулемёта ДШК.
В середине 2000-х новый владелец — компания UTair — отправил вертолет в Африку для выполнения различных миссий ООН.
18 декабря 2007 года вертолет потерпел крушение в Демократической Республике Конго. Во время полета отказал левый двигатель, в связи с чем экипажу пришлось выполнять вынужденную посадку в горах. При посадке вертолет перевернулся, несущий винт был разбит, хвостовая часть отвалилась. На борту находились 11 человек — 6 пассажиров и 5 членов экипажа. В результате крушения погиб бортинженер.
Обломки вертолета авиакомпании UTair, который разбился в Конго // МАК
UTair восстановил вертолет и через несколько лет продал его молдавской компании Sky One, вертолет перерегистрирован под новым бортовым номером ER-MHW.
Затем владельцем указывается Aeromarket Express, который получил новый номер для вертолета — ER-MYA.
Два года назад вертолет отправился в Индонезию для помощи МЧС этой страны.
Ми-8МТВ1, бортовой номер ER-MGV
Был выпущен в 1982 году на Казанском вертолетном заводе. Эксплуатировался Вооруженными силами СССР и России.
В 2003 году перешел компании «Грузовые авиалинии Украины».
С 2013 года по 2015 год — компанией из Молдавии Sky One.
С 2019 года — компанией Aeromarket Express.
Последний эксплуатант — МЧС Индонезии.