Авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа» с 8 марта приостановили авиарейсы за рубеж, кроме Беларуси. Ранее все рейсы отменили авиакомпании S7 Airlines и Smartavia, в том числе и в Кыргызстан. «Аэрофлот» 8 марта выполнит последний рейс и вернет деньги за билеты, купленные следующие рейсы.
За последние четыре дня стоимость билетов выросла на 15-20%, десятки мигрантов из Кыргызстана не могут вернуться на родину.
Валерия Боброва, руководитель бишкекского туристического агентства Tez Group, в начале февраля улетела на отдых в Доминиканскую республику. Билеты она купила у российского «Аэрофлота», поэтому возвращалась через Москву, что создало некоторые проблемы:
Валерия Боброва
«Ситуация осложнилась, когда сообщили об ограничениях для российских авиакомпаний в связи с введением санкций. Во время пандемии было так же. Чтобы добраться из Доминиканской Республики в Москву, поменяла билет на день вперед и прилетела в Москву последним самолетом. Из Москвы несложно было вернуться, но стоимость билетов выросла. Российская компания, у которой мы купили билеты, не оставила своих клиентов на улице и отправила самолеты без пассажиров. Но рейсы потом поменялись. Среди нас были те, кому надо было лететь в Нур-Султан, им поменяли билеты, они улетели в другие города Казахстана и были вынуждены через них возвращаться в Нур-Султан. Были те, кто опасался и спрашивал: «Мы так и не улетим?».
Международный аэропорт «Манас» работает с пятью российскими авиакомпаниями. Две из них приостановили работу с 8 марта. Остальные три не отменяли свои рейсы в Кыргызстан.
Однако компания S7 Airlines отказывается возвращать деньги за билеты и предлагает ваучерную систему. Сейчас в крупные города России рейсы совершает частная кыргызстанская компания «Авиатрафик». Такая ситуация стала причиной подорожания билетов за последние четыре дня.
Нина Червинская работает в одной из авиакасс, она сообщила, что продажи билетов временно приостановлены:
Нина Червинская
«Раньше билеты по направлению Москва – Бишкек или Бишкек – Москва стоили 230 долларов, теперь 390 долларов. В обе стороны, Бишкек – Москва – Бишкек, стоит 730 долларов. Большинство людей уходят сразу, как узнают цену. Мы надеемся, что дороговизна – это временное явление. Есть еще три российские авиакомпании, которые не прекратили перелеты, но мы опасаемся продавать их билеты. Если не полетят, то возникнет много проблем. Очень много кыргызстанцев, которые занимаются предпринимательством в крупных городах России и постоянно встречаются с бизнес-партнерами. Да и к тому же есть соотечественники, работающие в Москве или Питере, а семьи находятся в Кыргызстане. В-первую очередь, тяжело им».
Международный аэропорт «Манас» работает с авиакомпаниями ОАЭ, Турции и постсоветских стран. Также нет проблем с полетами в европейские страны.
Большинство пассажиров летают в Европу через Турцию.
Мигрантов из Кыргызстана обеспокоили снижение курса рубля и конфликт между Россией и Украиной. Когда стоимость билетов возросла и их стало не хватать, некоторые стали прилетать в Ош и уже оттуда добираться до Бишкека.
По неофициальным данным, в России работает более 1 млн кыргызстанцев. Большинство прилетает на родину 2-3 раза в год. Последние события заставили их искать другие пути возвращения домой.
Старший брат Айбека Аширбаева почти год живет и работает в Санкт-Петербурге. С обвалом курса рубля размер его зарплаты стал неудовлетворительным:
«Курс рубля упал. Мой брат намеревается вернуться в Кыргызстан и работать тут. Хотел купить билет, но он стоит более 60 тысяч сомов. Это больше чем он зарабатывает за месяц. Он поговорил с нами и решил выехать на легковой машине. Но как он приедет через Казахстан? Пропустят ли на границе? Если все будет так плохо, то придется на все имеющиеся деньги купить билет и лететь на самолете».
Стало известно, что государственное предприятие «Кыргыз темир жолу» намерено возобновить пассажирские перевозки по железной дороге, которые были приостановлены в связи с пандемией коронавируса.
Специалист госпредприятия Бакай Бекбергенов сообщил, что стоимость билета до Москвы вырастет с 13 тысяч сомов до 22-36 тысяч:
Бакай Бекбергенов
«В России есть Федеральный штаб по борьбе с коронавирусом. Если они вынесут заключение, что можно возобновить железнодорожные рейсы из Кыргызстана, то «Российские железные дороги» могут дать разрешение. Пока их штаб молчит. Они смотрят на распространение COVID-19 в нашей стране и результаты борьбы с ним. Мы начали предварительную работу, надеясь, что возобновятся железнодорожные рейсы. Цена на одного человека в плацкарт выросла до 22 тысяч сомов, в купе – до 36 тысяч сомов. Но на подготовку нам нужно от одного месяца до 90 дней. Потому что нелегко восстановить систему, которая не работала 2 года. До пандемии билеты по направлению Бишкек-Москва стоили 12-13 тысяч сомов в плацкарт, а в купе – 20 тысяч сомов. Теперь подорожает в два раза. Если будут хорошие договоренности с российской стороной, то стоимость билетов могут снизить и они будут дешевле».
ГП «Кыргыз темир жолу» прекратило осуществление международных пассажирских перевозок с 17 марта 2020 года, с февраля этого года предприятие начало вести переговоры с Россией. Казахстан разрешил пропускать поезда транзитом.
Представитель Министерства транспорта Узбекистана заявил «Озодлику», что складывающаяся ситуация сильно ударила по авиации стран Центральной Азии.
«Как я знаю, российские компании перестали использовать европейские самолеты. Но на территории Узбекистана международные лизинговые компании не просили вернуть их самолеты. Я знаю, что в Таджикистане есть как минимум один российский самолет. Но официальный Душанбе опасается брать его под арест», – говорит чиновник.
По мнению узбекского специалиста по вопросам авиации, пожелавшего остаться неизвестным, в связи с санкциями Boeing, Airbus и других лизинговых компаний, использование арендованных европейских самолетов стало невозможным:
«После санкций на территории Узбекистана не приземлялись такие самолеты. Потому что они не застрахованы. Большинство представителей гражданской авиации России заключили договоры о страховании с западными компаниями и прекратили сотрудничество с российскими. Не важно, самолет арендован или нет. Будь то самолеты Boeing, Airbus или российские лайнеры, они не могут летать без страховки. По международным законам запрещено летать без страховки».
Предприятие «Узавиация» 7 марта сообщило о прекращении рейсов в Узбекистан российских компаний Smartavia и iFly. По официальным данным, компания Smartavia приостанавливает рейсы по направлению Москва – Ургенч – Москва. А iFly на неопределенный срок отменила все свои рейсы в Узбекистан.
Ранее о прекращении полетов сообщили компании «Аэрофлот», «Россия», «Аврора» и S7.
В то же время наблюдатели отмечают, что для Национальной авиакомпании Узбекистана открылись большие возможности:
«Если в национальной авиакомпании и Министерстве транспорта остались те, кто хоть немного понимает суть предпринимательства, то надо пользоваться этой ситуацией и резко увеличить количество рейсов в Россию. Если не могут, то правильнее искать пути для использования самолетов, переставших летать в России. Но не верю, что власть имущие в Узбекистане, погрязшие в коррупции, смогут реализовать такой бизнес проект».
В связи с последними событиями выросли и цены на авиабилеты. Радио «Озодлик» обратилось в Минтранс РУз и компанию «Узбекские авиалинии» с просьбой разъяснить как миллионы граждан Узбекистана смогут вернуться домой из России. Узбекские чиновники ответили, что у них нет информации по поводу снижения стоимости авиабилетов.
Азербайджанское государственное информационное агентство AzerTaс сообщает, что с 6 марта авиакомпании Azerbaycan Airlines и Buta Airways отменили все рейсы в Россию.
«Пассажиры отмененных рейсов могут изменить дату вылета или сдать билеты», – говорится в сообщении.
Согласно информации, в связи со сложностями в международных перелетах российские компании на неопределенный срок отменили рейсы в Азербайджан.
Азербайджанская служба Азаттыка сообщила, что на ситуацию также повлияли последние изменения в системе международного страхования в связи с санкциями. Изменения затронули деятельность национальной авиакомпании Азербайджана. Отмечается, что национальная авиакомпания и страховые компании должны тщательно проанализировать ситуацию, оценить все отрицательные и положительные стороны, и изучить все возможные изменения в их политике.
Государственное предприятие «Росавиация» рекомендовала российским авиакомпаниям с 6 марта прекратить все международные перелеты. Такое предложение в основном озвучено для тех компаний, которые взяли в лизинг самолеты.
Крупные производители самолетов Boeing и Airbus с 28 февраля прекратили сотрудничество с Россией и закрыли офисы в этой стране.
Большую часть своих самолетов Россия покупала именно у этих компаний. Из общего числа самолетов гражданской авиации 332 было произведено компанией Boeing, а 304 – Airbus.
Как только финансовые санкции вступили в силу, западные лизинговые компании отменили договоры с российскими авиакомпаниями и потребовали вернуть самолеты, полученные в аренду.
По данным агентства Reuters, в России арендовано 777 самолетов гражданской авиации из 980. Большинство принадлежит лизинговым компаниям AerCap (AER.N) из Ирландии и Air Lease (AL.N), расположенной в США.
Владельцы самолетов требуют их возвращения. Вместе с этим они обратились в страны Евросоюза арестовать эти самолеты на основании санкций, если российские компании продолжат их использовать.
Евросоюз закрыл небо для российских авиакомпаний после того, как 28 февраля Россия ввела свои войска в Украину. США поддержали это решение, ранее авиаперелеты из России запретила Великобритания.
В ответ на эти санкции федеральное агентство воздушного транспорта «Росиавиация» запретила самолетам из стран Евросоюза летать через территорию России.