19:39, 21 января 2025 Вт

В Казахстане 464 человека взяты под стражу как подозреваемые по делам о «терроризме» и «беспорядках»

819 уголовных дел расследует Ггенеральная прокуратура Казахстана после январских событий в стране, когда массовые антиправительственные протесты обернулись в нескольких городах беспорядками и погромами. Об этом сообщил на брифинге 22 января Елдос Килымжанов, заместитель начальника первой службы Генпрокуратуры.

Килымжанов привел цифры: 45 дел расследуются «по актам терроризма» (власти страны заявили об «атаках международных банд террористов», 36 – по «массовым беспорядкам», 15 – по фактам убийств. Другие дела заведены в связи с грабежами, кражами, хищениями оружия и применения насилия в отношении представителей власти.

В прокуратуре сообщили о задержании 970 подозреваемых по уголовным делам. «Наибольшее число арестованных – 464 – приходится на дела по терроризму и массовым беспорядкам. 226 человек задержаны по фактам краж, 60 – за незаконное ношение и хранение оружия, 39 – за хищение оружия, 25 – по фактам хулиганств, 21 – за грабеж. При этом по одному уголовному делу могут задерживать несколько соучастников», – сказал Елдос Килымжанов, добавив, что цифры не являются окончательными.

Суды отказали в избрании меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении 29 задержанных. После проверок мест предварительного содержания «из-за отсутствия основания для задержания» из изоляторов были освобождены 96 человек.

Ранее правозащитники выразили обеспокоенность отсутствием информации о судьбе задержанных и призвали власти Казахстана раскрыть все имеющиеся данные, отпустить незаконно удерживаемых людей и уважать права человека.

22 января в Генпрокуратуре сообщили, что среди помещенных в следственный изолятор установили 73 человека с телесными повреждениями. Троим из них изменили меру пресечения, они сейчас не под стражей, сообщил Килымжанов. 29 человек с огнестрельными ранениями после вмешательства прокуратуры госпитализировали в городские больницы, добавил он. 41 подследственный получает лечение в стенах СИЗО.

По словам Килымжанова, в настоящее время расследуется 16 уголовных дел по фактам смерти, пыток и нарушения прав задержанных за участие в январских событиях. Прокуроры получили 91 жалобы на пытки и нарушение прав задержанных, по 19 жалобам «информация не подтвердилась», 56 жалоб на стадии рассмотрения, заявил Килымжанов.

Правозащитные группы беспокоятся из-за отсутствия прозрачности в предоставлении информации о событиях, имевших место в стране в первую неделю января. Они говорят, что под стражу помещают гражданских активистов, которые выходили на мирные протесты и не имеют отношения к вспышке насилия.

Январские события начались в Казахстане с протестов на западе страны, поводом для которых послужило резкое повышение цен на газ. Митинги охватили большинство регионов, к экономическим требованиям добавились требования о реформах в жестко контролируемой стране. Люди требовали ухода из политики бывшего президента Нурсултана Назарбаева, отставки его ставленника Касым-Жомарта Токаева и назначения новых демократических выборов. В нескольких городах протесты обернулись беспорядками и погромами, власти использовали для подавления летальное оружие. По официальным данным, погибли не менее 225 человек, в том числе 19 силовиков. Часть жертв власти идентифицировали как «вооруженных бандитов» и «террористов», на которых возложили ответственность за беспорядки. Точное число жертв среди мирного населения не названо.

20 января Европарламент принял резолюцию по январским событиям в Казахстане, в которой осуждает массовые акты насилия, вспыхнувшие после мирных протестов, и призывает Нур-Султан воздержаться от слишком широкого применения обвинений в «терроризме». В документе из 27 пунктов содержатся призывы прекратить политически мотивированные преследования граждан и общественных объединений, освободить произвольно задержанных граждан, не препятствовать мирным собраниям, положить конец безосновательным арестам и пыткам в Казахстане. Европейские депутаты призвали «ввести целенаправленные санкции в отношении высокопоставленных должностных лиц Казахстана, ответственных за серьезные нарушения, совершённые во время протестов в январе 2022 года.