13:49, 19 марта 2024 Вт

Подъем энергетики вручную

Подъем энергетики вручную — Today.kg

Итак, вопрос о повышении тарифов на электроэнергию для населения по предложению президента КР отложен до 2022 года. Хотя в апреле он же выступал инициатором изменения цен.  В чём причина? Может быть, Садыр Жапаров отказался от непопулярной меры из-за возможной негативной реакции населения? В общественное сознание в последнее время планомерно вбрасывались слухи о том, что недовольные граждане могут выйти на акции протеста. Но все массовые мероприятия во всём мире всегда кто-то организовывает, поддерживает и проплачивает. Так что заинтересованные лица, которым не нравится политика президента, вполне могли использовать часть протестных настроений в своих интересах. Но в целом кредит доверия к новой власти ещё достаточно высок, поэтому опасность протестных выступлений несколько преувеличена.

А может быть, Садыр Жапаров более тщательно изучил проблемы электроэнергетики, особенно после инцидента в июне на встрече с бизнес-сообществом? Телезрители всего Кыргызстана увидели в прямом эфире, что многие вопросы глава государства до сих пор вынужден решать лично, в ручном режиме. Министерство энергетики по сути саботировало указание президента, данное ещё осенью 2020 года, о заключении договора с владельцем частных миниГЭС. Некоторые чиновники энергично доказывают, что в электроэнергетике кризис. Про маловодье жителям Кыргызстана они рассказывают ежегодно вот уже 30 лет. И в этой ситуации владелец миниГЭС вынужден обивать пороги ведомств, чтобы хоть как-то возместить свои инвестиции. Электричество никому не нужно? В период регулярных отключений? Так есть кризис или нет? Или дело в распределении, а не в недостатке электроэнергии?

В Кыргызстане сейчас работают около 20 частных распределительных  энергопредприятий. У них, как рассказывают потребители, не бывает неожиданных отключений, нет долгов по оплате за электричество, технические потери составляют в среднем 5,5%. При этом они за свой счёт устанавливают электролинии , счётчики и трансформаторы и исправно платят налоги. А  покупной тариф для них установлен Государственным агентством по контролю за топливно-энергетическим комплексом и составляет в среднем 112 тыйин/кВтч (без учёта налогов).

 

Для сравнения так называемые государственные распредкомпании покупают 1 кВтч в среднем по 44,6 тыйина. Почему «так называемые»? Потому что по бумагам это акционерные общества с частной формой собственности, где есть значительная доля госсобственности. То есть, по существу, это тоже частные предприятия. И они тоже посредники между производителем электроэнергии и потребителем. Так вот, «частники» имеют долю всего 6% от всего объёма проданной в стране электроэнергии. Из-за разницы цен за этот объём они заплатили производителю на 500 с лишним миллионов сомов больше, чем если бы эту электроэнергию купили «государственные» компании. Всего лишь за 6%! А если долю «частных» компаний увеличить? Такая идея уже была в 2014 году, когда Совет обороны (сейчас Совет безопасности) рекомендовал Министерству энергетики шире использовать положительный опыт деятельности «частных» энергокомпаний. Поручение так и не было выполнено.

Потери «государственных» компаний составляют около 12% (из 94% , которые они продают). Долги за неоплаченное электричество превысили 1,5 млрд сомов. Возникают вопросы – почему в одной стране, в одних условиях, в одной отрасли, один и тот же народ работает с такими разными результатами? Может быть, дело в организации управления?  А что, если увеличить долю «частных» предприятий хотя бы до 40-50%? Они работают эффективнее. Небытовые потребители (читай, бизнесмены) предпочитают иметь дело с ними, потому что они не отрубают свет в самое неподходящее время, на аварии реагируют оперативно, и вообще несут ответственность. И само главное – они покупают электричество дороже, и в казну попадёт гораздо больше денег. Может тогда не нужно будет повышать тарифы?

Садыру Жапарову ещё довольно часто приходится решать вопросы в ручном режиме. Основы для эффективного госуправления создаются по результатам реформы законодательства. Но это долгий процесс, а мировой финансовый кризис уже на пороге. Некоторые аналитики обещают проблемы уже этой осенью. И самое главное сейчас – подготовиться к предстоящим трудностям и преодолеть барьеры, созданные коррупционерами. Команда президента, мягко говоря, ещё не готова бороться с опытными аппаратными саботажниками. Однако, опыт - дело наживное. «Частные» энергораспределительные предприятия предлагают для эффективного государственного управления свой позитивный опыт. Часть функций создаваемой системы управления отраслью они могут взять на себя. Решается сразу несколько проблем – ликвидация отключений электричества, выплата налогов, собираемость оплаты и улучшение обслуживания клиентов. В идеале часть процессов в этом случае попадает под автоматическое достижение результатов, которые сейчас приходится выполнять вручную.

Автор: Алиса Жумаева
Источник: www.01.kg 

up