Российское издание в сфере высоких технологий Cnews опубликовало аналитический материал о рынке мобильной связи в Кыргызстане. В публикации издание ссылается на исследование британского портала Cable.co.uk по сравнению цен на мобильный интернет в странах мира.
Так, по дешевизне мобильного интернета, Кыргызстан занимает 2 место в мире. На телеком-рынке страны представлены 4 мобильных оператора, 3 из них обеспечивают доступ населения к интернету.
Сколько стоит мобильный интернет
Британский аналитический портал Cable.co.uk сравнил цены на мобильный интернет в мире.
Издание проанализировало более 6 тыс. тарифных планов в 230 странах мира. Целью исследования было узнать — где самые дешевые гигабайты.
По итогам, страной с самым доступным мобильным интернетом был признан Израиль, где стоимость 1 ГБ составляет 5 центов.
Кыргызстан занял 2 место в мировом рейтинге и 1 среди стран СНГ по дешевизне мобильного интернета. Согласно исследованию, 1 ГБ мобильного интернета в Кыргызстане стоит 15 центов. А с 2018 года цена на гигабайт мобильного интернета в Кыргызстане снизилась на 44,4% (с 27 центов).
«Имея минимальную, хотя и растущую, фиксированную связь по всей стране, Кыргызстан в значительной степени полагается на предоставление мобильного интернета», — отмечается в исследовании.
Мобильный Кыргызстан
Быстрое развитие мобильного интернета в Кыргызстане обусловлено рядом факторов. Горный рельеф республики и низкоэтажная застройка делает невозможным массовое распространение фиксированного интернета. Стоимость подведения канала связи для широкополосного выхода в сеть, в условиях того же города Ош или некоторых районов Бишкека — слишком дорогое удовольствие.
В частном секторе, для обеспечения интернетом одной семьи, необходимо подвести отдельный канал к каждому жилому дому, что намного дороже, чем разводить сеть по многоэтажному комплексу.
Расходы по подведению фиксированного интернета в населенные пункты горной местности еще выше. В таких условиях остается одна альтернатива — это мобильный интернет.
Таким образом, доступ к интернету, во-многом, обеспечивается телеком-операторами. В Кыргызстане с населением 6,6 млн человек покрытие сетью обеспечивают 3 сотовых оператора, 2 из которых — международные компании.
Телеком-операторы являются крупнейшими налогоплательщиками Кыргызстана. Только с начала текущего года в совокупности они пополнили государственную казну на 3,1 млрд сомов или $37 млн в виде налогов и обязательных платежей. Это составляет более 8,1% всех доходов бюджета в рассматриваемом периоде.
Появление иностранных инвесторов на местном телеком-рынке связано с господдержкой сотовых операторов путем либерализации отрасли.
В результате основной частотный ресурс Кыргызстана в диапазоне 4G распределен между тремя операторами: 47% частот принадлежит государственным операторам MegaCom и «KT-Мобайл» (в настоящее время компания не оказывает услуги населению), 37% в распоряжении О! (казахский оператор «Нур Телеком») и 16% у Beeline («Скай Мобайл», с 2010 года входит в международную группу Veon).
Стратегии продвижения на рынке этих телеком-компаний совершенно разные. К примеру, компания О! начинала с агрессивного наращивания абонентской базы посредством демпинга цен. Госоператор MegaCom обеспечивает связью государственные компании, поддерживает реализацию госпрограмм в телеком-сфере.
Beeline позиционирует себя как оператор, который заботится о своих абонентах. Компания работает над сервисом и качеством предоставляемых услуг.
Различия в направлениях развития телеком-компаний Кыргызстана позволяют обеспечивать мобильной связью всю страну. По данным Государственного агентства связи (ГАС), мобильные услуги предоставляются 99,25% населения.
Кыргызстан уходит в мобильный интернет
Доступ к мобильному интернету — один из самых быстро развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка республики. Популяризация интернет-услуг в регионе совпала с расширением зоны покрытия сотовой связью. Повсеместно наблюдается рост спроса и возможностей по использованию мобильных технологий для доступа к беспроводному интернету практически в любой точке Кыргызстана.
Развитие мобильного интернета привело к трансформации традиционных услуг связи. Как сообщает ГАС, в последние годы происходит сокращение объемов голосового, СМС и ММС трафиков и повышается спрос на альтернативные инструменты коммуникации, такие как WhatsApp, Telegram и др.
Вместе с тем, кыргызстанцы не просто массово уходят в интернет, они еще и лидируют по количеству потребляемых гигабайтов. Согласно исследованиям, в среднем каждый абонент потребляет 20 ГБ в месяц. По данным одного из операторов, 99% пользователей хотя бы раз в 30 дней заходят в YouTube. По мировым меркам это очень много — далеко не каждый житель планеты может позволить себе такое.
Так в Экваториальной Гвинее, 1 ГБ мобильного интернета стоит $50. При таких ценах, привычный интернет-стриминг среднестатистическому кыргызстанцу обходился бы в $1000 в месяц, в то время как сейчас он тратит на это $3,5 в месяц — стоимость трех чашек кофе. Причем такая цена актуальна для столицы, в регионах стоимость мобильного интернета может быть еще ниже.
Невысокая стоимость мобильного интернета объясняется динамичной информационной средой и недорогим рынком смартфонов по сравнению с соседними странами. Это связано с тем, что рынок либерализован. Комплекс этих факторов и стимулирует развитие телеком-индустрии Кыргызстана.
Конкуренция на рынке
Еще одна причина развития отрасли — конкурентная среда, в которой операторы, снижают цены на ряд предоставляемых услуг для привлечения абонентов.
Одни за относительно небольшую плату предлагают абонентам безлимитный выход в интернет. Казалось бы, пользователи должны быть в восторге. Но у всего есть обратная сторона, и у такого «демпинга» — качество трафика. Сравнительно дешевые тарифные планы и открывают пользователям доступ на большое число социальных сетей, при этом безлимит, имеет свои ограничения. Они связаны с нагрузкой на сеть.
Поскольку пропускная способность у базовых станций фиксированная, когда отдельные абоненты потребляют объемы трафика выше среднестатистических, скорость трафика снижается у всех клиентов. Это называется «Политика справедливого пользования». Она предполагает, что все клиенты имеют равные права на получение услуг мобильной связи и интернета.
Другие операторы не предоставляют безлимитные пакеты, фокусируясь на качестве и прозрачности тарификации. Это объясняется разными подходами к ведению бизнеса. Завоевывать рынок и внимание абонентов можно по-разному: демпингом цен или предоставлением услуг по обоснованной цене. Либо можно придерживаться тактики сохранения оптимального баланса «цена-качество», при которой оператор не предлагает бесплатных услуг, ведь у всего есть своя себестоимость. При таком подходе, у операторов появляется возможность инвестировать в развитие сети и обеспечивать высокий уровень качества связи и мобильного интернета.
Развитие мобильной связи
Компании постоянно инвестируют в развитие сети, дабы обеспечить высокий уровень качества связи и мобильного интернета. Инвестиции составляют $50-70 тыс. в год на одну базовую станцию. Ежегодные вложения всех операторов связи в установку новых и апгрейд существующих базовых станций, каналов связи и ПО для управления сетью оценивается в $40 млн.
Одним из поставщиков оборудования для базовых станций в Кыргызстан выступает компания Huawei. По словам гендиректора Huawei Bishkek Technologies Сяоньэн Чен, с помощью оборудования компании услуги связи предоставляются более чем половине жителей республики.
«Huawei вошел на рынок Кыргызстана в 1998 году. Компания участвовала в строительстве 2G, 3G и 4G сетей в Кыргызстане и намерена обеспечить связью каждого человека, каждый дом и каждую организацию. Благодаря поддержке и доверию кыргызстанских партнеров и клиентов компания продолжает предоставлять надежные, безопасные и передовые ИКТ-решения и смартфоны для жителей Кыргызстана на протяжении последних 23 лет. Huawei тесно сотрудничает с компаниями «Кыргызтелеком», «Скай Мобайл», «Альфа Телеком» и «Нур Телеком», предоставляя им передовые телекоммуникационные решения», — говорит Сяоньэн Чен.
За время сотрудничества компания поставила оборудования для 6 тыс. базовых станций в Кыргызстане, охватывающих все регионы. Сяоньэн Чен отмечает, что Кыргызстан имеет хорошую коммуникационную инфраструктуру, и особенно выделяет сеть одного из своих партнеров – оператора Beeline («Скай Мобайл»).
Покупка оборудования для базовой станции и аренда земли — это только часть расходов. Для работы базовой станции, к ней необходимо подвести канал интернета, установить оптику, кондиционеры и обеспечить автономность работы с помощью дизельного генератора. Генераторы импортируются из Европы и имеют высокую цену. С учетом проблем с водой и поставкой электричества, операторы приложат немало усилий для обеспечения абонентов бесперебойной связью. А это большие вложения.
Высокая стоимость работ по обслуживанию базовых станций также обусловлена горным ландшафтом Кыргызстана. Для обеспечения интернетом отдаленных населенных пунктов, телеком-операторам приходится работать в сложных условиях, ведь скорость интернета и его доступность зависят от количества и качества базовых станций.
Телеком-компании Кыргызстана уже приложили много усилий для строительства имеющейся сети и продолжают ее развивать. Из последних улучшений – устойчивость интернета с точки зрения канала связи. Трафик данных растет в среднем на 20% в год у всех операторов почти равномерно.
Постоянный рост сети служит главным фактором развития рынка мобильных услуг в Кыргызстане.
Высокий темп всем игрокам отрасли задают телеком-компании с иностранным участием.
Они не могут пользоваться преимуществами, которые имеет национальный оператор, поэтому регулярно наращивают инфраструктуру для доступа каждого пользователя к качественному сигналу в любой точке страны.