Участники программы «Доступное жилье — 2015-2020» на своем опыте узнали, что получить квартиру от государства практически невозможно. Они подали заявки, получили одобрение Государственной ипотечной компании, на этом процесс и остановился. Возникли проблемы с финансированием.
Денег правительство не выделяет не в первый раз.
ГИК в розовых очках
И. о. председателя правления Государственной ипотечной компании Бактыбек Шамкеев рассказал, что из бюджета на финансирование должны выделить 500 миллионов сомов. Компания надеется увеличить финансирование до 1,5 миллиарда сомов, но каким образом — остается загадкой.
Бактыбек Шамкеев отказался отвечать на вопрос, почему не выделяют деньги из бюджета.
Несмотря на то что правительство приостановило финансирование, в ГИК уверяют, что выдача кредитов не прекращалась. С начала года компания выдала их на 507 миллионов сомов.
Всего же выдано 4 тысячи 78 ипотечных кредитов на 4,7 миллиарда сомов. В результате более 16 тысяч кыргызстанцев смогли приобрести 210 тысяч квадратных метров жилья.
Кроме того, в свои достижения руководство ГИК записало строительство многоквартирных домов в столичном микрорайоне «Тунгуч» и Нарыне. Тех самых, где кухни шириной полтора метра, а цена за квадратный метр превышает 64 тысячи сомов.
В «Тунгуче» стоимость одного квадратного метра в доме составляет 39,8 тысячи сомов.
По программе ГИК строительство или выкуп жилья с последующей реализацией участникам не должны превышать 40 тысяч сомов за квадратный метр.
Примечательно то, что в отчетах ГИК цифры практически не меняются. В январе руководство компании отчитывалось о выданных на 4,2 миллиарда сомов кредитах, на которые приобретено более 210 тысяч квадратных метров жилья. Жильем обеспечено более 14 тысяч граждан.
Странным образом за четыре месяца число получателей госипотеки выросло на 2 тысячи, при том что приобретенные квадратные метры остались прежними.
Ипотеку получить невозможно
Журналисты связались с некоторыми участниками программы «Доступное жилье». Все они сходятся во мнении, что получить кредит от ГИК практически невозможно либо компания финансирует «своих» участников.
По словам Нуржан Токталиевой, документы она подала еще в декабре, но в списки получателей до сих пор не попала. В ГИК кормят обещаниями — как только появится финансирование, деньги тут же выделят.
Другая участница программы Гульзада подает документы третий раз. Ее также не включили в списки.
«Первые попытки провалились, так как не уложилась по срокам найти подходящее жилье. Потом, пока нашла сумму для первоначального взноса, срок заявки истек. Пришлось заново собирать документы и подавать в ГИК. Боюсь, что опять возникнут трудности. В справочной уже сказали, что будет очередность. Скорее всего, деньги сначала выделят в регионы», — рассказала она.
По словам участницы программы, в первые попытки подать документы таких сложностей не возникало. Одобрение заявки приходило через 2 месяца.
Сейчас же из-за большого спроса цены на недвижимость не снижаются, что делает государственную ипотеку недоступной для бюджетников.
«Многие получили квартиры по договору аренды с последующим выкупом без первоначального взноса. Но нам об этом ничего не говорят. Видимо, жилье предоставили своим», — считает Гульзада.
Дамир Чынгызбеков второй раз пытается подать документы. «В первый раз я сам запоздал, долго искал жилье и первоначальный взнос. Второй раз подал документы в декабре, но из-за проблем с финансированием заявку еще не одобрили», — поделился он своими трудностями.
О штабных крысах
Как бы руководство ГИК ни докладывало об успешной работе, совет директоров работой менеджеров не удовлетворен. Промежуточный отчет признан неудовлетворительным, а с руководством Государственной ипотечной компании не продлили договор.
Как рассказал председатель совета директоров ГИК Азаматбек Абдыбеков, на прошлой неделе состоялось заседание совета директоров. Годовой контракт с правлением закончился, в связи с чем приостановлены его полномочия. Все руководство ГИК работает с приставкой «и. о.».
«Мы ждем представления кандидатур на посты руководителей ГИК от акционеров. После этого они будут назначены. Пока сложно сказать, будет работать прежний состав или придут новые люди», — пояснил Азаматбек Абдыбеков.
Бактыбек Шамкеев, вместо того чтобы объяснить, какая кошка пробежала между правлением и советом директоров, рассказал армейскую историю про штабных крыс.
«В армии у нас был ротный, который служил в Афганистане. У него был орден Красной Звезды, но все говорили, что он должен был получить орден Героя Советского Союза. Перед дембелем я у него спросил, почему так получилось. Он рассказал, что перед ними поставили задачу дойти до высотки в горах. Они дошли с минимальными потерями, обеспечили проход войскам. Готовилось представление на Героя Советского Союза. Но награды так никто и не получил. Выяснилось, что штабные крысы не хотят давать награды из-за того, что они отклонились от маршрута. Войска прошли через село, где их обстреляли душманы, погибли двое мирных жителей. Штабные крысы поставили условие — накрыть поляну и купить японский магнитофон. Ротный поляну накрыл, а вместо магнитофона набил им морду. А они оказались родственниками министра обороны. Его срочно перевели в учебную часть и дали орден Красной Звезды. Похожая ситуация у меня с советом директоров, — пояснил Бактыбек Шамкеев. — Теперь вы знаете, какое отношение к нам. Когда нам дали задание и сказали выполнять программу, мы собрали команду. За три года рост составил от 300 миллионов сомов до 4,6 миллиарда сомов».
Безусловно, такое сравнение возмутило совет директоров. Не исключено, что его члены подадут иск к Бактыбеку Шамкееву.
На ковер к президенту
Счетная палата также указала на недостатки в работе ГИК. Аудит отмечает отсутствие достаточных действий в части повышения доступности жилья для всех категорий граждан. В результате ссуды выданы только ограниченному контингенту платежеспособных лиц, работающих в бюджетной сфере, у которых в семье имеется высокий дополнительный доход.
Счетная палата по итогам аудита рекомендовала правительству рассмотреть вопросы о повышении доступности ипотечных кредитов для работников бюджетной сферы по направлению «Льготная ипотека» за счет снижения стоимости ипотеки и размера первоначального взноса, запуска механизма субсидирования кредитов, а также обеспечения более дешевыми источниками финансирования.
Необходимо разработать отдельные справедливые критерии отбора участников для каждого направления программы «Доступное жилье — 2015-2020».
Депутаты Жогорку Кенеша и вовсе предложили ликвидировать ГИК, так как она не привлекает инвестиции, а выступает только посредником, получая свою маржу.
Депутат Марлен Маматалиев возмущен высокими расходами на зарплаты сотрудникам ГИК. По его данным, 109 миллионов сомов израсходовали на 41 работника компании. На такое же число сотрудников Минфин тратит 70 миллионов сомов.
По словам председателя ГИК Бактыбека Шамкеева, высокая зарплата связана с нехваткой финансистов. «Для эффективной работы мы смогли привлечь работников коммерческих банков. Очень мало у нас хороших финансистов», — пояснил он.
Зарплата Бактыбека Шамкеева составляет 52 тысячи сомов.
Глава ГИК чаще других бывает на встречах с президентом. С 2018 года Сооронбай Жээнбеков четыре раза принимал у себя Бактыбека Шамкеева. Наверняка глава государства знает о положении, в котором находится госипотека.
На выступлении президента в Жогорку Кенеше стало понятным, почему Государственной ипотечной компании не выделяют деньги. Сооронбай Жээнбеков четко дал понять, что ГИК не стоит полагаться только на бюджет, а нужно привлекать внешние инвестиции.