И.о. премьер-министра А.Новиков постановлением от 2 декабря 2020 года одобрил заключение правительства на проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс КР», инициированный депутатами Жогорку Кенеша К.Иманалиевым, К.Рыспаевым, А.Жапаровым, А.Жунус уулу, Д.Толоновым, М.Маматалиевым, С.Шер-Ниязом, Дж.Бакчиевым, Н.Никитенко, Б.Турусбековым, Б.Сулеймановым, А.Баатырбековым, Ж.Акаевым, М.Бакировым, А.Осмоновой, М.Мавляновой, Т.Тиллаевым.
Инициированным законопроектом предлагаются ряд изменений в Налоговый кодекс, предусматривающие освобождение отечественных авиаперевозчиков от уплаты НДС на поставку реактивного топлива, импорт при временном ввозе воздушных судов, двигателей и запасных частей на территорию Кыргызской Республики, от уплаты НДС ряд поставок и услуг по внутренним пассажирским перевозкам, а также считать, что международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов относятся к экспорту услуг.
В справке-обосновании к законопроекту указано, что при введении предлагаемых изменений в Налоговый кодекс потери государственного бюджета составят порядка 176,5 млн сомов.
«На сегодняшний день в Налоговый кодекс слишком часто вносятся изменения, которые оказывают негативное воздействие на налоговую составляющую государства, на бизнес среду и инвестиционный климат в стране, даже если налоговая нагрузка от этих изменений будет снижаться. Предлагаемый законопроект приведет к недопоступлению доходной части бюджета, что в нынешних условиях недопустимо, поскольку сначала необходимо определить соответствующие альтернативные источники компенсации прямых потерь доходов бюджета. В противном случае, уменьшение доходной части государственного бюджета в условиях крайней недостаточности бюджетных средств может привести к неисполнению закона «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы», а также к отрицательным экономическим и социальным последствиям в обществе», - говорится в заключении правительства.
Относительно норм, предлагаемых законопроектом, правительство отметило следующее:
1) освобождение от НДС поставок реактивного топлива для заправки воздушных судов, осуществляющих внутренние пассажирские перевозки.
В случае отмены НДС на авиационное топливо на внутренние рейсы потери государственного бюджета ежегодно составят 60 млн сомов.
2) дополнение новой статьей 258-2 «Освобождение от НДС импортируемых воздушных судов», в соответствии с которой освобождаются от уплаты НДС воздушные суда, классифицируемые в товарных позициях группы 88 ТНВЭД и импортируемые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в качестве плательщиков НДС, для осуществления воздушных перевозок.
В соответствии со статьей 259 Налогового кодекса, основные средства, классифицируемые в товарной позиции 8802 (вертолеты, самолеты), импортируемые на территорию Кыргызской Республики хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в качестве плательщика НДС непосредственно для собственных производственных целей, освобождены от уплаты НДС;
3) освобождение от НДС услуг по обслуживанию рейсов воздушных судов, а также услуги, связанные с внутренней воздушной перевозкой пассажиров, багажа и грузов.
Стоимость указанных сопутствующих авиаперевозкам услуг и соответственно сумма НДС на эти услуги составляет незначительную часть в цене авиабилетов, в связи с чем, предоставление освобождения от НДС таких услуг не повлияет на снижение стоимости авиабилетов;
4) дополнение части 2 статьи 316 Налогового кодекса нормой устанавливающей, что международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов относятся к экспорту услуг.
В соответствии с пунктом 47 статьи 153 Налогового кодекса экспортом работ и услуг является поставка работ и услуг, выполненных и оказанных облагаемым субъектом в том случае, если место поставки работ и услуг находится за пределами территории КР. В данном случае местом оказания услуг по международной перевозке пассажиров, багажа и грузов является территория Кыргызстана.
При этом статьей 319 Налогового кодекса ставка налога с продаж при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме, установлена в размере 0%;
5) уплату налога на имущество 4 группы в отношении воздушных судов за фактический период владения и/или пользования объектом имущества.
Изменение порядка уплаты налога на движимое имущество для воздушных судов противоречит принципу справедливости налогообложения, нормы налогового законодательства не могут противоречить принципам, установленным Налоговым кодексом.
На основании вышеизложенного правительство отмечает о нецелесообразности принятия проекта закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики».