Если захотим, мы сможем быть не менее успешными, чем даже Дубаи! Нужны лишь политическая воля и грамотное реформирование
Кыргызстан переживает один из самых сложных переломных моментов. На фоне обсуждения конституционной реформы жизненно необходимы реформы экономические – чтобы удержать, вернуть и привлечь инвесторов. Как зарубежных, так и отечественных. Вытащить экономику из глубокого кризиса, который усугубился ситуацией с распространением коронавирусной инфекцией. И, конечно же, уже просто недопустимо откладывать в долгий ящик решение проблемы теневой экономики. Все эти реформаторские направления конечно же неразрывно связаны между собой.
Напомним, что будучи и.о президента и премьер-министра Садыр Жапаров обозначил это направление – вывод экономики из тени, как одно из самых главных и приоритетных.
Своими наблюдениями и соображениями, что нужно сделать, как выйти из тени озвучил Исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков.
- Аскар Куттубекович, какие быстрые и эффективные меры нужно принять в эти неспокойные времена, чтобы вывести экономику из тени?
- Если смотреть в масштабном плане, то, в первую очередь, нужно обеспечить устойчивость власти. Сначала провести президентские выборы, затем нужно, чтобы пришло стабильное правительство. Снижение теневой экономики — это долгосрочная мера, поэтому невозможно быстро вывести экономику из тени. Нужно постоянство во всех ветвях власти и самое главное - нужна политическая воля.
В первую очередь политическая воля нужна, чтобы провести реформы во всех направлениях. Требование времени: таможенное и налоговое администрирование. В этих сферах и больше всего коррупционных проявлений.
Также нужно обновление в правоохранительной и судебной системе, чтобы законы применялись ко всем одинаково. Теневая экономика образовывается тогда, когда закон применяется избирательно: одним - пряники, а другим - кнут.
Во-вторых в Кыргызстане слишком сложные правила и слишком высокие требования для бизнеса. Например, высокие ставки социальных отчислений. Многие предприниматели платят зарплату в конвертах, потому соцотчисления достигают 27 процентов и непонятно, куда эти деньги уходят. Куда расходуются средства, собранные на оздоровление трудящихся? Я не знаю людей, которые ездят отдыхать по путевкам. Нужно пересматривать вопрос с социальными отчислениями.
То есть требуется устойчивое правительство и Жогорку Кенеш. Сейчас парламент принимает ряд законов в течении одного дня и возникают вопросы, насколько они проработаны и легитимны. Как предприниматель будет принимать решения на основе законов, принятых в спешке? Нам требуется установление прозрачных правил игры и соблюдение этих правил всеми игроками.
- Как цифровизация и фискализация помогут выходу экономики из тени?
- Цифровизация - это инструмент. Это средство работает только в законодательных рамках. Например, сделали электронную подачу документов о несудимости. Но человеку нужно идти забирать справку физически. В законодательстве не предусмотрен процесс выдачи документа с электронной печатью. И никакие айтишники не смогут ничего сделать, потому что законодательство связывает им руки.
- На какие мировые и успешные кейсы по выводу экономики мы можем равняться?
- Хорошей пример – это Грузия при Саакашвили. При нем начали быстрые таможенные и налоговые реформы. Все процедуры стали прозрачными. Так объединили несколько ставок налогов, в том числе соцотчисления. И тут же снизили ставки! В 2004 году зимой приняли новый налоговый кодекс, а через 11 месяцев они вышли с профицитом вечно дефицитного бюджета. Представьте!
В Грузии реформы проводились комплексно. Налоговые реформы, параллельно шли реформы в правоохранительных органах. Весь силовой блок в одном министерстве. Все это сопровождалось сокращением министерств и ведомств. Благо была сильная политическая воля - президент Саакашвили выиграл парламентские выборы, и он совместно со своей партией мог быстро делать реформы.
В нашей стране тоже нужны комплексные реформы. Если в Кыргызстане делать только налоговую реформу, а остальное не трогать, то хорошего результата не получим. Нужно хотя бы сократить соцотчисления. Но для этого нужно пересматривать госбюджет, сокращать расходы. Наши политики не любят идти на непопулярные шаги, то есть сокращать число бюджетников и уменьшать средства на социальный блок. Работники бюджетной сферы всегда были удобным инструментом для выборов.
Кроме Грузии есть пример Объединённых Арабских Эмиратов. Они сделали очень упрощенную процедуру торговли и создали у себя зону свободной торговли. То есть предприниматель платит один налог, и все. И к ним повалили сотни компаний со всего мира. Они стали одним из мировых хабов по торговле.
В ОАЭ самый известный эмират - Дубай. На Дубай приходится всего 6 процентов добычи нефти ОАЭ. Но он самый успешный. Даже Абу Даби, у которого 90 процентов нефти не так удачлив. Это пример грамотного управления и работы с инвесторами. Шейх Дубая сумел создать все условия, и бизнесмены начали выходить из тени. В эмират вкладывают деньги из развитых стран, и даже наши соотечественники тоже приносят туда свои богатства.
Во многом мы похожи на тех дубайцев. В 1970 году, когда Дубай начал развиваться, у них не было нормальной инфраструктуры: аэропорт отсутствовал, как и электричество. И денег особо не было. В то время нефть стоила дешево. Поэтому они выбрали умное управление.
Очень интересен пример Израиля, Гонконга, прибалтийских стран. Например, в 1990 годах Польша быстро нарастила потенциал. После развала Союза у Польши и Украиной были равные позиции. Сейчас ВВП Польши превышает ВВП Украины в 5 раз.
Есть конкретные инструменты выхода экономики из тени, они везде прописаны и нужно следовать инструкциями прямо по пунктам. Но для этого, повторюсь, нужна политическая воля. Если руководство страны и дальше не будет трогать таможенные и налоговые структуры, тогда ничего у нас не получится.
- Могут ли силовые методы уменьшить теневую экономику?
- На силовых методах мы далеко не уедем. Если человек хочет спрятать свои активы, то он в крайнем случае просто выедет из страны. Административные методы не дают результатов. В СССР тоже были административные методы. Сейчас нужны экономические меры, чтобы было всем выгодно, не только государству. Экономические методы эффективны, долгосрочны и применимы ко всем.
Нужно сказать, что сегодня работа силового блока вызывает сомнения. Граждане не доверяют правоохранительным органам. Даже если бы силовики показали максимальную эффективность, то на всех предпринимателей сотрудников не хватит. К каждому же не приставишь охранника.
В Японии мы спросили местного предпринимателя: «Когда вас проверяли в последний раз?». Он даже не понял вопроса. В эффективной системе не нужны проверки. В развитых странах все выстроено так, чтобы людям выгодно быть честными. Если ты будешь обманывать, то счет в банке открыть нельзя, тогда нельзя оплачивать счета, а потом и кредит не дадут.
В Кыргызстане от 30 до 50 процентов бизнеса находится в тени. Это огромные цифры. Эти люди находятся в тени, потому что так им проще. К примеру, предприниматель привез стройматериалы, по-честному растаможил их, заплатил налоги. А сосед тоже привез аналогичный товар и не заплатил налоги, у него дешевле. Люди будут покупать у него. Тогда честному торговцу нужно закрываться или работать в тени. Они вынуждены так делать. Причем, самых добросовестных больше всех и проверяют. Некоторые компании, которые работают по международным стандартам, просто не выходят из проверок. А есть те, кто использует серые схемы, имеют крышу и живут припеваючи.