27 мая депутат Жогорку Кенеша обсуждали поправки в законы "Об охране и использовании историко-культурного наследия", "О телевидении и радиовещании" . Поправки касались того, что люди не будут нести ответственность за порчу историко-культурного наследия, а также предоставления бесплатного вещания российским телеканалам "Первый канал" и "РТР Планета" до 2023 года. Также предлагается маркировка контента по возрастному цензу.
Наталья Никитенко, депутат от фракции "Ата Мекен", резко раскритиковала поправки, отметив, что ни одна статья законопроекта не является ни конструктивной, ни необходимой. Она заявила, что данный законопроект не может быть поддержан, подчеркнув, что это позиция комитета по правопорядку.
"Например, статья 39. Убирается ответственность за разрушение историко-культурных памятников. Это страна, которая привлекает туристов за счет историко-культурного наследия. В кодексах есть ответственность, но это профильный закон, детали и механизмы должны быть расписаны здесь. Эту статью нельзя убирать ни в коем случае", - отметила она.
Никитенко коснулась и поправок в Закон "О телевидении". Она считает, что присутствие российских телеканалов в соцпакете вызывает очень большие сомнения. Это очень активно обсуждается местными ТРК, которые сейчас вынуждены работать в очень сложных условиях.
"Два зарубежных канала находятся в бесплатном соцпакете. С июля 2019 года работают без законных оснований. И эта поправка вносится, чтобы урегулировать их деятельность. Это якобы даст возможность местным каналам развиться. Никогда при наличии сильных каналов других стран местный телерынок не будет развиться. Это наоборот останавливает и задерживает развитие отечественного телерынка", - высказалась нардеп.
Наталья Никитенко напомнила, что было обращение от Союза телерадиокомпаний с просьбой защитить отечественный рынок производителей.
Ко второму чтению законопроект улучшить невозможно.
Парламентарий также подняла вопрос о том, что по поправкам нет анализа регулятивного воздействия (АРВ), потому что в условиях антикризисного дефицита бюджета "исполнение закона ляжет бременем на бюджет".
"Если правительство будет создавать так называемую комиссию по цензуре, это прежде всего увеличение штатов, расходы из госбюджета, соответствующее оборудование, чтобы мониторить более 60 каналов", - напомнила она.
Министр культуры Азамат Жаманкулов отметил, что сам закон не требует АРВ, но создание мониторинговых центров, службы мониторинга потребует определенных ресурсов.
Депутат напомнила, что ЖК принял антикризисный бюджет, где сокращены расходы госорганов.
"Неужели сейчас, чтобы ввести цензуру и ради интересов нескольких зарубежных компаний, мы будем принимать законопроект, который увеличит расходы министерства, бюджет понесет дополнительные расходы? Это абсолютно недопустимо", - раскритиковала она инициативу правительства.
Я знаю, какие договоренности стоят за этим проектом, но это все нанесет вред отечественным ТРК, не позволит им развиваться, нанесет урон нашему дырявому дефицитному бюджету. На сегодня этот законопроект является опасным.
Министр культуры и информации добавил, что на самом деле эти статьи были до сегодняшнего дня, никаких нововведений здесь нет, идет работа только в отношении совершенствования нескольких законов.
Наталья Никитенко обратилась к коллегам.
- Денежные затраты нужны из бюджета, этот законопроект не несет изменений. Зачем тогда он нужен? Это просто абсурд!
Жаманкулов напомнил, что работа должна была проводиться давно, дополнительные центры должны были создаваться при принятии этих статей ранее.
"Но до сегодняшнего дня эти статьи не работали, не было этих центров, не было необходимости в дополнительных расходах", - заключил министр.
В итоге депутаты приняли поправки в первом чтении с разницей всего в один голос. 53 депутата высказались против, а 54 нардепа проголосовали за.