21:08, 26 декабря 2024 Чт

В Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана объяснили причину высоких цен на ГСМ в стране

В Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана объяснили причину высоких цен на ГСМ в стране — Today.kg

На сегодняшний день Кыргызстан полностью обеспечен необходимыми объемами ГСМ, при этом возникновения дефицита нефтепродуктов в нынешних условиях предприятия нефтепродуктообеспечения (ПНПО) не допускают. Об этом рассказали в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана.

Начиная с марта по сегодняшний день наблюдается практика снижения цен на ГСМ предприятиями нефтепродуктообеспечения. Для понимания ситуации возьмем период с даты начала карантина в нашей республике: на отдельные виды ГСМ цена снизилась до 14-15%.

 

  • АИ-92 на АЗС подешевел на 5,5 сома за литр (минус 12%), в то время как средняя цена в РФ снизилась всего на 0,65 копейки - до 42 рублей за литр, потеряв 1%;
  • дизельное топливо на АЗС подешевело на 6-7 сомов за литр (минус 15%), в то время как средняя цена в РФ снизилась на 0,90 копейки - до 47,7 рубля за литр, потеряв всего 2%.

Как ранее сообщалось, предприятия нефтепродуктообеспечения республики осуществили закупки с учетом двухмесячного запаса, большие объемы закупок топлива были произведены в феврале, велась активная подготовка к прохождению периода весенне-полевых работ. Котировки цен февраля были выше цен марта-апреля примерно на 25-30%.

После введенного карантина, по данным ПНПО, загрузка нефтехранилищ в марте-апреле увеличилась до максимально возможного уровня - 90%, так как у всех компаний снизились продажи на 80%-90%, то есть оборачиваемость нефтепродуктов остановилась, и нефтетрейдеры не могли закупить более дешевые нефтепродукты в достаточном объеме из-за отсутствия свободного места в нефтехранилищах.

Негативным образом на ценообразование повлияло обесценивание национальной валюты, стремительный рост курса доллара. Выручка предприятия нефтепродуктообеспечения формируется в национальной валюте, ведь продают ГСМ за сомы, а международные закупки производятся в долларах. Большинство нефтетрейдеров имеют кредитные линии в финансовых учреждениях для осуществления закупок, что сказывается дополнительным бременем при возврате заемных средств, учитывая нынешний курс доллара.

Таким образом, учитывая следующие факторы:

 

  • наличие дорогих остатков;
  • снижение продаж компаний;
  • рост курса доллара по отношению к национальной валюте;
  • снижение оборачиваемости нефтепродуктов;
  • снижение цены на внутреннем рынке.

Можно с уверенность сказать, что на рынке нефтепродуктов начался так называемый эффект идеального шторма.

Принятые в нашей стране меры затронули каждого гражданина и каждую сферу деятельности, и снижение цен на ГСМ в Кыргызстане сейчас происходит только за счет "воли" предприятий, обеспечивающих нашу страну нефтепродуктами.

Для сравнения приводим розничные цены на бензин марки АИ-92 в соседних странах. По данным международного ведущего независимого ценового агентства "Аргус":

 

  • Грузия (по курсу НБ КР 24,6316 сома за лари) 49,01 сома - 56,65 сома за литр;
  • Азербайджан (по курсу НБ КР 46,4118 сома) - 41,77 сома за литр;
  • Армения (по курсу НБ КР за 10 армянских дирам 1,6331 сома) - 45,73 сома за литр;
  • Туркменистан (по курсу НБ КР 22,5429 сома) - 30,43 сома за литр;
  • Узбекистан (по курсу НБ КР 0,0078 сома) - 39,78- 56,94 сома за литр.

При этом надо учитывать, что российские поставщики при низких экспортных ценах не готовы работать в минус, поэтому они применяют простую схему - сокращают производство и продлевают сроки ремонтов НПЗ, что, конечно, создает определенный дефицит из-за снижения предложения.

"По данным ЦДУ ТЭК, снижение производства бензина за первую неделю мая составило более 5%. Снижение производства дизельного топлива - 1,2%. Также снижаются запасы нефтепродуктов - остатки бензина за неделю мая снизились на 6%, а дизельного топлива - на 3,5%. ЦДУ ТЭК отмечает, что производство и поставки нефтепродуктов на внутренний рынок РФ падали весь апрель.

Отечественные предприятия нефтепродуктообеспечения, имея дорогие остатки и низкие розничные цены, испытывают проблемы с ликвидностью и будут вынуждены "консервировать" часть АЗС, оставив при этом только оптовые продажи, так как это менее затратный для компаний канал продаж.

Какие будут от этого последствия, трудно представить, но можно предположить, что, скорее всего, к концу года нас ожидает сокращение доходов нефтяных компаний до 30-35%, а "выпадение" доходов - это свертывание программ развития, закрытие АЗС и, следовательно, увеличение контрабанды, снижение конкурентной среды, монополизация рынка более сильными игроками, сокращение рабочих мест, выпадение налогов из бюджета. Сколько конкретно нефтяных компаний в нашей стране смогут пережить нынешний год, трудно ответить, но большинство находятся сейчас в трудном положении, никаких преференций компании в настоящий момент не получили, однако продолжают платить налоги, пытаясь конкурировать в новых реалиях, развивая наш рынок.

Относительно перспективы поэтапного (плавного) снижения цен на ГСМ в республике и в ближайшее время наблюдается снижение розничной стоимости ГСМ в среднем на 3-5% в этом месяце. Дальнейшая же динамика цен будет находиться в прямой зависимости от активизации экономической деятельности в республике и странах-партнерах, но по тенденциям мая наблюдается активный рост котировок на мировых торговых площадках, связанный с поэтапным выходом стран из карантина, запуском производства, что приводит к росту потребления энергоресурсов, и не исключено в ближайшее время их подорожание.

up