Генеральная прокуратура рассказала о введении с нового года Единого реестра преступлений и проступков (ЕРПП).
В соответствии с указом президента, планами правительства и проводимой судебной реформы, Генпрокуратурой было поручено обеспечить запуск автоматизированной системы «Электронная книга учета преступлений» (ЭКУП), которая по сути является первым этапом и платформой для создания в второго этапа — Единого реестра преступлений и проступков в соответствии с новым Уголовно-процессуальным кодексом (вводимым с 1 января 2019 года). Без разработки и создания автоматизированной информационной системы «ЭКУП» невозможно было бы создать условия и порядок ведения Единого реестра преступлений и проступков.
В связи с этим данный проект создания указанной автоматизированной системы был включен в десятку приоритетных проектов государственной программы «Таза Коом».
На основе чего Генпрокуратура стала координировать процесс подготовки технического задания и описания бизнес-процесса, а также внедрения проекта «ЭКУП» и «ЕРПП».
В свою очередь Генпрокуратура заложила в основу систем их концепцию, алгоритмы и архитектуру построения, методологию ведения следствия органами предварительного расследования, основные положения надзора и контроля, учета регистрации преступлений, лиц, их совершивших, движения уголовных дел и материалов до следственных проверок, а также взаимодействия в рамках ведения уголовного судопроизводства со всеми правоохранительными и судебными органами.
На сегодняшний день первый этап АИС «ЭКУП» разработан и внедрен в пилотном режиме в правоохранительных органах по всей республике.
В рамках пилотного режима выявляются и устраняются ошибки, а также усовершенствуются соответствующие модули системы.
Основной программный компонент модернизации АИС «ЭКУП» и ее адаптации в АИС «ЕРПП» заключается в концептуальном архитектурном решении – создание Единого реестра преступлений и проступков на существующей технологической платформе правоохранительных органов.
АИС ЕРПП – автоматизированная информационная система регистрации и учета преступлений и проступков, интегрированная с информационными системами правоохранительных и судебных органов, а также с иными государственными информационными системами, в том числе с системой межведомственного электронного взаимодействия «Тундук».
Определение порядка приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРПП определяется Положением, разработку которого было возложено на Генпрокуратуру. В данном Положении прописано, что детальные правила ведения Единого реестра утверждаются генпрокурором, то есть в этой части полномочия делегированы генпрокурору.
В разработке Положения принимали участие представители всех правоохранительных органов, члены ЭРГ, разработчик УПК, в проекте учтены все поступившие от них предложения и замечания.
Доступ будут иметь и соответствующие руководители органов и подразделений для осуществления ведомственного контроля, так называемые аналитики. Соответствующий доступ будет иметься и у прокуроров для осуществления надзора. Как известно, законодатель отказался от стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела путем вынесения соответствующего постановления, с которого начинается сейчас досудебное расследование.
По словам начальника Управления правовой статистики и учетов Генпрокуратуры Азизбека Усубалиева, регистрация в ЕРПП и будет означать начало расследования. При регистрации сообщений, расследования уголовного дела или дела о проступке, совершении следователем или дознавателем каких-либо следственных действий и принятия процессуальных решений будет заполняться соответствующая электронная форма. Сам процесс регистрации и ведение досудебного производства по новому УПК почти похож существующему порядку определенный действующим УПК, отличия заключаются в процессуальных сроках, отсутствия стадии возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела, появились новые процессуальные лица и многое другое».
Регистрации подлежат некоторые виды заявлений и сообщений, являющихся поводами к началу досудебного расследования. Иные виды сообщений, в том числе сообщения по 102 или иным каналам экстренной связи (101, 112 и др.), также регистрируются в АИС ЕРПП. Сперва в ЖУИ, а после в течении 24 часов принимается решение.
Следует отметить, что все телефонные сообщения изначально не дают оснований для определения наличия признаков уголовного правонарушения и требуют проверки.
В связи с этим, по аналогии с действующим АИС ЭКУПОМ (Книга учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях) применен общий порядок приема и учета всех поступающих заявлений и сообщений в Журнале учета информации, сведения в которую вносятся дежурной частью органов уголовного преследования либо лицами, ответственными за прием и учет таких сообщений (прокуратура, где нет дежурных частей). Это дает возможность фильтрации поступающей информации путем регистрации сообщений, не содержащих признаки уголовного правонарушения.
ЖУИ представляет собой автоматизированную базу данных, которая взаимосвязана с ЕРПП и по сути представляет собой единое целое. То есть, установив первичную регистрацию, можно будет отследить весь последующий процесс разрешения материала или расследования уголовного дела до приговора суда. Это сделано, во-первых, для жесткого учета и регистрации сообщений, во-вторых, для фильтрации и статистического учета.
При непосредственном обращении с письменным заявлением, при регистрации в ЖУИ, заявителю выдается талон установленного образца с уникальным номером, по которому он в дальнейшем может отследить судьбу своего заявления на портале или через мобильное приложение. В системе реализован функционал, когда звонки, принятые ЦОР 102, автоматически передаются в дежурную часть и вносятся в ЖУИ, как это сделано сейчас в АИС ЭКУП. Срок рассмотрения заявлений и сообщений 24 часа. То есть за это время сотрудник, которому поручена проверка, должен решить - это нарушение или же преступление или же проступок, сообщение подлежит списанию в номенклатурное дело как не содержащее данных о каком-либо преступлении либо надо начать досудебное производство.
После того, как дежурная часть примет заявление, выдаст талон и внесет сведения в ЖУИ ЕРПП, все материалы незамедлительно передаются под роспись ответственному руководителю следствия или дознания, либо дежурному следователю. Производится соответствующая отметка в ЖУРНАЛЕ. Ответственный руководитель, изучив материалы, принимает решение о регистрации в ЕРПП или о принятии иных мер. В случае регистрации в ЕРПП материалы передаются конкретному следователю для регистрации, о чем производит ввод сведений в форму на регистрацию в ЖУИ о том, что материал поручен конкретному следователю или дознавателю.
Только после этого у конкретного следователя или дознавателя появится доступ к данному материалу в Системе, и он сможет заполнить форму на регистрацию в ЕРПП. При регистрации в ЕРПП сразу же производится квалификация деяния по соответствующей статье УК или КоП.
После регистрации в ЕРПП все электронные формы заполняются только следователем, дознавателем и прокурором. Особо хочу отметить, продолжил А.Усубалиев, что формы подтверждаются пока логином конкретного исполнителя, а в последующем это будет ЭЦП, которым принято процессуальное решение, а также для ведомственного контроля. Передача производится через прокурора и при продлении срока расследования, который продлевает прокурор. Дальнейшее развитие данной системы предусматривает возможность формирования шаблонов процессуальных документов путем заполнения электронной формы, как это сделано в действующей системе АИС ЭКУП при возбуждении уголовного дела.