Ассоциация нефтретрейдеров Кыргызстана (АНК) представила структуру стоимости горюче-смазочных материалов на автозаправочных станциях на примере бензина Аи-92.
Недавно депутат Жогорку Кенеша Эмиль Токтошев заявил, что разница между отпускными ценами на нефтебазах, которые находятся на окраине Бишкека, и розничными ценами на АЗС достигает 20 процентов. Он рассказал, что на нефтебазе Аи-92 отпускают по 32,8-33 сома, а цена на заправке достигает 40,9. Оптовая стоимость дизтоплива — 39 сомов, на заправках оно стоит 45. Примерно такие же цифры огласил вице-премьер Замирбек Аскаров.
АНК подготовила свои разъяснения и ответила на утверждение (в том числе официальных лиц), что нефтетрейдеры якобы зарабатывают большую прибыль на текущей стоимости топлива и разнице в ценах на нефтебазах и АЗС.
"Все крупные импортеры имеют на складах двух-, трехмесячные запасы. Закупки топлива были произведены в разное время и по разным ценам. Учитывая наличие запасов, при резком росте закупочных цен нефтетрейдеры не допускают резкого повышения розничной стоимости. При снижении закупочных происходит такое же плавное изменение цен на АЗС", — говорится в сообщении.
Структура стоимости нефтепродуктов на заправках объясняется на примере бензина марки Аи-92.
"Закупочные цены на дизельное топливо сейчас значительно превышают закупочную стоимость Аи-92. В связи с этим на АЗС дизтопливо реализуется в убыток либо с нулевой рентабельностью", — отмечает АНК.
Ассоциация обратила внимание на нелегальные поставки ГСМ из Казахстана. Себестоимость такого топлива не включает многие затраты, в том числе акцизы и прочие налоги, которые занимают более 20 процентов в ее структуре. По оценкам экспертов, общий объем нелегального импорта нефтепродуктов в КР ежегодно достигает 250-300 тысяч тонн, что составляет около 20 процентов всего объема рынка страны.
Также имеет место импорт топлива из Казахстана под видом различных химических веществ (растворители, газоконденсат, углевод, присадки и другое). Данные ГСМ по сути представляют собой товарные виды бензина, но ввозятся недобросовестными нефтетрейдерами под кодами ТНВЭД, не облагающимися акцизами и другими налогами.
"На рынке ГСМ Кыргызстана складывается опасная ситуация, когда легально работающие нефтетрейдеры несут всю налоговую нагрузку, а недобросовестные участники, использующие различные механизмы сокрытия налогов, безнаказанно реализуют топливо со значительной выгодой", — заявляет ассоциация.
Утверждается, что последствиями этого могут стать приостановление деятельности добросовестных нефтетрейдеров и значительное скоращение выплат в бюджет.