14:33, 14 октября 2024 Пн

У какого госоргана лучшие пресс-служба и пресс-секретарь? Итоги соцопроса среди СМИ

"Бюро коммуникаций "ТАГС" провело конфиденциальный социологический опрос "Оценка работы и взаимодействия с пресс-службами государственных органов Кыргызстана" среди представителей СМИ КР. Целью опроса было выявить основные проблемы процесса информирования общественности и исследование уровня взаимодействия журналистов с госорганами.

Обложка исследования.

В анонимном опросе приняли участие 77 журналистов из более чем 30 средств массовой информации, действующих в республике и представляющих как государственные, так и частные и международные медиа.

Социально-демографические характеристики опрошенных

Респонденты представлены частными (52%), государственными (39%), а также международными (9%) средствами массовой информации, что позволяет получить разносторонний взгляд на деятельность пресс-служб.

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

  • 47% опрошенных назвали основным языком своей профессии русский, 31% – кыргызский, а 22% отметили, что в равной степени используют в своей профессиональной деятельности как кыргызский, так и русский.

    Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

    Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

  • 57% респондентов работают в интернет-СМИ, 27% - на ТВ, 10% - в газетах или журналах и 6% - на радио.

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Основные результаты опроса

Общая оценка работы. 57% журналистов оценили работу пресс-служб как удовлетворительную, 20% – "неудовлетворительно", 14% – "хорошо" и только 9% поставили "отлично".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Качество информации и ответов на запросы. Лишь 25% представителей СМИ уверены, что пресс-службы справляются на "отлично". Половину журналистов их работа в целом устраивает, а 25% считают, что качество взаимодействия не удовлетворяет потребностям медиа.

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Коммуникация и оперативность. 39% респондентов дали оценку "удовлетворительно", 33% - "неудовлетворительно", 22% - "хорошо" и 6% - "отлично".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Ключевые недостатки и пожелания журналистов

Больше всего журналисты ценят оперативность реагирования пресс-служб на запросы работников СМИ (92%) и когда пресс-секретари сводят к минимуму бюрократизм, отвечают на вопросы по сути, а не "льют воду".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Ответы работников СМИ на вопрос "Каковы, на ваш взгляд, ключевые трудности и недостатки в работе пресс-служб КР?" также подтверждают то, что долгие сроки, излишние формальности ответов являются ключевыми недостатками во взаимодействии с пресс-службами государственных СМИ Кыргызстана.

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Также предлагается ознакомиться с несколькими развернутыми ответами журналистов на вопрос о ключевых недостатках пресс-служб.

"Есть ощущение, что в некоторых государственных органах главная задача пресс-службы - не рассказать журналистам о работе, а отбиться от журналистов, перевести стрелки, чтобы отстали", - заметил один респондент.

"Низкая зарплата в государственных пресс-службах ограничивает возможность привлекать к работе профессиональных пиарщиков. В тех министерствах, где пресс-службы "сидят" на грантах международных организаций, в пресс-секретари, как правило, набирают "своих" людей, что также не гарантирует нужную компетенцию и опыт кадров. В целом нынешнее поколение пресс-секретарей весьма отдаленно понимают суть своей работы, статус руководителей пресс-служб, что включает в себя и нормы поведения, и рамки своего функционала", - высказал свое мнение другой опрошенный.

Предпочтительные методы коммуникации

Опрос показал, что журналисты предпочитают, когда пресс-службы используют простые и быстрые методы коммуникации. Наиболее популярными оказались:

  • личная переписка через мессенджеры (WhatsApp, Telegram) - 83%;
  • звонки по телефону - 81%.

Данные также говорят о том, что некоторые ведомства до сих пор практикуют обязательные письменные запросы по почте, хотя коммуникация и через электронную потеряла свою актуальность и комфортна лишь для 13% журналистов.

Лучшие и худшие пресс-службы и пресс-секретари

Участников опроса попросили определить лучшие и худшие пресс-службы госорганов, на их взгляд. В опросе не было вариантов ответа, здесь респондентам предлагалось вписать самостоятельно ту пресс-службу, которую они считают лучшей или худшей.

Как лучшую пресс-службу журналисты чаще остальных называли пресс-службу Министерства здравоохранения КР (15% опрошенных). На втором месте в рейтинге лучших оказалась пресс-служба МЧС. Третье место разделили пресс-службы мэрии Бишкека, МВД и Нацбанка КР.

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

По мнению опрошенных, хуже остальных пресс-служб работает соответствующий отдел Министерства образования и науки КР. Так считает 1% респондентов. 10% опрошенных назвали неудовлетворительной работу по связям с общественностью Министерства экономики и коммерции КР. Министерству энергетики КР отдали недовольные голоса 4% участвующих в опросе журналистов, отдельно отметив некомпетентность и грубость пресс-секретаря. Также по 4% негативных отзывов досталось пресс-службам мэрии г. Ош и Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики.

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Графики и схемы "Бюро коммуникаций "ТАГС".

Лучшим пресс-секретарем госведомства КР большинство опрошенных считают Жылдыз Айгерчинову (так считают 18% опрошенных), Назгул Жамгырчиеву (8%) и Айгуль Молдобекову (4%). В этом вопросе также не было вариантов ответов и респондентам предлагалось написать имя достойной кандидатуры самостоятельно.

Вывод

Результаты исследования подчеркивают, что работа пресс-служб государственных органов Кыргызстана нуждается в улучшении, особенно в части профессионализма и оперативного реагирования на запросы журналистов.

"Находясь на передовой медиаполя, постоянно работая с разным контентом, взаимодействуя со СМИ, мы видим, что сотрудничество органов власти с журналистами давно нуждается в корректировке. Выросший клубок проблем могут распутать представители сторон только совместными усилиями. А для этого они должны слышать и понимать друг друга, воспринимать партнерами, а не противниками на холодной войне. Именно поэтому мы провели опрос среди представителей большого количества медиа, собрали обратную связь от десятков журналистов, чтобы подсветить пресс-службам актуальность вопроса, стимулировать к ответственному диалогу, пересмотру отношения к СМИ. Верим, что исследование даст свои плоды и мы скоро увидим позитивные изменения", - считает директор "Бюро коммуникаций "ТАГС" Софья Балакина.

up