Бывший начальник отдела Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Максат Мамытканов заявил, что бюджет Кыргызстана теряет свыше 5 миллиардов сомов ежегодно из-за контрабанды ГСМ.
В 2018 году Казахстан предложил поставлять Кыргызстану 100 тысяч тонн бензина марки А92 без экспортных пошлин. Пока о судьбе этого ничего неизвестно. Эксперты считают, что такая неспешность связана с опасениями не испортить стабильное соглашение с Россией по поставкам ГСМ.
Теневой поток ГСМ
Бывший начальник отдела по борьбе с экономическими и должностными преступлениями ГКНБ Максат Мамытканов сообщил, что по всей трассе от Бишкека до Токмока продается ГСМ, завезенный из Казахстана контрабандным путем.
Максат Мамытканов
По его словам, разница в стоимости за литр бензина у уличного продавца и легально работающей заправки может достигать до 10 сомов. По подсчетам Мамытканова, теневой оборот топлива в Кыргызстане превышает миллиард литров год, налог на каждый литр составляет 4 сома, получается, что в бюджет не поступает свыше 5 миллиардов сомов.
«Проблема контрабанды ГСМ выходит на первый план. Проверяет ли таможенная служба завозимый теневым путем бензин? Какими путями и в каких объемах завозится дешевый бензин из Казахстана? Как его продают? Сколько не поступило налогов по этой причине? На все эти вопросы нужно найти ответы, изучить и дать правовую оценку. Есть те, кто разными путями завозит дешевый бензин из Казахстана и продает по более высокой цене», - сказал он.
Ежегодная потребность Кыргызстана в ГСМ составляет свыше 1,1 миллиона тонн. По данным Министерства экономики, в 2018 году теневой оборот ГСМ составил 25%. Таким образом каждый четвертый лит бензина или дизельного топлива ввезен в Кыргызстан контрабандным путем.
Нерешенный вопрос с Казахстаном
В 2018 году Казахстан предложил поставлять Кыргызстану 100 тысяч тонн бензина марки А92 без экспортных пошлин. Депутат парламента Эльвира Сурабалдиева поинтересовалась, почему правительство запаздывает с решением этого вопроса.
«Осенью прошлого года руководство «Казмунайгаза» сообщило о планах экспорта 400 тысяч тонн ГСМ в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Если бы бензин завозился из Казахстана, то его стоимость у нас снизилась. Прошло больше полугода, но вопрос не сдвинулся с места. Почему правительство затягивает с решением вопроса и не решает его вовремя?» - спросила парламентарий.
Министр экономики Олег Панкратов сообщил, что ведутся переговоры о беспошлинных поставках ГСМ с казахстанской стороной. По его словам, проект соглашения разработан и готов к подписанию.
Панкратов отметил, что во время переговоров был решен вопрос о совместной разработке проекта соглашения по поставкам ГСМ. Там указано об экспорте в Кыргызстан 100 тонн бензина одной марки. По его словам, такие договоренности были достигнуты на уровне премьер-министров. После этого Государственному комитету промышленности, энергетики и недропользования было поручено разработать проект соответствующего соглашения и подготовить подписание. В настоящее время проект находится на стадии согласования.
Несмотря на то, что после этих слов министра экономики прошло два месяца, соглашение с Казахстаном не утверждено. Почему этого не сделано правительство пока не прокомментировало.
Какие могут быть причины?
Депутат Жогорку Кенеша Эльвира Сурабалдиева отметила, что отсутствие соглашения с Казахстаном усиливает объемы контрабанды.
Эльвира Сурабалдиева
«Потом я спросила, и, видимо, вопрос упирается в сложную геополитическую проблему. Если честно. Оказывается в соглашении с российским «Газпромом» есть условия. Там есть гарантийные условия. Если наша сторона нарушит соглашение и не будет гарантированных поставок ГСМ, то бензин из Казахстана и России может не прийти. Думаю, что было бы хорошо, если бы с двумя сторонами составили равное соглашение. Потому что бензин из Казахстана по сравнению с российским дешевле. А сейчас этот бензин все равно завозят контрабандным путем. Одна разница – налоги только не поступают», - отметила парламентарий.
Максат Мамытканов отметил, что Кыргызстан может увеличить поступления в государственный бюджет на $70 млн в год и выше. Для этого, по его словам, требуется лишь наведение элементарного порядка на рынке сбыта ГСМ. В последнее время ГСМ заводится только из России.