20:56, 28 марта 2024 Чт

Кыргызстан ждёт коллапс на рынке ГСМ?

Кыргызстан ждёт коллапс на рынке ГСМ? — Today.kg

Начиная с конца октября автовладельцы страны столкнулись еще с одной проблемой, помимо дорожающего топлива. На заправочных станциях отсутствует дизель. Если в Бишкеке, топливо еще можно найти, то ситуация ухудшается с каждым километром отдаления от столицы. Редакция Tazabek решила разобраться в причинах сложившейся ситуации и печальных последствиях топливного кризиса для Кыргызстана.

Начиная с октября этого года рынок ГСМ в Кыргызстане терпит колоссальные убытки - больше 14 миллионов долларов в месяц. Страна в ближайшее время может остаться без ГСМ.

Даже крупные сети заправок могут закрыться

Себестоимость литра АИ-92, в среднем, составляет 63,7 сома/л, а дизельного топлива — 65,5 сомов/л. В то же время АИ-92 продается на АЗС по 56 сомов, дизельное топливо — по 53 сома.

 

Ежедневно страна потребляет 2,3 млн литров бензина и 1,9 млн литров дизельного топлива. Получается, что каждый день АЗС теряют 40 млн сомов или около $500 тыс. долларов в день. К Новому году общие убытки могут доходить до 2 млрд сомов или $22 млн. долларов.

Кроме того, нефть дорожает с каждым днем и закупать с каждым днем ее становится все дороже. Это стало основной причиной того, что с середины октября начали закрываться мелкие АЗС в регионах Кыргызстана. С такими убытками даже крупные сети заправок будут сворачивать свою деятельность и не смогут обеспечить топливо стране.

 

Убыточность текущих розничных цен на АЗС, факты отсутствия топлива на заправочных станциях, лимиты на продажу ГСМ – все это наводит на мысль, что на топливном рынке были нарушены рыночные механизмы.

Возможно, что на топливном рынке действует негласное требование властей сдерживать цены в предвыборный период. К этому инструменту прибегали представители власти и в предыдущие годы. Однако, если в прошлые годы это можно было осуществить силами владельцев бизнеса, то в 2021 году очень сильное влияние имеет внешний фактор - общемировой энергокризис, от которого уже пострадали сильнейшие экономики мира, не говоря уже об импортозависимом Кыргызстане.

Печальные последствия топливного кризиса

Последствие 1: Все заправки по Кыргызстану могут закрыться к середине декабря.

Дисбаланс закупочных и розничных цен на топливо более 12 сомов за литр повлечет за собой закрытие АЗС по всей республике. Мелкие АЗС в регионах уже приостанавливают свою деятельность.

Для обслуживания одной АЗС требуется как минимум 15 человек: операторы, водители бензовозов, служба охраны, метрологи, слесаря на нефтебазе и т.д. По стране насчитывается более 900 АЗС, а значит около 13 500 сотрудников на топливном рынке могут остаться без работы.

Как только в стране закончится топливо сразу же остановят работу такси, службы доставки, маршрутные такси и логистические компании. Тысячи людей в один момент останутся без работы. Кроме того, вся транспортная система страны рухнет.

Не стоит забывать и о том, что рынок ГСМ требует серьезных вложений для того, чтобы привезти топливо владельцы АЗС берут кредиты в банковских учреждениях. Закрытие заправок негативно скажется и на банковском секторе.

В итоге паника в связи с отсутствием топлива может спровоцировать спекуляцию.

Мгновенное социально-экономическое и политическое обострение в республике.

Последствие 2: Рост цен на ГСМ на 12 сомов неизбежен, к чему может привести повышение цен на ГСМ.

• С начала года выросли цены на продуктовую корзину: на мясо, муку, растительное масло, сахар, фрукты и овощи. Дополнительное увеличение цен на топливо спровоцирует очередной рост цен. Согласно данным международных экспертов рост цены энергоресурсов на 1% приведет к 5% росту на продукции всех секторов экономики.

• Повышение цен ГСМ одновременно ударит как по деловой активности, так и по покупательской способности населения.

В конечном итоге, это приведет к росту уровня бедности в стране.

Есть ли решение проблемы?

Подсолнечное масло для Кыргызстана, такой же импортируемый товар, как ГСМ и обнуление НДС на импорт и реализацию этого товара, остановило прежний взрывной рост цен.

Вспомним, что в первой половине 2021 года, цены на подсолнечное масло выросли на 30 сомов до 180 сомов за литр. Тогда правительство 25 мая ввело госрегулирование на 90 дней, а с 1 июля освободило импорт и реализацию подсолнечного масла от НДС до 31 августа.

И с сентября, когда налоговые льготы уже перестали действовать и до этого момента, цены на подсолнечное масло выросли меньше чем на 5 сомов.

 

Кабинету министров следует обратить внимание на назревающую катастрофу. В ином случае, в Кыргызстане, зависимом от автомобильных перевозок наступит транспортный коллапс. А сценарий со сложившейся ситуацией в электроэнергетике может повториться, но только уже на топливном рынке.

Сегодня розничные цены на бензин АИ-92 и дизель в Кыргызстане самые низкие среди стран-импортеров, как в ЕАЭС, так и по сравнению с соседями. И это несмотря на тот факт, что все страны «питаются ГСМ» из одного российского источника.

 

 

В портфеле властей уже имеется положительный опыт решения подобных проблем. Возможно, что имеет смысл применить его и для топливного рынка.

Обнуление НДС уже удерживало цены. В случае с ГСМ – это поможет сдержать цены на весь рынок товаров и услуг.

up