04:34, 19 апреля 2024 Пт

Руслан Умаров: Силовики привыкли кошмарить бизнес

Недавно правительство в лице Акылбека Жапарова выступило с инициативой наделить участковых милиционеров полномочиями по выявлению и пресечению нарушений в экономической сфере (лицензионной, разрешительной и других). В МВД потерли руки и немедленно создали соответствующую рабочую группу, которая провела первое заседание. Антикоррупционный деловой совет при президенте КР выступил против этого шага. Наша редакция обратилась за разъяснениями к эксперту по силовым структурам и безопасности, экс- начальнику отдела Финполиции РусланбекуУмарову.  

- Как вы думаете почему правительство фонтанирует идеями в сфере экономики?

- Надо учитывать, что теневая экономика в Кыргызстане за последние 10-20 лет обрела масштабные обороты, в результате чего легальный бизнес не в состоянии конкурировать с ней, потому что теневой бизнес не платит налоги, социальные отчисления и другие выплаты, то есть сразу же создаются неравные условия для ведения бизнеса.

Поэтому, чтобы как-то оставаться на плаву, легальный бизнес вынужден переходить на разные серые схемы, укрывать доходы и соцотчисления. Иначе они обанкротятся! И в этом нет вины легального бизнеса. Вина ложится на государство, которое не может обеспечить равные права, добросовестную конкуренцию, противостоять теневому бизнесу и создать благоприятные условий для бизнеса и инвестиций.

Наши правоохранительные органы, Финпол, МВД, ГКНБ, прокуратура, вместо того, чтобы бороться и пресекать теневой бизнес, выбрали мишенью легальный бизнес.

Вы можете поднять статистику за последние несколько лет и убедитесь, что материалы по раскрытию и пресечению фактов по пресечению теневого бизнеса можно посчитать по пальцам.

К сожалению, Финполиция, в чьи прямые обязанности входила борьба с теневым бизнесом, не справилась с этой задачей.

Поэтому бизнес-сообщество не доверяет нашим правоохранительным органам и любым инициативам правительства касательно наделения кого-либо полномочиями по расследованию экономических преступлений, в том числе участковых.

- Как вы относитесь к инициативе Минэконома по передаче участковым полномочий выявлять и пресекать экономические преступлений? Каким вы видите выход из этой ситуации?

- Считаю, что наделение правительством полномочиями участковых милиционеров по расследованию экономических преступлений обосновано. Это я говорю с учетом моего опыта работы в оперативных подразделениях правоохранительных органов, а также опыта частного детектива в сфере экономической безопасности бизнеса, защиты легального бизнеса от теневого. Но обязательно нужно конкретизировать объекты, которые имеет право проверять участковый милиционер.

Учитывая специфику деятельности участкового милиционера, надо правильно использовать и задействовать его навыки и информированность в борьбе с теневым бизнесом.

Во-первых, участковый хорошо знает местность, тесно сотрудничает с домкомами и квартальными, примерно владеет информацией о субъектах предпринимательства в своем районе, кто и чем занимается, в том числе и тех, кто занимается сомнительной деятельностью.

Участковых милиционеров можно наделить полномочиями по расследованию экономических преступлений в трех сферах:

- выявление подпольного производства контрафактных товаров или их ввоза, а также мест их хранения, сейчас это очень актуально;

- выявление подпольных казино и игровых автоматов;

- безлицензионная деятельность, то есть незаконное предпринимательство.

В остальном запретить участковым проверять субъекты предпринимательства, работающие в законном русле и в случае несоблюдения правилпривлекать к уголовной ответственности.

В этом случае проблем с участковыми милиционерами будет минимум и уверен, что бизнес сообщество не будет возражать.

- Нужно ли вернуть такие структуры как Финпол?

- Я думаю, что создание новой службы ничего на даст: все повторится, коррупция в том числе. Новая служба вновь будет дублировать налоговую службу, заниматься администрированием и приписками и будет «кошмарить» бизнес. Напомню, что в Кыргызстане продлили срок моратория на проверку бизнеса государственными контролирующими органами до 1 января 2022 года. Если уж потом и создавать подобную службу, то нужно чтобы ее основной функцией действительно была борьба с теневым бизнесом и создание условий для легального бизнеса. 

up