06:34, 24 апреля 2024 Ср

Почему жители некоторых новостроек предпочитают обслуживаться у частных распредкомпаний?

Почему жители некоторых новостроек предпочитают обслуживаться у частных распредкомпаний? — Today.kg

Жители новостроек Бишкека, которых обслуживают частные распредкомпании, не хотят отказываться их от услуг и переходить на обслуживание госкомпаний. Вот насколько людей достал бронзовый бюрократизм в государственных энергокомпаниях! Потому что, чтобы подключится или отключиться от линии, оплатить счета и прочее, нужно заполнить сотни бумажек и бегать как белка в колесе по разнообразным кабинетам и бескрайним коридорам власти. А у частников все намного проще и удобней.

Дело в том, что в Кыргызстане на фоне энергетического кризиса заговорили о «добровольно-принудительной» ликвидации частных распределительных энергокомпаний путем необоснованного повышения им покупного тарифа на электроэнергию, тем самым уничтожаю конкуренцию на рынке сбыта электроэнергии и открывая путь монополистам – государственным распредкомпаниям 

Такой опрометчивый шаг прямым образом бьет по простым потребителям. Особенно по жителям новостроек, поскольку частные распредкомпании для выживания вынуждены будут сократить свои инвестиции в строительство линий электропередачи и трансформаторов в жилых массивах.

Для простых абонентов в бытовом смысле легче взаимодействовать с частными распределительными компаниями. Тем более, что тарифы последних не отличаются от тарифов «государственных» компаний.

По словам одного из квартальных новостройки «Ак Ордо – 3» Турарбека Нурпачаева, электричество сюда провели в 2015 году и то с горем пополам, после долгих бюрократических проволочек.

Нужно объяснить как обычно «подключаются» к линии. Например, построил человек дом или возвел мелкий предприниматель магазин. И возникает дилемма: к каким линиям подключится к частным или государственным?

Гражданин думает: государственный - это сила, это же государство! А там спокойствие. Но эта уверенность разбивается на первом же «шлагбауме». Девушка из единого окна предлагает собрать кучу бумаг. Бесконечные справки, свидетельства и прочее.

Затем задурманенный гражданин должен достать с боями техническое условие. Потом к нему должны приехать с Энергосбыта и составить технический акт осмотра, сделать проект подключения. Потом гражданин должен проект подключения согласовать с «Бишкекархитектурой».

После всего этого, осовелый гражданин должен взять наряд на включение, и снова прийти в «Бишкекэнергосбыт» написать заявление, чтобы поставили пломбу. Все это, понятно, занимает не одну неделю. Затем… В этот момент обычный гражданин, который надеялся на государственность, начинает потихоньку сходить с ума и скандалить прямо посредине бюрократической экзекуции.

То ли дело у частников. Нужно подключится? Нужна лишь копия паспорта, назначают кураторов, а руководитель фирмы дает свой номер: звоните, если есть проблемы. Гражданин не верит своим глазам и уходит окрыленным.

Жители «Ак Ордо – 3» тоже прошли через бюрократические круги ада и все-таки подключились к линии. Но беда не ходит одна. Чиновники от энергетики не придумали лучше, чем поставить всему кварталу… один счетчик! Тут среди дружных жителей новостройки начались скандалы и разборки.

«Я был квартальным и собирал со всех деньги и платил Сокулукскому РЭС. Это было очень неудобно для всех. Тем более, мы оплачивали и так называемые потери электричества. Если к концу месяца не все жители успевали скинуться за свет, сотрудники РЭС отключали нам трансформатор. Так было практически каждый месяц. Нам приходилось снова собирать от 50 до 300 сомов и идти платить, и только после этого нам подключали трансформатор», - рассказал Турарбек Нурпачаев.

Всё изменилось, когда в 2018 году в новостройку пришла частная распределительная энергокомпания и предложила свои услуги. Частники сказали, что будут обслуживать также, как «Северэлектро», что сами проведут линии, поставят за свой счет столбы и трансформаторы.

«Мы согласились и эта компания, Global Energy, провела к нам линию “десятку”. С приходом частников мы стали пользоваться электроэнергией также, как жители столицы, как «белые люди»! Теперь мы платим только за то, что точно потребили. Если кто не платит, тому свет отключают индивидуально. В общем, обслуживание частников лучше. К примеру, если нет света, каждый абонент сам может им позвонить. Если где-то произошла авария, они так и говорят, что авария и что свет дадут в такое-то время. И действительно без опозданий восстанавливают подачу. Нам всё нравится, мы уже забыли о проблемах с электричеством, которые у нас были до 2018 года.

Где надо они сами ставят трансформатор. Нам, например, уже два трансформатора поставили, в этом году на август запланированы еще работы по улучшению. Нам конечно легче, удобнее и быстрее решать дела с электричеством напрямую в офисе Global Energy, чем бегать по коридорам «Северэлектро», – говорит квартальный Турарбек Нурпачаев.

Квартальный новостройки «Ак Ордо – 2» Максат Шаарбек уулу тоже уже не хочет возвращаться в «эру» государственных энергокомпаний.

«Мы, жители трех контуров новостройки «Ак Ордо-2» начали пользоваться услугами частной распредкомпании с ноября 2020 года. Платим им за электричество по установленному государством тарифу. Если госкомпании за электричество берут по 77 тыйын, а в случае повышения лимита по 2 сома 16 тыйын, то мы точно также платим и частной компании. В ноябре они поставили нам новый трансформатор. Благодаря этому мы легко перезимовали. А до них у нас не было трансформатора», - говорит он.

По его информации, частная компания построила линии, протянула провода. В целом на данных участках, где расположены 440 домохозяйств, планируется поставить еще три трансформатора.

«Это значит, что наши жители не будут сами собирать деньги на трансформатор как в других новостройках. Частная распредкомпания за свой счет поставит и трансформаторы, и столбы, и линии протянет. Понятно, что государство этим бы не занималось. Что хорошо у частников – они не отключают электричество, если только где-нибудь не произошла авария. А если произошла авария, то приезжают быстро, в течение часа. И ремонтируют линии бесплатно. То есть для нас кругом удобства. Видел, что в интернете кто-то специально запускает критику частных компаний, но я им не верю. Потому что сам вижу, что частники работают оперативно», - заключил он.

Из этого следует, что если частные распредкомпании уберут из новостроек, то последуют существенные проблемы.

Отключения электричества могут стать нормой. Тогда возможны и многочисленные митинги разозленных жителей новостроек. А оно нам надо?

up