Компания Facebook в своем подробном отчете показала, какие аккаунты в Кыргызстане подверглись блокировке и разъяснила, как они "осуществляли подрывную деятельность" на платформе.
Накануне стало известно, что Facebook в декабре 2020 года удалил сотни профилей, которые осуществляли скоординированные усилия для манипулирования общественным мнением в Кыргызстане. Большую часть аккаунтов уличили в чрезмерной активности вокруг парламентских выборов 2020 года и недавних выборов в президенты, другие же "работали" на отдельных лиц.
Согласно отчету, Facebook удалил 193 аккаунта, 246 страниц, 50 групп и 30 аккаунтов в Instagram. Профили были удалены из-за "скоординированного неаутентичного поведения", точнее манипулировали публичными мнением для достижения собственной стратегической цели.
Люди, стоявшие за этими фейковыми аккаунтами, в основном оставляли комментарии под публикациями, писали посты в группах и управляли страницами. Они также открыто предлагали услуги SMM, отмечается в отчете.
"Их активность начало проявляться в 2017 году во время президентских выборов в Кыргызстане. Свои публикации они писали на двух языках (на кыргызском и русском) и фокусировались на продвижении президентской кампании Сооронбая Жээнбекова, параллельно критикуя его оппонентов. Вся их сеть была определена и отключена автоматизированной системой компании", — говорится в отчете.
Сообщается, что на одну или более страниц были подписаны около 85 тысяч аккаунтов, по крайней мере к одной из этих групп присоединились 39 тысяч пользователей и примерно 27 тысяч человек следили за одной или несколько из этих Instagram-страниц. По оценкам экспертов, на рекламу в Facebook и Instagram эта сеть потратила около 4800 долларов.
Также компания удалила 92 учетных записей, четыре страницы, 11 групп и еще 30 аккаунтов Instagram. Как сообщается, они "манипулировали внутренней аудиторией" Кыргызстана.
"Их деятельность была сосредоточена вокруг комментирования собственного контента и публикаций на странице партии "Мекеним Кыргызстан". Они также оставляли комментарии к публикациям популярных кыргызстанских новостных агентств, таких как Kloop, Azattyk, Kaktus и АКИpress. Своими комментариями они осуждали негативные высказывания о семье Матраимовых и партии "Мекеним Кыргызстан", а когда критиковали оппонентов партии, то поддерживали", — говорится в документе.
Профили были удалены из-за "скоординированного неаутентичного поведения", точнее манипулировали публичными мнением для достижения собственной стратегической цели
Отмечается, что один кластер этой сети размещал сообщения в поддержку партии "Мекеним Кыргызстан" и критиковал ее политических оппонентов. Другой кластер публиковал политические новости в Кыргызстане, включая скандал, связанный с местным интернет-провайдером "Акнет", выборами в 2020 и 2021 годах, различными заявлениями о коррупции, положительными комментариями о семье Матраимовых и критикой бывшего президента Атамбаева.
Люди, стоявшие за этими фейковыми аккаунтами, в основном оставляли комментарии под публикациями, писали посты в группах и управляли страницами
Согласно оценкам компании, эта сеть потратила приблизительно 4500 долларов на рекламу в Facebook и Instagram.
Основанием для удаления еще 121 профилей, 46 страниц, семи групп в Facebook и 41 аккаунта в Instagram стало их чрезмерная активность вокруг парламентских выборов 2020 года и досрочных президентских выборов — 2021, одновременно "играя на разных сторонах политических сил".
Они также открыто предлагали услуги SMM, отмечается в отчете
"Некоторые страницы утверждали, что поддерживают определенных политиков, в то время как другие страницы "демонстрировали" критику тех же политических фигур. Они чрезмерно активизировались во время парламентских выборов 2020 года и досрочных президентских выборов — 2021, одновременно "играя на сторонах разных политических сил". Эта сеть, в основном, размещала на кыргызском и русском языке политические новости и информацию о происходящем в Кыргызстане. Помимо этого, оставляли комментарии в поддержку Садыра Жапарова и Алмазбека Атамбаева, а также критику в адрес обоих политиков", — указано в отчете.
Всего создатели этих аккаунтов потратили приблизительно 1250 долларов на рекламу на двух платформах.