00:46, 20 апреля 2024 Сб

"Предлагают кота в мешке". Юристы о том, что не так с вопросом на референдуме?

9 декабря в Жогорку Кенеше рассмотрят законопроект Акылбека Жапарова о проведении референдума о форме государственного управления 10 января. Законопроект не прошел обсуждения в профильном комитете, не прошел общественное обсуждение и неизвестно, была ли правовая экспертиза, но его уже рассмотрят в палате.

 

Кыргызстанцам предлагается задать вопрос:

"Какую форму государственного управления Кыргызской Республики вы поддерживаете?"

 

  • Парламентская: "Да" или "Нет"
  • Президентская: "Да" или "Нет".

На первый взгляд вопрос кажется простым, на который можно дать однозначный ответ. Но юристы отмечают, что на самом деле такая постановка вопроса предлагает кыргызстанцам кота в мешке.

 

 

 

Феликс Кулов, экс-депутат

- Вопрос, который хотят поставить на референдум: "за президентскую или парламентскую форму правления", некорректен.

Среди экспертного и юридического сообщества нет четкой классификации того, что является президентской формой правления и что является парламентской формой правления.

В будущем это породит много споров и дискуссии. На мой взгляд, если парламент каким-то образом утвердит референдум, то следует обратиться в Конституционную палату за тем, чтобы она дала заключение о целесообразности и логичности поставленных вопросов на референдуме.

 

Нурбек Токтакунов, юрист

- Это мошенническая постановка вопроса. Закон о референдуме предписывает формулировать вопрос таким образом, чтобы исключить возможность многозначного толкования и дать один однозначный ответ. Но в данном случае инициаторы предлагают четыре варианта ответов и за каждым вариантом кроется много других вопросов.

У президентской и парламентской формы правления есть различные варианты с различными избирательными системами, способами формирования правительства и его подотчетности.

Например, есть американская модель президентского правления, но в ней есть такая система сдержек и противовесов, что президент сам мало что решает. Есть африканская модель президентского правления, которую можно сравнить с ханством. То, что предлагает сейчас Конституционное совещание, больше напоминает африканскую модель.

 

Избиратель, делая галочку на любом из этих вариантов, просто тыкает пальцем в небо, потому что в рамках результатов референдума можно подсунуть какую угодно систему. Можно правление обозвать парламентским и выстроить в нем диктаторскую систему или можно обозвать президентской, подсунув практически монархию.

Прежде чем формулировать вопрос, необходимо в законе дать четкое определение, что инициаторы подразумевают под президентской и парламентской формой. Гражданин должен знать, что он выбирает. А в данном случае этот референдум - это обман и манипуляция.

Даже среди юристов нет четкого понимания этих систем, а как будет простой гражданин выбирать, если у нас низкое правосознание. Такая неясная постановка вопроса говорит о том, что инициаторы целенаправленно оставляют поле для маневров. Еще это говорит в целом об их некомпетентности, потому что законопроекты так не пишут.

 

Нурлан Садыков, юрист

- Вопрос должен быть максимально простым. Но вместо этого гражданам предлагают выбрать форму государственного управления. Это вопрос скорее для юристов по конституционному праву, а не для среднестатистического избирателя. Простой человек может по наитию выбрать президентскую форму просто из-за названия, а ее условия будут напоминать уже монархию. Такой сложный выбор приведет к путанице и необъективному отражению общественного настроения.

Каждый гражданин будет голосовать за свое собственное представление о президентской или парламентской форме.

Это волеизъявление граждан может быть использовано в корыстных целях для будущих правителей, которые придут к власти.

up