02:04, 30 ноября 2020 Пн

В проекте новой Конституции устанавливается равновесие ветвей власти

В проекте новой Конституции устанавливается равновесие ветвей власти — Today.kg

Экс-депутат Жогорку Кенеша Тойгонбек Калматов активно включился в процесс обсуждения предложенного депутатами парламента Жогорку Кенеша проекта новой Конституции.

Как считает он, для того, чтобы Кыргызстан вошел в правовое поле и международные финансовые институты возобновили деловые отношения республикой, следует как можно скорее провести конституционную реформу и выборы. А в процесс подготовки Основного закона Т.Калматов призывает подключиться все прогрессивные силы общества.

“Сейчас в обществе обсуждают проект новой Конституции. Часть поддерживает, часть критикует, каждый приводит свои доводы, происходит спор. Спор – это всегда хорошо, потому что в нем рождается истина. Наша цель, граждан, – путем консенсуса довести проект Конституции до совершенства и чтобы этот политический документ работал без изменений 20-30 лет и способствовал развитию нашей страны”, - говорит он.

Тойгонбек Калматов привел следующие 10 пунктов, которые, как надеется он, будут учтены конституционным совещанием.

1.         Интересы всех частей общества. В истории независимого Кыргызстана Основной закон меняли 9 раз, но в них не учитывались интересы всего народа, который является источником власти. Поэтому сейчас у конституционного совещания есть шанс подготовить документ, который бы удовлетворял большую часть народа.

2.         Преамбула. Преамбула действующей Конституции является четкой и ёмкой. Предлагается в новой редакции оставить так как написано в действующей.

3.         Полномочия президента. Главное изменение – авторы проекта предлагают сделать президента главой исполнительной власти. Это правильно. Так как за 30 лет независимости ни премьер-министр, ни президент, ни парламент не отвечали за политику в стране, ссылались друг на друга и довели страну до того, что встал вопрос “Быть Кыргызстану или не быть?”. Авторы предлагают дать президенту больше ответственных прав и обязанностей. То есть наконец-то прописывается ответственность главы государства, который является еще и главой исполнительной власти. Президент по проекту новой Конституции также проводит внутреннюю и внешнюю политику. То есть берет всю ответственность за внутреннюю политику, чего раньше не было. Это позитивный момент.

4.         Аппарат правительства сокращается. Это экономия бюджета государства где-то на 1,5 миллиарда сомов в год. Высвободившиеся средства можно направить на покрытие социальных нужд в такое сложное экономически время.

5.         Сроки работы президента. В кыргызской версии проекта указано, что президент может работать не более одного срока, а в русской версии проекта – не более двух сроков. В наших реалиях лучше президенту ограничить срок пребывания у власти - будет больше ответственности и меньше рисков.

6.         Согласно проекту, президент назначает членов правительства ТОЛЬКО с согласия парламента. Это обеспечит равновесие ветвей власти.

7.         Курултай. В проекте предлагается, что Народный курултай может созывать только президент. Но надо, чтобы курултай мог созываться по инициативе своего президиума. Также говорится, что перед курултаем отчитывается президент. Значит, если есть отчет, будет и оценка. Это должно быть четко прописано в конституционном законе. Когда чиновник чувствуют контроль – он работают ответственнее. До этого президенты не отчитывались перед общественностью. Также в проекте курултай наделяют правом выражать недоверие членам правительства. То есть этим обеспечивается народный контроль.

8.         Четвертая весть власти. Четвертой ветвью власти в Кыргызстане до этого были такие органы как Генпрокуратура, Социальный фонд, Счетная палата, Национальный банк, которые не были включены ни в исполнительную, ни в законодательную власть. Сейчас их предлагают ввести в состав исполнительного органа, что является логичным шагом.

9.         Судебная система. Судебная система нуждается в реформировании. Мы уже проходили “телефонное право” и карманных судей. С такой судебной системой истинную демократию не построишь. Нам нужен независимый суд. Второе – авторы проекта предлагают разделить Конституционную палату и Верховный суд. Я предлагаю оставить все как есть и не делить эти органы. Мы проходили деление и это себя не оправдало. Верховный суд рассматривает очень много дел, у нее большая нагрузка, а Конституционная палата может в год рассмотреть ноль дел. А между тем, их обслуживает 30-40 служащих – это расходы в 700-800 миллионов сомов. 

10.      Свобода слова. Много вопросов по статье 23 проекта новой Конституции. Цензура согласно статье 11 нового проекта Конституции запрещена, но в то же время в статье 23 для работы СМИ есть запреты. Я бы предложил убрать эту статью или привести ее в соответствие с другими статьями, так как один главных принципов демократии – свобода слова. На случай сильных злоупотреблений есть судебные органы, сам Основной закон должен гарантировать свободу слова и мысли.

В заключение экс-депутат ЖК отметил, что в стране как можно быстрее надо установить мир и спокойствие, чтобы обеспечить нормальные условия для прихода инвесторов. “Мы все имеем на руках проект новой Конституции. Каждый гражданин должен внести свою лепту, если он думает о будущем своей страны”, - сказал он.

up