16:55, 28 марта 2024 Чт

В Кыргызстане в школьные уроки внедрят элементы критического мышления и гендерно-чувствительной педагогики

В Кыргызстане в школьные уроки внедрят элементы критического мышления и гендерно-чувствительной педагогики — Today.kg

22-23 августа в Бишкеке состоялся тренинг для школьных учителей по применению гендерно-чувствительной педагогики и использованию критического мышления и инновационных методов обучения в ходе видеозанятий, а после и в процессе оффлайн-образования.

Обучение пройдет на базе Инновационного колледжа АУЦА (Technical School of Innovation AUCA - TSI) в рамках проекта ЮНИСЕФ «Девочки в науке» во исполнение пост-антикризисного плана Министерства образования и науки Кыргызстана и подготовки мультимедийных уроков по школьной образовательной программе для обеспечения широкого доступа к образованию всем учащимся и их родителям в ситуации пандемии COVID-19.

В ходе тренинга представители ЮНИСЕФ и преподаватели Инновационного колледжа АУЦА обучили 47 учителей биологии, географии, математики, физики и химии, задействованных в производстве мультимедийных уроков, основам использования элементов критического мышления и гендерного-чувствительной педагогики в преподавании STEM-предметов. Параллельно преподаватели TSI продемонстрировали своим школьным коллегам интерактивные методы организации уроков и помогли педагогам отработать их на практике.

Знания и навыки, полученные в ходе тренинга, помогут учителям избежать формирования у детей гендерных стереотипов в ходе изучения STEM-дисциплин, привлечь интерес школьников к преподаваемому материалу и поддержать их стремление заниматься наукой впоследствии.

Как отметила гендерный специалист ЮНИСЕФ в Кыргызстане Нора Суюналиева, абсолютное большинство школьных учебников, используемых в Кыргызстане, гендерно не сбалансированы, что способствует формированию у детей стереотипа о том, что наука – это сфера, в которой преуспеть могут исключительно мужчины.

«В Кыргызстане 2,1 млн детей, это 36,5% от всего населения! В школах учатся более 1 млн 300 тыс. детей, причем более 620 тыс. из них это девочки. На этом факте должен строиться каждый учебник, каждое учебное пособие. Мы не можем позволить, чтобы наши учебники или наш процесс образования был гендерно нечувствительным. Я верю, что Кыргызстан станет примером для всех стран в мире, как сделать так, чтобы каждая девочка и каждый мальчик выбрали свой путь и поможет им в этом гендерно-чувствительная педагогика и учителя», - сказала она.

По словам директора по академическим вопросам Инновационного колледжа АУЦА Жылдыз Нишараповой, внедрение критического мышления в образовательный процесс – это требование времени. Вместе с тем, добавила она, методики, используемые в большинстве учебных заведений Кыргызстана, морально устарели и их применение дает слабый эффект в усвоении материала.

«Если раньше задачей учебных заведений была подготовка специалистов, обладающих конкретным набором «жестких» навыков, то сегодня во главу угла ставятся совсем другие навыки – «мягкие». Технологии настолько быстро меняют наш мир и существующие в нем профессии, что в 21 веке главной задачей образовательных учреждений должна стать подготовка очень гибких специалистов с развитым критическим и креативным мышлением, способных быстро ориентироваться в большом объеме информации и постоянно совершенствующих свои навыки и знания. Сегодня некоторые университеты в Кыргызстане уже начали понемногу адаптироваться к этим задачам, но этого мало, такое обучение должно начинаться буквально с детского сада», - пояснила Нишарапова.

О проекте ЮНИСЕФ «Девочки в науке»

Проект ЮНИСЕФ «Девочки в науке» ориентирован на кыргызстанских школьниц в возрасте 15-18 лет, которые проявляют интерес к сфере STEM, имеющей огромные перспективы в 21 веке.  Проект включает в себя профориентацию и подготовку девочек в школах с последующим направлением их на двух-четырехмесячные программы коучинга в государственные и частные учреждения, в том числе в те, чьи основные направления деятельности сосредоточены на дефицитных областях профессиональной деятельности: информационные технологии, инженерное дело, транспорт, строительство, естественные науки и т.д. В результате обучения и наставничества в рамках проекта девочки будут лучше подготовлены к продолжению обучения в выбранной области после окончания школы, а также будут конкурентоспособны в плане получения стипендий или работы после завершения школьного образования.

Инновационный колледж АУЦА в данном проекте выступает в качестве исполнительного партнера и отвечает за разработку программ подготовки учителей по STEM-дисциплинам. Колледж проработает учебные программы и курсы обучения учителей, преподающих предметы STEM, с учетом внедрения принципов критического мышления и гендерной-чувствительной педагогики для более эффективного преподавания в целевых школах.

По результатам апробирования и введения данных новых практик в 20 пилотных школах, исполнители проекта проведут работу по их институционализации в системе образования Кыргызской Республики для обеспечения полномасштабного внедрения этих наработок во всех школах страны.    

Для справки: Аббревиатура STEM расшифровывается как science (наука), technology (технологии), engineering (инженерия), mathematics (математика). 

up