14:15, 19 апреля 2024 Пт

Как создаются нелегитимные долги или гладко лишь на бумаге

Как создаются нелегитимные долги или гладко лишь на бумаге  — Today.kg

Напомним, правозащитник Анара Дауталиева призывает президента Сооронбая Жээнбекова не подписывать закон о проекте ВБ на 50 млн долларов США 

Речь идет о законе КР «О ратификации Соглашения о финансировании между КР и Международной ассоциацией развития по проекту «Образование для будущего», подписанного 7 мая 2020 года в Бишкеке и одобренный 11 июня 2020 года в трех чтениях Жогорку Кенешем КР. Очередной проект Всемирного Банка «Образование для будущего» на 50 млн долларов, по ее словам, не эффективен и его нужно вернуть на повторное обсуждение. 

Анара Дауталиева предлагает президенту Кыргызстана начать процесс определения нелегитимности долга по двум проектам: «Сельское образование» (2004-2011) - сумма 15 млн долларов США и «Поддержка реформ в секторе образования» (2014-2018) – сумма 16,5 млн долларов США. И признать неподлежащим к выплате этого долга Кыргызстана перед Всемирным Банком (ВБ).

Также правозащитник предлагает провести государственный аудит эффективности реализации проекта ВБ «Поддержка реформ в секторе образования». (16, 5 млн долларов США)

Публикация материала "Правозащитник Дауталиева призывает президента не подписывать проект ВБ на 50 млн долларов США" вызвала большой интерес и много вопросов. 

Анара Дауталиева прояснила свою позицию насчет эффективности кредитов Всемирного банка. Ее словам мы приводим полностью:

В условиях, когда КР уже серьезно обременен выплатами внешнего долга, когда предыдущими проектами  не были достигнуты заявленные цели,   министр образования и науки К. Исаков продвигает очередной провальный проект в образовании, обосновывая необходимость его получения, что  дескать на 50 млн.проект (грант/кредит -25/25 млн.USD) по всей стране после  (НЕ СТРОИТЕЛЬСТВО) будут открыты 500 детских садов , 1200 школам будет передана компьютерная техника, а после подготовки 36 тыс. учителей и пересмотра методов обучения в 2024 году (наша страна после 15-летнего неучастия, наконец, вновь примет участие в) PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

 

Однако министр нигде не озвучивает следующее:

-  что существует два основных вида займов ВБ: инвестиционные (финансирование производства товаров, работ и услуг) и программные («на цели развития», финансирование в целях поддержки структурных реформ), и последние наиболее спорные, ибо реформы проводятся подчас без учета особенностей развития страны-заемщика (вспомните приватизацию в 90-е годы и  реформы госуправления в начале нулевых годов). В данном проекте ВБ именно этот элемент необоснованно «присутствует» и его необходимо исключить;

           - Проект ВБ состоит только из 2 компонентов, и в рамках первого дословно пишется лишь то, что «будет оказано содействие в установке туалетов внутри помещений и санитарно-технического оборудования, предназначенных для детей, в помещениях существующих зданий общинных сменных детских садов (СДС), что также предполагает проведение ремонтных работ в существующих зданиях». И только!!!

 

Это подтверждается также другим документом:«Учитывая, что ремонтно-строительные работы в рамках подкомпонента 1.1 будут небольшими по своему масштабу, подрядчики для ремонта ПДС будут привлекать рабочую силу средней квалификации с биржи труда. Скорее всего, эти работники будут по большей части мужского пола (это особенно касается малоквалифицированных рабочих; «Для большинства компонентов предлагаемого проекта строительные работы не предусмотрены, и какие-либо серьезные риски не ожидаются. Лишь в рамках подкомпонента 1.1 силами местных подрядчиков будут проводиться небольшие по масштабу ремонтные работы, для которых возможно будут привлекаться работники по контракту из числа местных жителей.». Речь не идет о СТРОИТЕЛЬСТВЕ новых детсадов!!! Даже не о реконструкции зданий, а всего лишь о ремонте санузлов в уже существующих  зданиях садах, которые и так открываются по всей стране.

 

 «Айыл окмоту(сельские органы местного самоуправления) предоставят помещения, которые находятся в их собственности, и которые отвечают соответствующим национальным педагогическим стандартам, нормам безопасности, гигиены и санитарии. Они должны будут обеспечить надлежащее благоустройство территории и гарантировать установку ограждения вокруг объекта…….».

 

В Кыргызстане- 465 айыл өкмөтү, и они сами способны произвести в 500  зданиях подобный ремонт, используя подсобную рабочую сил, не используя  кредит ВБ! Этот элемент нельзя назвать реальной инвестицией.

Есть лишь один элемент реальных инвестиций в этом проекте – компьютерная техника и ИТ-платформа (увы, в условиях НТР быстроустаревающий актив, требует постоянной технической   поддержки и обновления). Но он теряется на фоне спакетированного в нагрузку к нему разного рода «программно-необходимыми» обучающими крайне спорными мероприятиями, вес которых можно оценить как более половина проекта. Именно на этом «довеске» паразитируют т.н. «проектанты», вводя необоснованные расходы, результаты которых будут расплывчатыми, без четких критериев оценок.

 

Предыдущие проекты ВБ в области образования постоянно сопровождались скандалами по выпуску  школьных учебников, но все же какая-то часть учебников стала использоваться, что можно счесть инвестиционным активом долгосрочного характера. А в новом проекте ВБ, есть также лишь такой актив – ИТ-актив, но скорее его следует признать краткосрочного характера в условиях ускорения НТР, если он не будет дополнен постоянной господдержкой (устойчивость проекта в последующем под вопросом). То есть, новый проект ВБ еще менее эффективен, как и предыдущие два образовательных проекта. Никакие новые методы обучения без современных учебников не подготовят наших школьников к PISA.

 

Элементы программных инвестиций вновь «перекочевали» в новый   проект: «Целью разработки проекта

 «Обучение для будущего» (далее – «Проект») является оказание поддержки Правительству Кыргызской Республики в повышении как уровня подготовки к школе, так и эффективности преподавания в дошкольных учреждениях посредством обеспечения среднего образования в целевых сообществах»,но после обучения 11,5 тысяч учителей(1-4 классов) начальной школы (2016 год) качество преподовательской деятельности(повышение квалификации учителей),  пересмотренные учебные планы и предметные стандарты(5-9 классы),  широкий спектр участвующих вовлеченных учителей и учащихся, оценивание- не достиг заявленного ранее индикаторов результативности  и устойчивости проекта ВБ «Поддержка реформ в секторе образования» (2014-2018 гг) .

Безответственный подход министерства образования и науки в подготовке такого проекта приведет лишь к тому, что КР вновь будет обременен долгом, которому не следовало быть. Это случилось потому, что произошло грубейшее нарушение правил и политик как банка, так и национального законодательства, в части обязательности проведения широкоформатных общественных консультаций (разве совещание в составе 20 чел. их полноценная замена?). В результате, мы не получили в очередной раз информированного, осознанного и добровольного согласия родителей школьников и учителей на проведение нового раунда изменений в области образования. И на наших глазах, создается новый долг, не подлежащий выплате, ибо он не был согласован с реальными бенефициарами проекта – родительской и учительской общественностью.

 

На основании вышеизложенного, прошу Президента КР С.Ш.Жээнбекова:

- не подписывать закон ,вернуть на пересмотр Проект ВБ «Образование для будущего»;

- согласно политике банков и НПА КР,  организовать широкоформатные  общественные  слушания;

- провести Счетной палате государственный аудит  эффективности реализации  проекта ВБ «Поддержка реформ в секторе образования» на сумму 16,5 млн. долл.США, на достижение заявленных целей,на устойчивость  результатов после реализации ,управление проектом.


 

up